После Дня Очищения, который знаменует собой суд в настоящем и является прообразом страшного суда в будущем, следует последний из годовых праздников – Кущи (Суккот).
Левитам 23:33-36 «33 И сказал Господь Моисею, говоря: 34 скажи сынам Израилевым: с пятнадцатого дня того же седьмого месяца праздник кущей, семь дней Господу; 35 в первый день священное собрание, никакой работы не работайте;36 в течение семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте».
Древнееврейское слово Суккот סֻכּוֹת (буквально «кущи») означает «шалаши», «кущи». Непосредственно после исхода, прежде чем были изготовлены шатры для жизни в пустыне, израильтяне поселились в наспех возведённых шалашах из ветвей. Об этом событии и заповедано ежегодно вспоминать во дни Кущей «42 в кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах, 43 чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш» (Левит 23:42-43).
Живя в плодородной стране, народ Божий постоянно подвергался большой духовной опасности – забыть благодеяния Господни. Он мог впасть в неблагодарность и неверие, приписывая себе самому все свои победы и успехи.
Второзаконие 8:17-18 «17 и чтобы ты не сказал в сердце твоем: "моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие", 18 но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим».
В момент празднования каждый израильтянин вновь ощущает себя выходцем из Египта, зависящим только от милости Божьей. Ему предписано выйти из дома, удалиться от амбаров и хранилищ, полных даров земных, и провести 7 дней в шалаше, где сквозь крышу из ветвей просвечивает небо. Левитам 23:40 «40 в первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней».
Этрог (אֶתְרוֹג) (ветка с лимоном) символизирует праведника, изучающего Тору и творящего добро людям (вкусный плод и сильный аромат).
Ветви финиковых пальм – приносят вкусные плоды, но лишены аромата: означают людей, изучающий Тору, но не творящих добрых дел.
Мирт (вечнозелёный кустарник) – обладает приятным ароматом, но не приносит съедобных плодов. Символизирует тех, кто не изучает Тору, но творит добро.
Вербы речные – лишены и плодов, и запаха. Они указывают на тех, кто не имеет ни знания Торы, ни добрых дел.
Этрог во время Богослужения в праздник Кущей держат в левой руке отдельно, а остальные 3 растения связывают вместе и берут в правую руку. При этом правая рука символизирует милость Божью, а левая – правосудие. Только праведник может выдержать испытание правосудием Божьим, поэтому этрог и держат в левой руке. Остальным же «растениям» (т.е. нам с вами) остаётся уповать лишь на милость и прощение.
Кущи (Суккот) это прообраз переселения праведников после Суда в Царство Божье, знак завершения истории, перехода её в новое, высшее, духовное измерение.
Апостол Иоанн увидел праведников из всех народов, стоящих перед престолом Всевышнего «с пальмовыми ветвями в руках», т.е. празднующих Кущи в высшем мире. Откр. 7:9-10 «9 После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих.10 И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!».
Итак, годовой круг праздников – это есть путь каждой души. По отношению к народу Божьему это выглядит так: получив от Господа свободу (Пасха – Песах), а затем и Закон вместе с руководством Духа Святого (Пятидесятница – Шавуот), народ в завершение своего пути, в конце дней, воскресает из мёртвых (Рош-hаШана) и призывается на Последний Суд (День Очищения – Йом Кипур). После этого праведники наследуют Царство Божье (Кущи - Суккот).
Такой же путь предназначен и каждой душе. Вначале душа получает великие милости от Всевышнего, а затем даёт отчёт на суде о прожитой жизни. Лука 12:47-48 «47 Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;48 а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут».
Такое «судебное расследование» ждёт каждого из нас по окончании земного бытия, непосредственно после исхода души из тела (Лука 16:19-31; 2 Коринф. 5:10).
Но человек может избрать и другую очерёдность событий. Для души может наступить пробуждение – «воскресение из мёртвых» - ещё в период земной жизни (праздник Труб – Рош-hаШана). Затем произойдёт её самоисследование и покаяние перед лицом Господа (День Очищения – Йом-Кипур). После этого – полная перемена жизни, «переселение» из состояния греха и смерти в жизнь вечную (Кущи – Суккот).
«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобой Иисуса Христа» Иоанн 17:3. В результате человек переживает великое освобождение – полное избавление от духовной смерти (Пасха) и соединение с Создателем посредством Святого Духа, Который запечатлевает в сердце человека заповеди (Пятидесятница). Этот последний праздник – есть торжество полного возвращения к Богу.
Почему же праздники, исполненные столь глубокого значения и предписанные Самим Творцом, большинством христианских конфессий отвергаются (Рош hаШана, Йом-Кипур, Суккот)? А Песах (Пасха) и Шавуот (Пятидесятница) празднуются не в те дни, которые назначены Библией? Когда же произошла перемена «праздничных времён» - отступление, предсказанное ещё в 6 веке до н.э. пророком Даниилом? Даниил 7:23-25«23 Об этом он сказал: зверь четвертый - четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее.24 А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей,25 и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени».
Теологи говорят, что осуществилось это в 4 веке нашей эры, когда Константин, император четвёртой Римской мировой империи (выступающий в пророчестве под именем «четвёртого зверя») объявил себя христианином, а Христианство – господствующей религией в империи. Формальное принятие Христианства без соблюдения духа и буквы учения Йешуа превратило Христианство из религии гонимой в религию гонителей. Это повлекло за собой и отказ от библейского календаря, вместо которого церковными властями был принят римский языческий календарь. Об этом свидетельствуют названия месяцев, данные в честь римских богов: январь – в честь Януса; февраль – в честь Феба; март – в честь Марса и т.д.
Писание учит нас отличать Закон Божий от преданий человеческих – и полностью отвергать предания человеческие, если они противоречат воле Всевышнего. Исайя 29:13-14 «13 И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих; 14 то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет».
Получал ли кто-либо и когда-либо право отменять праздники Господни или переносить их? Ответ содержится в самом Писании. Обо всех этих праздниках сказано, что они – вечны и должны праздноваться «из рода в род» (Исход 12:42; Левит 23:14,21,31,41).
Существует пророчество о «времени, временах и полувремени» (иначе говоря, это «год, два года и полгода») как сроке, в течение которого будет продолжаться влияние царя, возмечтавшего отменить Божьи установления (Даниил 7:25). Тот же срок преследования «соблюдающих заповеди и имеющих свидетельство Иисуса Христа», указан в Откровении Иоанна: это 1260 дней, каждый из которых равен обычному году (Откр. 12:6,12,17; Числа 14:34).
Таким образом, от эпохи императора Константина до времени получения множеством верующих прямого доступа к первоисточнику своей веры, Священному Писанию, должно было миновать 1260 лет. И действительно, только к концу 16 века (325+1260=1585 год), вследствие многочисленных диспутов и сражений между протестантами и католиками, в Европе начало распространяться мнение о допустимости свободы вероисповедания. Это повело к новому пристальному изучению Библии. Благодаря деятельности переводчиков-просветителей, миллионы людей смогли получить Библии на своих родных языках. И тогда началось исследование слова Божьего, о котором Сам Господь сказал через пророка Исайю (Исайя 55:11): «11 так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его». Итак, мы видим, что пророчества исполняются и правда Божья торжествует.
Суккот длится 7 дней (с 15 тишрея по 21 тишрея). Первый (в странах рассеяния также и второй) день — иом тов (יוֹם טוֹב) (праздничный день, в который работа возбраняется), а остальные дни — хол hа-мо‘эд (חוֹל הַמּוֹעֵד) (дни, в которые работа разрешается). В Библии Суккот — «праздник собирания [плодов]» (Исх. 23:16; 34:22): «праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из точила твоего» (Втор. 16:13, ср. Исх. 23:16; Лев. 23:39), праздновавшийся «в конце года» (Исх. 23:16, 34:22).
С древнейших времен Суккот был одним из наиболее важных паломнических праздников и потому назывался «праздник Господа» (Лев. 23:39; Суд. 21:19).
Шмини Ацерэт. Праздник Шмини Ацерет (שְׁמִינִי עֲצֶרֶת), который следует сразу за Суккот, на восьмой день, считается отдельным праздником. Читается поминальная молитва Изкор (יִזְכּוֹר). В Торе, после описания службы в каждый из семи дней праздника Суккот, говорится: «В день восьмой празднование да будет у вас». Слова «восьмой» שְׁמִינִי (шмини) и «празднование» עֲצֶרֶת (ацерэт) дали название этому празднику, завершающему «зман симхатейну» — время нашего веселья. Мидраш говорит, что, завещая еврейскому народу еще один праздничный день после недели торжества и ликования, Всевышний как бы просит: «Дети Мои, задержитесь еще на день в Моей обители. Тяжело Мне расставаться с вами».
Суккот наполнен глубоким духовным смыслом. Все, что происходило в этот праздник в древнем Израиле, глубоко пронизано Божьими пророчествами. Мы сейчас рассмотрим некоторые из них.
В празднике Суккот много обрядов. Нет ни одного такого другого праздника в еврейской истории, в котором было бы такое количество обрядов. Мы все равно не сможем описать все сейчас, но рассмотрим один из самых главных.
Иоанна 7:14 «Но в половине уже праздника вошел Йешуа в храм и учил».
Какого праздника? Суккот. Чтобы точно в этом удостовериться, давайте прочитаем 2-й стих 7 главы: «Приближался праздник Иудейский – поставление кущей».
И вот в половине этого праздника Йешуа пришел в Иерусалим. Вы можете подумать, что Он пришел в половине праздника случайно. Но это отнюдь не так. Мы начнем понимать, что это не случайность, когда прочтем с 3-го стиха:
«Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтоб и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне и ищет сам быть известным; если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Ибо и братья Его не веровали в Него. На это Иешуа сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время;.. вы пойдите на праздник сей, а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось. Сие сказав им, остался в Галилее».
Он не случайно пришел в половине праздника. Оказывается, даже родные побуждали Его придти с самого начала. Но Он знал, что еще не время. Что же это за странное время – середина праздника Кущей, середина праздника Суккот?
Давайте заглянем в Агаду (אַגָּדָה). В ней приведены отрывки из многих трактатов Талмуда и прочтем из трактата «Суккот» и из трактата «Тосефт»: «Кому не довелось видеть торжества возлияния, тот не видел в жизни своей зрелища, истинной радости».
Что же это за торжество излияния, которое происходило в Иерусалиме в те дни? Это совершенно особый праздник в празднике. Это праздник Священной воды. Я хочу вам сказать, что древние евреи не поклонялись воде и у них не было суеверной веры в то, что вода из баночек производит что-то невероятное в течение года, это торжество имеет совсем иной характер.
Ночью Иерусалим был освящен невероятным сиянием. Такого сияния, как в эту ночь, в другие дни года в Иерусалиме не было. Четыре огромных двадцатипятиметровых золотых светильника стояли в Храме. В них горел елей. Древние свидетельствуют о том, что в Иерусалиме не было и маленького дворика, который не был бы ярко освещен этим светом. И вот в эту ночь происходило водочерпание. В разных местах Иерусалима черпалась вода. Она черпалась из особых бассейнов и наливалась в особые сосуды. Эта вода ночью в сиянии золотых светильников переливалась разными цветами, поэтому этот праздник назван многоцветным. Это было что-то такое особенное, что после разрушения Храма верующие евреи не могли себе представить. Ничто в мире не смогло заменить им этот праздник.
Центральное торжество начиналось утром следующего дня. Все 24 череды священников разделялись на три группы. Первая группа священников служила в Храме у алтаря. Вторая группа шла в долину, где они срезали ивовые ветви и соединяли в своеобразные связки (в эпоху Второго Храма эти ветви достигали 6-8 метров). Приготовив эти ветви, священники выстраивались в шеренги и ожидали особого сигнала, которым служил звук шофара.
В это же самое время третья группа священников во главе с hа-коhен hа-гадоль (הַכּוֹהֵן הַגָּדוֹל) (первосвященником) подходила к бассейну Шилоах (בְּרֵכַת הַשִּׁלּוֹחַ) (Силоам). Это был особый бассейн. Одно из значений этого слова – тихо и мирно текущая вода. По звуку шофара, который разносился из Храма и был слышен по всему Иерусалиму и во всех окрестностях, священники из долины начинали маршировать в Иерусалим к входу в «Водяные ворота». В это же самое время первосвященник черпал воду из источника, который назывался Шилоах и заливал ее в специальный золотой сосуд. И после того, как она заливалась в сосуд, с этого момента она называлась маим хаим, что в переводе означает живая вода. Великий священник нес золотой сосуд, наполненный маим хаим.
Что символизирует в Библии живая вода? Она говорит нам о вечной жизни, которую дарит нам Йешуа. Она говорит нам о Духе Святом, который наполняет нас, как чистая вода с небес.
С другой стороны шли священники, сильно размахивающие ивовыми ветвями, которые издавали громкий свист. Этот свист символизировал Божий ветер, который приходил с небес на Иерусалим, город Вечного Царя.
Эти две группы священников одновременно шли в Иерусалим. Они входили в город и направлялись к Храму. Впереди этих процессий шел один особенный человек – левит. Он играл на флейте, и в этом был особый Божий смысл. Это был уникальный случай (происходило это только в Суккот), когда левит возглавлял процессию коганим (священников). Его называли «тот, который пронзен».
О ком в Танахе сказано, что Он будет пронзен? О Мессии! И Он пришел в Иерусалим, чтобы это исполнилось на Нем, и пришел как раз к началу этих великих действий.
Обратите внимание!
Процессию священников возглавлял флейтист. Евреи знали, что он называется «тот, который пронзен». Флейтист символизировал Мессию. Мессия входил в Иерусалим и вслед за Ним входил Дух Святой в ветре и в воде. Этот обряд был живым пророчеством того, что должен был сделать Господь. Прямо на виду всего народа священники пророчествовали о Мессии, о том, что должно было произойти вскоре в этом городе. Флейтист вел священников в город. Звук флейты символизировал голос Машиаха.
Одно из пророчеств ТаНаХа о Мессии гласит, что Он «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» (Исаии 42:3). Многие иудеи ждали Мессию, который придет в грозе и буре, но истинный Мессия Йешуа исполнил пророчество иудейских пророков. Они говорили, что Он будет кротким, тихим, милостивым и смиренным. И голос Его будет таким же. «Голос» флейты указывал на того Мессию, который уже стоял в Иерусалиме. Это были великие дни.
Священники входили в Храм и окружали алтарь. Они двигались вокруг алтаря в особом священном танце. Они обходили алтарь. И после этого наступало время действовать первосвященнику. Он подходил с золотым сосудом к алтарю, на котором приносились великие жертвы, и возливал на него воду. Это было единственный раз в году, так как ни в какие другие дни года вода не возливалась на алтарь, а только вино в дополнение к жертвам. В этот день вино возливалось также. Но вино было только второстепенным по отношению к воде. Это может показаться странным, но вино было в серебряном сосуде, в то время как вода была в золотом. «Царские» почести были оказаны воде, а не вину. Вино было всего лишь дополнением к воде. Когда вода изливалась на алтарь, это также было указанием на конкретное пророчество о Йешуа.
В Псалме 21:15 сказано: «Я пролился как вода».
Это пророчество исполнилось, когда начальники и народ предали Йешуа в руки язычников, и когда Он был ими распят и пронзен на Голгофе. Тогда из Его раны истекла кровь, и потом вода. Он пролился весь, до последней капли, за нас с вами. Еврейский Мессия, еврейский Спаситель, Тот, который был обещан народу Израиля и Тот, Кто пришел спасти всех.
Праздник Суккот был преддверием великому освобождению. Йешуа видел толпы радующегося народа и хотел, чтобы они радовались радостью вечной и непреходящей. Иешуа знал, что если люди не поймут, кто Он, если не увидят в происходящих древних обрядах пророчеств, которые указывают на Него и не поймут, для чего Бог это сделал, а будут просто радоваться, веселиться, танцевать, потрясать лулавом, размахивать плодами, видя эту воду, которая изливается в многоцветном сиянии золотых светильников, и процессию величественных священников, то вся эта радость скоро померкнет и улетучится, и то главное, ради чего им дана была эта радость, так и не состоится в их жизни.
Иоанна 7:37«В последний же великий день праздника, стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей».
Евреи должны были понимать, что это значит. Ни один человек сам по себе не мог осмелиться после торжества возлияния воды закричать такое в Иерусалиме: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей!!!»
Когда вода из золотого сосуда возливалась на алтарь в Храме, пели песню «Маим» (מַיִם), именно эта песня отображена в 3-ем стихе 12 главы пророка Исаии, в котором сказано: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения».
Практически Йешуа провозгласил: «Я – этот источник спасения! Вы только что пели «Маим». И если вы хотите этого на самом деле, если для вас это не просто религиозный обряд, если вы хотите перемены в вашей жизни и чтобы та радость, которая пришла в эти дни, заполнила всю вашу жизнь и никогда не прекращалась, бегите ко Мне и пейте, потому что Я пришел сюда дать вам живую воду с небес».
Бог Израиля взывает к нам и сейчас. Он хочет реальной перемены нашей жизни. Он не хочет, чтоб мы имели поверхностную радость, чтобы мы делали вид, что нам хорошо. Он хочет вырвать нас из суеты, из плена греха, из плена обстоятельств.
Давайте поднимем руки к Господу и скажем:
בָּרוּךְ אַתָּה יהוה אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ בְּמִצְוֹתָיו וְצִוָּנוּ לֵישֵׁב בַּסֻּכָּה
Барух Ата Адонай Элоhейну Мелех hаолам Ашер Кидшану Бемицвотав Вецивану Леишев Басукка
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам жить в шалаше!
НА сколько это легитимно отмечать праздники которые назначил Бог евреям,исполняя это постановление,и отвергать другое более важное ,жизненно важное вселенское действие Бога-это покорение Евангелию ,принятие СЫНА,.Во основе своей празднуют ведь те кто СЫНА не принял(за исключением 4% принявших).Вы примите СЫНА сначала,а в месте с ним и ОТЦА,а если СЫНА не приняли то и ОТЦА не приняли----так к чем праздновать праздники если ты противник?Примирись с Богом сначала.......Ах да у них традиция....А праздники эти станут вечными когда их они будут праздноваться в ДУХЕ СВЯТОМ, а не в духе человеческого разума и противления СЫНУ.
Писание говорит в Лев. 23 что это не еврейские праздники, а ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ... Если Он ваш Господь, то это повеление и для вас Лев.23:1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 объяви сынам Израилевым и скажи им о праздниках Господних, в которые должно созывать священные собрания. Вот праздники Мои: <....> 41 и празднуйте этот праздник Господень семь дней в году: это постановление вечное в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его;
Сестра Рут я много лет слежу за Мессианским движение и это вдохновляет не только потому что евреи обретают от Бога через Иисуса Христа то что им принадлежит по праву Божьих обетований , завета , и много другого .Но и потому что знаю что восстановление корня маслины повлияет и на привитую ветвь . Но есть одна проблема или точнее не проблема , а постановаление Иерусалимского собора в Деян.15:7-29 , на которое обращают мало внимания . Соблюдающие все постановления данные через Моисея апостолы пресвитеры и другие , решили не обременять обращенных из других народом всем этим кроме воздерживатся от блуда , удавленинны , крови . " Ибо угодно нам и Духу Святому не обременять .... ". Получают ли благословения язычники на еврейские праздники , судя по всему да . Приближаясь к одним Своим детям , Он не может проигнорировать других . Должны ли обращенные из язычников соблюдать праздники , с их обязательными предписаниями , некоторые из которых говорят об участии только обрезанных ,- нет . Об этом говорят многие послания , апостола Павла .предостерегая язычников возлогать на себя бремя закона .
Праздники Господни не имеют отношения к тому о чем вы говорите... Дословно они переводятся по смыслу что это установленные Богом сроки для определенных вещей... Именно на праздники Иисус был распят, произошло крещение Духом Святым и так далее... Эти установленные Богом времена необходимо праздновать, но через призму Нового Завета...
Кто должен ? И что значит соблюдать ? Вы Рут призываете не евреев отпрашиватся с работы и ничего не делать как предписывает писания для еврее . И если на праздники Господни произошли знаковые события для церкви это не значит что их должны соблюдать, те которых апостолы от этого освободили . Вы говорите часто о них лишь с точки зрения торжества и веселия , это правда .Также с точки зрения Христа и это назидательно . Но также Праздники Господни и другие постановления закона это тяжелое бремя ,с жесткими предписаниями . Вы на самом деле отдаете себе отчет к чему вы призываете верующих из язычников .
16 Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей. 17 И будет: если какое из племен земных не пойдет в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет дождя у них. 18 И если племя Египетское не поднимется в путь и не придет, то и у него не будет [дождя] и постигнет его поражение, каким поразит Господь народы, не приходящие праздновать праздника кущей. (Зах.14:16-18)
Не стоит судить Иерусалим. Какой можно назвать город или страну, которые исполняют волю Всевышнего?
Не легко найти такой пример.
Но реально города и страны, которые подобны Содому и Гоморе, а это были города разбойников, а не прелюбодеев как многие считают, это те которые грабят и унижают иные народы.
Наверное догадываешься, какие страны сейчас в мире есть главные грабители и навязывающие свои правила иным народам?
27 И сказал им: «Суббота для человека, а не человек для субботы; 28 поэтому Сын Человеческий – Господин и субботы. Мк.2. Аналогично и в двух иных жизнеописаниях.
В данном случае под субботой следует понимать любые дни отличные от будней. Любой день отличный от будней которые полны забот текущего дня - есть по существу праздничный день, то есть суббота. Господин вправе решать что ему делать или не делать в такой день, если конечно он ГОСПОДИН, а не раб привычек, установлений, традиций.