Историк пробуждения рассматривает четыре возможных урока из Эсбери |
Самый известный евангельский толкователь пробуждений Джонатан Эдвардс учил, что никто не может судить о пробуждении из вторых рук. Эдвардс жил до появления телекоммуникаций, но я думаю, он бы сказал, что духовная реальность пробуждения недоступна дистанционно, какой бы технологически сложной ни была передача. Образ вещи - это не сама вещь.
Итак, через пять лет после того, как я поступил в Университет Эсбери читать лекции об американских религиозных пробуждениях, я пошёл посмотреть одно из них.
Многие верующие могут вспомнить исключительный момент в жизни своей паствы — возможно, во время необычной проповеди, которую многие проповедники произносят только один раз, или время великого благословения или несчастья, затронувшего всех. В таких случаях вся община объединяется в своей ясности и сосредоточенности на Боге, и она становится “единодушной” или homothumadon, если использовать греческий термин из Деяний Апостолов.
Примечательно, что это объединяющее чувство, выраженное в песнях и богослужении, подкрепленное краткими чтениями Библии и краткими свидетельствами, теперь происходит не только в Эсбери, но и в часовнях колледжей по всей стране. Студенты и посетители приходят и уходят, но вновь собравшиеся испытывают чувство “единодушия”.
Слово «пробуждение» обозначает период времени, в течение которого христианская община переживает активизацию. Оно было определено как “период религиозного пробуждения: возобновление интереса к религии”, при этом “собрания часто характеризовались эмоциональным возбуждением”.
Называть собрание пробуждением означает, что произошло усиление переживания. Собравшаяся толпа не является пробуждением. Что отличает возрождение, так это углубление духовного чувства и самовыражения.
Пробуждения - это корпоративные мероприятия, основанные на опыте. Часто происходит духовное заражение, в результате чего переживания одного человека каскадом передаются другим. Термин "обновление" не так чётко определён, как "возрождение", однако он предполагает возвращение рвения или жизненной силы к группе верующих христиан, которые пришли в упадок в своей набожности.
С середины 1700-х годов сообщения о христианских пробуждениях из разных регионов и культурных групп демонстрируют общие темы. Участники рассказывают о своём живом восприятии духовных вещей, великой радости и вере, глубокой скорби о грехе, страстном желании благовествовать другим и обостренных чувствах любви к Богу и собратьям по человечеству.
Во времена пробуждения люди могут толпиться в доступных зданиях для богослужений, заполняя их сверх всякой возможности. Служения могут длиться с утра до полуночи. Новости о пробуждении обычно распространяются быстро, и иногда сообщения — личные, печатные или широковещательные — зажигают новые пробуждения в других местах.
Иногда люди открыто исповедуются в своих грехах на публике. Ещё одним признаком пробуждений является щедрость — люди, готовые пожертвовать своим временем, деньгами или ресурсами для поддержки работы. Пробуждение часто бывает противоречивым, когда противники и сторонники критикуют друг друга. Антипробуждение возникает вслед за пробуждениями.
Могут наблюдаться необычные телесные проявления, такие как падение, перекатывание по земле, непроизвольные движения мышц, смех, крики и духовный танец. Другой особенностью могут быть так называемые знамения и чудеса, такие как исцеление больных, пророчества, видения или сны, раскрывающие тайные знания, освобождение от власти сатаны и говорение на языках.
Прошлые пробуждения создали новые формы сообщества, а также практические, активистские выражения веры. Пробуждения изменили социальные и церковные структуры, передав власть из центра на периферию. Люди, которым ранее не давали права голоса или шанса руководить, оказались в центре внимания. Женщины, цветные люди, молодежь и менее образованные - все они сыграли важную роль в современных христианских пробуждениях.
Пробуждения вызвали дебаты — о подлинной и поддельной духовности, деятельности и последствиях демонического, опасности религиозного фанатизма, служении мирян, роли женщин в церкви, необходимости новых объединений среди верующих и призывах к социальным реформам и социальной справедливости.
За последнее столетие глобальная церковь выросла как гриб благодаря религиозным пробуждениям или, как называет их автор Марк Шоу, “движениям харизматичных людей”. Такие движения пробуждают видение будущего и то, что Шоу называет “оптимистическим фатализмом”, то есть уверенность в том, что ни одна проблема — личная, семейная или политическая — не является слишком большой или слишком трудной для решения.
Распространенный вопрос, задаваемый наблюдателями — действительно ли это пробуждение? — возможно, не самый лучший, поскольку он подразумевает, что существует единый критерий, по которому должно оцениваться каждое новое духовное движение. (Некоторые в Эсбери предпочитают слово "излияние" пробуждению, таким образом избегая любых ограничивающих ассоциаций с последним термином).
Поскольку Дух есть Бог, Дух бесконечен — и это означает, что существует бесконечное множество способов, которыми Дух может найти человеческое выражение. Винки Пратни сравнила возрождение с романтикой. Точно так же, как тот, кто был влюблен раньше, может обнаружить, что влюбленность в нового человека - это новый опыт, так и романтика Духа никогда не будет точно такой же в любых двух случаях.
Пробуждения, возникшие между 1900 и 1909 годами в Уэльсе, Индии, Соединенных Штатах, Корее, Чили и других странах, были взаимосвязаны, но демонстрировали местные различия. Люди в Уэльсе пели гимны, и многие были обращены. Те, кто жил в Лос-Анджелесе, говорили на языках. Школьницы в Индии публично покаялись в своих грехах, как и многие в корейском пробуждении. У поклонников в Чили были видения рая.
Кто может сказать, почему одно проявление Духа преобладало в этой местности, а не в той? Писание говорит: “Итак, существуют различные дары, но Дух один и тот же. ...Каждому дано проявление Духа для общего блага” (1 Кор. 12:4,7, ESV).
Лучшим вопросом, который можно задать, чем “Это пробуждение?”, может быть “Это Дух?” Признание разнообразной работы Духа должно удерживать нас от поспешных духовных суждений и от опоры на наш собственный опыт в качестве меры для оценки чужого.
Духовная проницательность, как учил Иисус, требует от нас отличать “по плодам их” (Мф. 7:20) подлинное от поддельного. В своём трактате “Религиозные чувства” Эдвардс сделал "святую практику" своим главным признаком истинной духовности. Проблема в том, что “святая практика” становится очевидной только со временем, в то время как наша публикация в соцети с пальцем на спусковом крючке выносит суждение в течение нескольких секунд. Мы должны заниматься терпеливым, молитвенным размышлением и воздерживаться от поспешных суждений, если хотим правильно и по-библейски различать.
Эсбери - это пробуждение, которое трудно не полюбить. Находясь там, я не увидел ничего экстремального, диковинного или сварливого. Люди, часами стоявшие в очереди, были неизменно вежливы. Внутри часовни я не увидел ничего из привлекающего внимание поведения, которое часто сопровождало пробуждения в прошлом и порождало споры.
Когда мы пели любимые богослужебные песни, такие как “Открой глаза моего сердца”, “Песнь откровения”, “10 000 причин (Благослови Господа)” и “Больше не рабы”, мне вспомнились истории из Уэльского пробуждения 1904-05 годов, включавшие многочасовые службы с пением прихожан, без каких-либо заметных человеческих лидеров и без особых проповедей - и всё же со 100 000 обращенных.
Чилийская женщина, выступая через переводчика, сказала, что новости из Эсбери наэлектризовали Латинскую Америку. Лидеры сказали нам встать и простереть руки к югу, чтобы помолиться о возрождении в Латинской Америке. Это напомнило мне о просьбе, отправленной в 1905 году верующими из Лос-Анджелеса Эвану Робертсу — лидеру Уэльского пробуждения, - чтобы он и другие могли молиться о пробуждении в Калифорнии. Он написал в ответ, заверив их в своих молитвах. Пятидесятники рассматривают пробуждение на Азуза-стрит в 1906 году, по крайней мере частично, как ответ на те прошения к Богу, которые были вознесены более чем за 5000 миль отсюда.
Лидеры Эсбери признаются, что они не знают, куда всё движется дальше, но духовная ДНК недавнего пробуждения указывает на несколько предварительных выводов:
1. Отказ от культа и культуры знаменитостей
По мере того, как за последнее столетие развивались средства массовой информации, развивались и сторонники знаменитостей. Считалось, что такие люди были настолько помазаны и наделены Духом, что их слова или физическое присутствие изменяли духовную атмосферу и приводили множество людей к преображающим душу встречам с Богом.
Тем не менее, слишком часто сторонники знаменитостей не оправдывали возложенных на них надежд. Другие рано подали надежды, но позже пошли на сексуальный или финансовый компромисс, который положил конец их служению.
Но что, если бы духовное пробуждение произошло без знаменитостей? Князь тьмы может прийти в замешательство. Как он может подорвать пробуждение, в котором лидеры избегают быть в центре внимания и смиренно и анонимно служат на общее благо всех? Без выдающегося лидера, способного развращать гордыней, жадностью или похотью, как он может шокировать общественность?
Со сцены в Эсбери выступили лидеры, заявившие: “Здесь нет знаменитостей. Единственная знаменитость - это Иисус” и призвать церковь “осознать тот факт, что подрастающее поколение отчаянно жаждет сверхъестественного и восстает против любой формы религиозных развлечений”.
2. Переосмысление взаимосвязи между духовной жизнью и цифровыми СМИ
Описания Эсбери, скорее всего, прозвучат прозаично: люди собираются, они поют, они читают Библию, они рассказывают о Божьей работе в их жизни. Разве не это происходит в бесчисленных церквях каждую неделю? Неуловимое качество опыта в Эсбери будет иметь смысл только для того, кто лично присутствовал при этом.
Этот неосязаемый элемент — je ne sais quoi божественного присутствия и чувства общности — не может быть передан электронным способом, даже если бы те, кто возглавляет это движение, пожелали этого.
Таким образом, Эсбери - это переворот в пользу воплощенной духовности и против бестелесной цифровизации. Не думайте, что YouTube, Facebook или TikTok дадут вам такой же опыт.
Это сообщение может понравиться не всем. Оно противоречит широко распространенному представлению о том, что всё, что важно для человека, можно передавать электронным способом. Эсбери говорит, что это не так, и не пытайтесь.
3. Примирение кальвинистского и уэслианско-арминианского подходов к пробуждению
С начала 1800-х годов кальвинисты усматривали призрак пелагианской ереси в акценте на человеческих личностях и эмоциональных техниках. Применительно к христианскому пробуждению пелагианская позиция заключается в том, что “если мы должны провести пробуждение, то мы можем”. Эта предпосылка приводит к сосредоточению внимания на технике и методах, позволяющих осуществить пробуждение.
В отличие от пробуждений, “вызванных” человеческими усилиями, энергией и манипуляциями, кальвинисты Нового света рассматривали пробуждения как “ниспосланные” внезапной и неожиданной милостью Бога. Согласно распространенной аналогии, фермер мог бы вспахать землю, но ему пришлось бы ждать небесных дождей, чтобы полить посевы.
Для кальвинистов методы, предположительно гарантированно приводящие к пробуждению, были не только ошибочными, но и сродни богохульству, поскольку они не предполагали, что чем-то сверхъестественным — святым присутствием Бога - можно манипулировать по-человечески. И наоборот, методисты и другие арминиане часто рассматривали аргументацию кальвинистов как прикрытие самодовольства или фатализма.
И всё же контраст между кальвинистскими “пробуждениями” и некальвинистским “пробуждение” преувеличен. Арминиане, которые предположительно “создавали” свои пробуждения человеческими усилиями, много искали, молились и ожидали Бога. Кальвинисты, которые якобы ничего не делали, кроме как искали, молились и ждали “ниспосланного” пробуждения, трудились над тем, чтобы разжечь в пламени маленькие проблески благодати, которые появлялись среди них.
Ничто в Эсбери не соответствует знакомой критике пробуждения, ориентированного на человека. Несмотря на то, что это происходит в методистском кампусе, возрождение в Эсбери демонстрирует признаки спонтанности и верности Писанию, которые, по словам кальвинистов, являются необходимым условием для признания “Божьего движения”. (Как кальвинист, я надеюсь, что мои коллеги-кальвинисты не будут возражать против этого. По крайней мере, я надеюсь, что они примут совет Эдвардса, посетив его, прежде чем выносить по нему суждение).
4. Связь с пробуждением пятидесятнического типа и критики, выступающей против пятидесятничества
Некоторые евангелисты определяют пробуждение как “экстраординарное благословение обычными средствами благодати”. Это Эсбери. “Обычные средства”, такие как совместное пение, чтение Библии и молитва, приносят “необычайные благословения” в течение этого сезона благодати. Традиция методистского пробуждения могла бы стать бальзамом, который поможет залечить катастрофический раскол между пятидесятниками и антипятидесятниками.
Методизм занимает промежуточное положение, находясь почти на полпути между самыми дальними окраинами независимых харизматов и неумолимым антипробужденчеством некоторых конфессиональных протестантов. Джон Уэсли был открыт для необычных духовных переживаний, но в то же время нетерпим к разрушительной духовности, странным доктринам и непокорным евангелистам, которые отказывались от братского исправления.
Это уэслианское отношение открытости с осторожностью может позволить возрождению в Эсбери преодолеть пропасть между христианами в отношении пробуждений. Эсбери мог бы побудить пятидесятников и антипятидесятников встретиться в методистском центре и открыть свои сердца и умы друг другу.
Как харизмат, я вижу особый урок для своих собратьев-пятидесятников и харизматов. Некоторые части наполненного Духом движения сегодня отошли от таких основ, как Библия, спасение заблудших, покаяние, послушание и крест Христов, в пользу видений в тронном зале, встреч с ангелами и спекуляций о конце времен. Это нуждается в исправлении, и Эсбери предлагает, как это сделать, не становясь антипятидесятником.
Сегодня уже не только антипятидесятники ограничивают Дух. Когда харизматы рассматривают впечатляющие переживания или список харизматических дарований, приведенный в 1 Коринфянам 12, как единственные сверхъестественные явления, то при этом многое упускается. Писание учит, что Дух - это Обличитель, Преобразователь, Утешитель, Освящающий и Дух Истины, точно так же, как Он является Исцелителем и Дарителем Даров.
Эсбери - это напоминание о том, что спасение сверхъестественно. Божье Слово сверхъестественно. Осуждение за грехи - это сверхъестественно. Сострадание к страдающим и потерянным - это сверхъестественно. Нам нужна широкая полоса пропускания и полноспектральная картина деяний Духа.
Новая парадигма для будущего
Интересным автором, посвященным пробуждению, является социолог Энтони Уоллес. В изложении теории Уоллеса Марком Шоу “движения за пробуждение” проходят три фазы — стадию проблемы, парадигмы и власти.
На стадии проблемы люди чувствуют, что их карты реальности больше не работают. Старые дороги вели в тупики. На стадии парадигмы появляется лидер или группа лидеров, которые не являются ни реакционными (цепляющимися за прошлое), ни радикальными (отвергающими прошлое). В фазе власти новая парадигма становится массовым движением.
Если мы применим эти идеи к нынешней ситуации во всемирной церкви, то можно было бы утверждать следующее:
Церковь нуждается в обновлении и реформе, но мы застряли на стадии проблемы. Старые дороги привели к тупикам, включая кажущиеся неразрешимыми разногласия — кальвинисты против арминиан, пятидесятники против антипятидесятников, - которые отнимают время, внимание и энергию у сосредоточения на Боге и призыве к евангелизации и воспитанию учеников. Одним из признаков нахождения на стадии проблемы является то, что споры по поводу возрождений стали устаревшими и предсказуемыми.
Пробуждение в Эсбери могло бы представлять собой стадию парадигмы. Новая парадигма, как описал Уоллес, не будет полностью новой, а будет переработкой более ранних шаблонов. В соответствии с этой теорией подход Эсбери не является ни реакционным, ни радикальным.
Стадия парадигмы включает в себя повторное открытие лидерами Нового Завета и корней своих собственных идей и практик. Подобно дереву, формирующаяся парадигма должна глубоко пустить свои корни, прежде чем она сможет начать распускать свои ветви.
Вызовы новому движению будут особенно бросаться при переходе от стадии парадигмы к стадии власти, когда движение начинает бросать вызов статус-кво. Оппозиция на стадии власти будет исходить как от консерваторов, так и от радикалов.
Если новая парадигма духовного пробуждения сможет оставаться стойко центристской — и избежать захвата ни консерваторами, ни радикалами, — тогда есть надежда, что новая парадигма станет доминирующей парадигмой, и тогда широкое и системное возрождение и реформация в церкви могут стать возможными.
Пока мы ждём, какие новые парадигмы могут появиться, позвольте мне в заключение дать несколько советов по пробуждению от человека, который годами читал и писал о христианских пробуждениях и у которого была возможность наблюдать за тем, что происходит в Эсбери.
Если вы верующий и слышите сообщения о возобновлении переживаний Божьей любви среди Божьего народа, а также о возросшем среди них желании молиться и поклоняться, тогда радуйтесь. Нашей реакцией по умолчанию — прежде всего — должна быть радость.
Будьте осторожны с людьми, которые выдают себя за экспертов по Святому Духу (даже с такими людьми, как я, которые пишут подобные статьи). Ни у кого не хватает Духу разобраться. Каждый из нас - ученик.
Позвольте Богу направлять вас и давать вам проницательность, полагаясь на Библию и в беседе с пастором и другими духовными друзьями. Господь желает, чтобы вы “познавали лучшее” (Фил. 1:10). Он не подведёт вас. Осознайте, что духовные события, в отличие от физических, недоступны пяти чувствам. Духовные вещи должны быть распознаны духовно — что означает распознавание по их эффектам, постепенно раскрывающимся с течением времени.
Молитесь за лидеров и участников пробуждений и за пробуждение в вашем собственном сердце. Объединяйтесь с другими верующими, чтобы горячо молиться о пробуждении в вашей собственной общине. Объединяйтесь с единомышленниками из других рас, национальностей, социальных групп или конфессий. Большее единство с ними может быть частью Божьего плана.
Следуя модели Эсбери, объединяйте молодых христиан с более опытными лидерами. Огонь юности и мудрость возраста - это мощная смесь.
Michael McClymond - профессор современного христианства в Университете Сент-Луиса. Он был единственным редактором Энциклопедии религиозных пробуждений в Америке, 2 тома, и соавтором (совместно с Джеральдом Макдермоттом) книги "Теология Джонатана Эдвардса". Его последняя книга "Мученики, монахи и мистики: введение в христианскую духовность" (осень 2023).
|