Согласно Библии все руководство церковью сосредоточено в руках старейшины или пресвитера. Старейшина, т.е. пресвитер, – это один из нескольких человек, соответствующих библейским критериям, которые совместными усилиями пасут поместную общину верующих и следят за ней. Слово, переведенное как «старейшина» (в Синодальном переводе Библии – «пресвитер»), около 20 раз употребляется в Деяниях и Посланиях, описывая эту уникальную группу лидеров, которые несут на себе ответственность за попечение о народе Божьем.
Служение старейшины (пресвитера)
Как видно из многочисленных отрывков в Новом Завете, слова «старейшина» или «пресвитер» (presbuteros), «блюститель» или «епископ» (episkopos) и «пастырь» (poimЇen) – все описывают одно и то же служение. Другими словами, епископы и пастыри ничем не отличаются от старейшин и пресвитеров; все эти термины – всего лишь различные способы описания одних и тех же людей. Требования, предъявляемые к блюстителю, т.е. епископу (episkopos), в 1 Тимофею 3:1-7 и к старейшине, т.е. пресвитеру (presbuteros), в Титу 1:6-9, вне всяких сомнений являются параллельными. Кстати, в Титу 1 Павел употребляет оба термина, описывая одного и того же человека (presbuteros в ст. 5 и episkopos в ст. 7). Все три термина используются как взаимозаменяемые в Деяниях 20. В стихе 17 Павел собирает всех старейшин, т.е. пресвитеров (presbuteros), церкви в Ефесе, чтобы обратиться к ним с прощальным словом. В стихе 28 он говорит: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями (episkopos), пасти (poimainoЇ) Церковь Господа» (Деян. 20:28). В 1 Петра 5:1-2 также употреблены все три термина вместе. Петр пишет: «Пастырей (presbuteros, т.е. старейшин или пресвитеров) ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите (poimainoЇ) Божие стадо, какое у вас, надзирая (episkopeЇo) за ним не принужденно, но охотно и богоугодно». Различные термины, как явствует из текста, указывают на различные свойства служения, а не на различные уровни власти или отдельные служения, как это принято в ряде церквей.
Множественность старейшин (пресвитеров)
По всему Новому Завету мы постоянно видим один и тот же пример того, что в каждом поместном Теле Христовом руководство осуществляется несколькими Богом назначенными старейшинами или пресвитерами. Попросту говоря, это единственный образец церковного руководства, приведенный в Новом Завете. Нигде в Писании вы не найдете поместного собрания, которое руководствовалось бы мнением большинства или которым руководил бы единственный пастор.
Апостол Павел оставил Тита на Крите и повелел ему «поставить пресвитеров (т.е. старейшин) по всем городам» (Титу 1:5). Иаков писал о том, что необходимо призвать «пресвитеров (т.е. старейшин) Церкви», чтобы те помолились за больных (Иакова 5:14). Когда Павел и Варнава находились в Дервии, Листре, Иконии и Антиохии, они «рукоположили им пресвитеров (т.е. старейшин) к каждой церкви» (Деяния 14:23). В первом послании Павла к Тимофею апостол упоминал «достойно начальствующих пресвитеров» в ефесской церкви (1 Тим. 5:17; см. также Деяния 20:17, где Павел призвал «пресвитеров церкви» в Ефесе). Книга Деяний говорит о том, что в иерусалимской церкви также были «пресвитеры» или «старейшины» (Деяния 11:30; 15:2,4; 21:18).
Снова и снова Писание говорит о множестве старейшин (пресвитеров) в каждой из упомянутых церквей. Кстати, во всех отрывках Нового Завета, где употребляется термин «пресвитер», т.е. «старейшина» (elder), это слово стоит во множественном числе, кроме тех случаев, когда апостол Иоанн описывает этим словом себя во 2 и 3 Иоанна, и когда Петр применяет это слово к себе в 1 Петра 5:1. Нигде в Новом Завете не упоминается церковь с одним пастором. Возможно, каждый пресвитер в городе имел отдельную группу, в которой он осуществлял конкретное попечение. Но церковь считалась одной церковью, и решения принимались коллективно, а не индивидуально, причем в отношении всей церкви, а не только отдельной части.
В другом отрывке речь идет о множестве пресвитеров, хотя само слово «presbuteros» не используется. В своем приветствии, с которого начинается послание к Филиппийцам, Павел обращается к «епископам (множественное число от episkopos) и дьяконам» церкви в Филиппах (Филип. 1:1). В Деяниях 20:28 Павел увещевал пресвитеров, т.е. старейшин, ефесской церкви: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями (множественное число от episkopos)» (Деяния 20:28). Автор послания к Евреям призывал своих читателей повиноваться и покоряться тем «наставникам», которые неусыпно пекутся об их душах (Евр. 13:17). Павел призывал своих читателей в Фессалониках «уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас» (1 Фесс. 5:12), что является ясным указанием на блюстителей, т.е. епископов, церкви в Фессалониках. Можно еще много сказать в пользу библейского руководства, состоящего из нескольких благочестивых человек. Их совместный совет и мудрость являются надежным подспорьем в принятии решений, чтобы они не были своевольными и не преследовали интересы одного человека (см. Притчи 11:14). Если при принятии решения между старейшинами (пресвитерами) возникают разногласия, то все они должны вместе изучать Слово, молиться и искать волю Божью, пока не будет достигнуто согласие. Таким образом, то единство и та гармония, которые Господь желает видеть в Своей Церкви, начинается с тех людей, которых Он поставил пасти Свое стадо.
Требования к старейшинам (пресвитерам)
Характер и эффективность любой церкви напрямую зависит от качества ее руководителей. Вот почему Писание подчеркивает важность достойного церковного руководства и описывает особые критерии оценки тех людей, которые будут служить на этом священном месте.
Требования, предъявляемые к старейшинам (пресвитерам), содержатся в 1 Тимофею 3:2-7 и Титу 1:6-9. Согласно этим стихам пресвитер (старейшина) должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью, не должен быть из новообращенных, надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив. (Объяснения этих критериев вы найдете в книге Джона МакАртура «План Господа для Церкви»).
Единственным превалирующим требованием, по сравнению с которым все остальные – вспомогательные, является требование быть «непорочным», т.е. безупречным. Это значит, что это должен быть такой лидер, которого невозможно обвинить ни в чем греховном, так как у него незапятнанная репутация.
Пресвитер должен быть безупречным в своем браке, в общественной жизни, а также в деловой и духовной жизни. Поэтому он должен быть образцом благочестия, чтобы вполне справедливо призывать свою общину следовать его примеру (Фил. 3:17).
Все остальные требования, за исключением, пожалуй, способности учить и управлять, лишь дополняют эту характеристику.
Кроме того, служение старейшины или пресвитера ограничивается мужской ролью. В 1 Тимофею 2:11-12 сказано: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». В поместной церкви женщины должны находиться под властью старейшин (пресвитеров), не претендуя учить мужчин и иметь положение власти над ними.
Функции старейшин (пресвитеров)
Когда апостольская эра подошла к концу, служение старейшин возникло как наивысший уровень поместного церковного руководства. Таким образом, оно подразумевало огромную степень ответственности. Не было никакой более высокой инстанции и никакого более важного источника познания ума и сердца Божьего в отношении всего того, что касается церкви.
Прежде всего, на старейшину или пресвитера возложена ответственность служить в качестве управляющего церковью и ее попечителя (1 Тим. 3:5). Это включает в себя определенное количество конкретных обязанностей. Являясь духовными блюстителями стада, старейшины (пресвитеры) определяют церковную стратегию (Деяния 15:22); наблюдают за стадом (Деяния 20:28); назначают других (1 Тим. 4:4); управляют, учат и проповедуют (1 Тим. 5:17; ср. 1 Фесс. 5:12; 1 Тим. 3:2); наставляют и обличают (Титу 1:9); и действуют как пастыри, подавая пример для остальных (1 Пет. 5:1-3). Подобная ответственность делает старейшин (пресвитеров) центральными фигурами в созидании новозаветной церкви.
Из-за нашего наследия демократических ценностей и долгой истории конгрегационного управления церковью современные американские евангелистические церкви часто смотрят на идею руководства церковью группой старейшин с подозрением. Однако ясное учение Писания демонстрирует, что библейской нормой для церковного руководства является множественность Богом назначенных старейшин или пресвитеров, и только следуя этому библейскому образцу, церковь принесет максимальный плод во славу Божью.
Адаптировано из книги Джона МакАртура «План Господа для Церкви» (Чикаго: Муди Пресс, 1991). Для более полного рассмотрения библейского служения старейшин (пресвитеров) обратитесь к этому источнику.
A GRACE COMMUNITY CHURCH DISTINCTIVE (Серия о «Характерностях» – ключевые библейские и теологические взгляды Церковного Сообщества Благодати)
"..В писании сказано, что надо поставить по всем городам пресвитеров. Однако нигде не сказано, чтобы ставить их по всем подъездам!" Я так понял, в Москве должен быть один пресвитер на весь город. (Вот это зарплата!!)
К сожалению принципы по которым очень часто сегодня рукополагаются слжители, не всегда соответсвуют Слову. Во первых, в наши дни сильно процветает симония (по имени Симона- волхва). То есть - приезжает на место кто-нибудь из руководящих, которому соикатель на пресвитерство уже "отстегнул" нескольо тысяч. И вот наутро церковь вдруг узнаёт, что за них уже всё решили! Далее. В писании сказано, что надо поставить по всем городам пресвитеров. Однако нигде не сказано, чтобы ставить их по всем подъездам! В результате наши церкви сегодня переполнены служителями. Получилось как в Речи Посполитой, там разелось столько шляхты, что от неё просто не было людям житья. В результате это государство однажды рухнуло. Так и многие из христиан, в наше печальное время, стенает от беспредела подобных церковной мафии. Мафии, в которой подобные люди пораздавала друг-другу погоны и должности, а остальной народ они превратили в бессловестных прихожан, как где-нибудь в православии или в католицизме.
Да и Аминь! Всё так, но в реальности пасторы чаще всего любят "единовластие"....или проходят через это искушение быть "всё во всём". Это присутствует не только в американских церквях. IMHO.