Глава из книги «Восстановление Церкви Божьей» (Приводится в сокращении)
Мы рассмотрим две ноги, на которых ходит Тело Христово: апостольские и пастырские служения. Для того чтобы прийти к пониманию этой истины, мне пришлось провести много времени в молитве и исследовании Писания, но в результате я пришел к гораздо более ясному пониманию Церкви. То, что я увидел более полную картину структуры Церкви, очень сильно благословило меня. Я верю, что восстановление этих двух ног Тела влечет за собой практически неограниченные возможности для Церкви.
В этой главе я должен попытаться привнести некий баланс относительно власти в церкви. Некоторое из того, о чем я буду говорить, непосредственно исходит из моего собственного опыта, порой очень болезненного, когда я пытался применить эти принципы. И все же, когда я оглядываюсь на этот опыт в свои восемьдесят с лишним лет, я благодарю Бога за то, что я вернулся на правильный путь после нескольких ошибочных шагов!
Кстати, то, о чем вы сейчас прочитаете, является результатом моей оценки одного конкретного движения, в котором я некогда состоял. С течением времени это движение извратилось, и я оставил его ряды. Но я кое-чему научился, чем и хочу поделиться здесь в надежде на то, что мы, как Церковь, будем извлекать уроки из собственных ошибок.
Прежде всего, я хочу подчеркнуть следующее: мы должны сбалансировать истинное библейское учение о власти со всеми мерами безопасности, которыми Библия ограждает человеческую власть. Единственной неограниченной властью обладает только Сам Бог; любая другая власть имеет Богом данные ограничения.
Меры безопасности
Бытие 1 ясно говорит о том, что человек был сотворен, чтобы править:
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле … И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. (Бытие 1:26,28)
Современные переводы вместо слова «владычествовать» используют слово «править». В человека вложено желание править и управлять. Проблема состоит в том, что падший человек обычно правит не так, как надо. Его плотская натура понуждает его править либо с неправильными мотивами, либо с использованием неправедных средств, либо и с тем, и с другим. Результатом обычно оказывается манипуляция или доминирование. Каждый раз, когда вы встречаетесь с подобными вещами, вы имеете дело с самим дьяволом! Бог никогда не манипулирует людьми и не доминирует над ними.
Мера безопасности в виде множественности
Вероятно, из-за подобной склонности человека злоупотреблять властью, Новый Завет вводит некоторые меры безопасности в отношении власти, включая апостольские и пастырские команды. Это, прежде всего, множественность. Ни один человек не может сказать: «Я самый главный. Вы должны мне повиноваться». Это не исключает возможности быть лидером среди лидеров, что ясно продемонстрировано в Новом Завете. Но данная позиция, прежде всего, зависит от добровольного уважения и признания со стороны других лидеров, и ее нельзя навязывать или делать рычагом власти, как мы видим это в современном христианстве. Положение пастора (руководящий пост) настолько вошло в наше сознание сегодня, что даже в том случае, когда никто для этого не годится, мы все равно кого-то туда ставим!
Среди пастырей, т.е. старейшин или пресвитеров, ответственность за принятие решений и направление в целом должна быть коллективной. Я всегда верил в этот принцип, но иногда позволял людям уклониться в сторону от общей ответственности, что неизбежно приводило к катастрофе. В подобной ситуации может легко начаться манипуляция. Человек, который умеет манипулировать своими коллегами, может с таким же успехом манипулировать своим начальником, в результате чего возникает хаос. Всем пастырям я втолковываю: «Вы несете коллективную ответственность за каждое решение и духовную стратегию в целом. Вы не можете прятаться за спиной другого служителя. Каждый из вас обязан взять на себя свою долю ответственности». Недооценка этого принципа очень опасна.
В апостольской команде признанный лидер может обладать большей степенью личной власти. Очевидно, что Павел возглавлял свою апостольскую команду подобно капитану футбольной команды. Кто-то должен осуществлять руководство командой и задавать ей темп. И все же это команда. К тому же, апостольские команды не были постоянными. Они функционировали какой-то период времени, а затем кто-то уходил оттуда, а кто-то наоборот присоединялся. Одной из наших больших проблем является то, что мы стараемся сделать все в этом мире постоянным, тогда как в нашем мире очень мало долговечного. Только тогда, когда мы окажемся в грядущем мире, все будет постоянным.
Мера безопасности в виде взаимозависимости
Второй мерой безопасности является взаимозависимость между апостольскими и пастырскими служениями. Эти служения взаимозависимы. Апостол не может войти в церковь с важным видом и сказать: «А теперь послушайте: я апостол, а вы, братья, будете делать то, что я вам скажу». Команда старейшин или пресвитеров имеет право встать и сказать: «Мы отвечаем перед Богом и людьми за все, что происходит здесь. Если ты убедишь нас, мы так и сделаем. Но ты не можешь не считаться с нами и напрямую обращаться к овцам». В Откровении 2:2 Иисус похвалил церковь, которая испытала тех, кто называли себя апостолами, и узнала, что они лжецы. В этом состоит ответственность команды духовных руководителей поместной церкви.
И все же, как я говорил ранее, исторически Церковь больше заботилась о том, чтобы любой ценой сохранить людей, пренебрегая достижением новых, а также отдавая предпочтение роли пастора (старшего пастора или епископа) вместо служения пастырей. Такие традиции, в которых особое место занимают причастие или евхаристия, завладевали умами людей до такой степени, что в некоторых группах подобная практика считалась даже необходимой для спасения. Функции апостола и пророка были практически полностью исключены.
Должен сказать, что суть вопроса состоит не в апостольской преемственности, а в апостольском служении. Я подозрительно отношусь к тому апостольскому авторитету, который не осуществляет апостольского служения. Ваша история важна, но я хочу знать, чем вы занимаетесь сегодня! То же самое произошло и с Израилем в Ветхом Завете, когда священники сами себя наделяли непомерной властью. Являясь единственными, кому было позволено приносить жертвы, священники обладали чрезвычайной властью, и иногда Богу приходилось поднимать пророков, чтобы обличать и ставить на место священников. К примеру, можете прочесть Малахию 1:6–10; 2:1–3. Невозможно выразиться более откровенно, чем в этих стихах! Я уверен в том, что в истории христианской Церкви существовали целые поколения священников, которые были повинны в тех же грехах.
Одно, чего нам следует опасаться, так это того, что люди, которые все организовывают, обычно являются служителями с пастырским даром. Я благодарю Бога за них, но полагаю, что они часто подсознательно склонны подстраивать все под себя. Поэтому человек с даром евангелиста играет во всем этом лишь незначительную роль.
В моей долгой истории я имел возможность наблюдать за такими великим мужами, как А. А. Аллен, Т. Л. Осборн, Гордон Линдси и другими. Практически все без исключения были выдворены из своих деноминаций. Возможно, в какие-то моменты их позиции не были абсолютно правильными, но истина состоит в том, что для пасторской должности необычайно трудно предоставить место для служения евангелиста или апостола. Все привыкли к довольно узкому шаблону, и выход за рамки этого шаблона считается опасным. Но как только вы устанавливаете свои зауженные рамки и говорите Духу Святому действовать в них, можете быть абсолютно уверены в одном: Он будет действовать в другом месте! Никто не может указывать Духу Святому, в каких рамках Ему двигаться.
Невидимое Божье правление
Пока мы рассматриваем структуру церкви и меры предосторожности в отношении человеческой власти, здесь я должен заложить самое важное основание, о котором я упоминал раньше. Это то, что я называю «невидимым правлением». Иисус является Главой Церкви в небесах. Как учил Павел:
(Бог) воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем. (Ефесянам 1:20-23)
Из этого отрывка становится совершенно ясно, что Христос является единственным Главой над всем, что касается Церкви. Если бы я захотел узнать, где находится мой «орган управления» моим телом, то все, что мне нужно было бы сделать, так это определить местонахождение моей головы! Точно так же «орган управления» Церкви находится там, где находится ее Глава (Христос): «на небесах». Безусловно, Иисус осуществляет руководство Своей Церковью с небес через Святого Духа. На самом деле у нас нет других земных «органов управления»!
Мы видим это невидимое правление в апостольском служении Павла:
Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей … (1 Тимофею 1:1)
Обратите внимание на то, откуда происходит апостольство Павла: от Бога Отца через Его Сына Иисуса Христа. Всякая руководящая власть идет от Отца и через Сына, Которому Бог отдал всю власть на небе и на земле. Не существует никакого другого источника власти во вселенной. Чтобы получить такую власть, необходима еще одна Личность: Дух Святой.
Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. (Деяния 13:2)
Кто был «исполнительным администратором» Божьей Троицы? Дух Святой. Как я говорил ранее, Иисус является Господом над Церковью, тогда как Дух Святой является Господом в Церкви. Опять же, Павел не был назван апостолом до тех пор, пока церковь не вняла Духу Святому и не признала его посланничество, которым есть апостольство. В вечном совете Божьем Павел являлся апостолом до начала времен. Бог Отец решил это и назначил его через Иисуса, а Дух Святой осуществил это на земле. Но церкви потребовалось внять и последовать Божьему руководству и затем принять его апостольство. Это является образцом для всей жизнедеятельности церкви. Все это приходит от Бога Отца через Иисуса Христа, Который является Главой над всем, что связано с Церковью, и Дух Святой осуществляет все это. Для того чтобы Божье руководство было эффективными, Его лидеры на земле должны откликнуться, принять и поддержать его.
Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. (2 Коринфянам 3:17)
Никакая система не может занять место Духа Святого. Большинству христианских групп необходимо направить все свои усилия на то, чтобы искать совета и направления Духа Святого. Я часто наблюдаю такое отношение верующих, что быть ведомыми Духом Святым очень «рискованно». Подобное отношение является оскорблением для Бога. Я бы сказал наоборот: гораздо более рискованно не быть ведомым Духом Святым! Дух Святой, Автор Писания, говорит, по сути: «Если вы хотите быть сынами Божьими, то вы должны быть водимыми Мной. Других вариантов нет» (см. Римлянам 8:14).
Мысль о том, что Дух Святой действует спонтанно и Его действия нельзя понять, представляет Его в ложном свете. Проблема состоит в том, что мы и близко не уделили достаточно времени и нашего внимания для истинного водительства Святого Духа.
То, что Христос осуществляет Свое невидимое руководство на земле посредством Святого Духа, будет иметь чрезвычайное значение для тех, кто действительно хочет понять организацию поместной церкви. На самом ли деле мы понимаем, что на земле над поместной церковью нет ни земного «вышестоящего руководства» или «органа управления», ни какой-либо системы, а наше Начальство обитает в вышних? Сколько людей, находящихся в руководстве, живут с таким пониманием? Так легко заместить апостольские и пресвитерские служения системой: деноминационными органами управления, высшим руководством объединения (союза), земным старшим или вышестоящим лидером или церковной традицией, каким бы хорошим это ни было. Помните о том, что я говорил о революции в нашем сознании! Только Дух Святой, Господь в Церкви, может произвести в нас библейское мышление.
Небесная власть над апостольскими и пастырскими командами
На земном уровне нет человеческой власти над апостольскими и пастырскими командами. Вы можете исследовать Новый Завет, чтобы найти подобный уровень власти, но вы его не найдете. Иисус управляет ими непосредственно с небес Духом Святым. Исторически люди практически всегда ставили других людей или группы над апостольскими и пастырскими служениями и тем самым огорчали правление Иисуса. Не существует такой системы, которая смогла бы восполнить нужды этой земли. Мы живем в изменяющемся мире, полном кризисов, революций и войн, где люди открыты к Евангелию в особые моменты и особым образом, а затем их сердца вновь закрываются. Только Дух Божий располагает тем «компьютером», который говорит нам, что - где - когда нам делать!
Тот, кто преуспевает в системе, выполняя свою правленческую функцию, обычно не является тем человеком, который подходит для настоящего апостольского служения. Верно и обратное: человек может находиться в системе на руководящем посту, выполняя свою функцию, которая удручает его, и он больше всего подходит для апостольского служения. У вас также может быть некто, кто преуспевает в системе, занимая такое положение власти, которое он не должен занимать. Является ли подобная ситуация распространенной сегодня? Я полагаю, что да.
В самом деле, я узнал, изучая жизнь Авраама, что большую опасность представляет искушение делать больше того, о чем просит Бог. Вспомните, как Бог повелел Аврааму оставить свою семью, но тот захватил с собой Лота (см. Бытие 12:1–5). Лот стал отцом моавитян и аммонитян, которые все еще остаются частью проблемы для израильтян и Ближнего Востока сегодня. Вспомните также, как Авраам ждал двенадцать лет сына от Сары, а затем решил получить сына от Агари (см. Бытие 16:16–17:1). В результате этого появились Измаил и его потомки – 4-тысячелетняя проблема для Израиля. Если Писание когда-либо и предостерегало от чего-то, так это от того, чтобы не делать больше, чем просит Бог. Это относится и к тому, чтобы не выстраивать никаких систем как внутри поместной церкви, так и вне ее.
Рассматривая наш вопрос, мы видим прецедент в Ветхом Завете, когда Израиль посчитал для себя трудным жить под Божьим невидимым правлением и попросил себе царя из людей:
И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними. (1 Царств 8:4-7)
Вы видите, что когда мы не принимаем невидимого правления Бога и просим ему замены в виде человека, тем самым мы отвергаем Самого Бога!
Как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою; итак послушай голоса их. (1 Царств 8:8-9)
Если вы являетесь одним из лидеров в народе Божьем, то рано или поздно вы обнаружите, что некоторые люди относятся к вам точно так же, как они относятся к Богу. Но Бог сказал: «Итак послушай голоса их». В этом состоит мудрость. Не боритесь с людьми, когда они желают чего-то неправильного. Пусть они идут своим путем и получат то, чего хотят. Ведь это, по сути, единственный способ для них научиться.
Итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними. И пересказал Самуил все слова Господа народу, просящему у него царя, и сказал: вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и приставит их к колесницам своим и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его; и поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор его; и дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы; и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет, и отдаст слугам своим; и от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим; и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела; от мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами; и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда. (1 Царств 8:9-18)
Самуил нарисовал точную картину человеческого правления. Так много сил и финансов тратится впустую на запутывающие силки системы человеческого управления. В Новом Завете есть библейский прецедент временного (обще)церковного совета, но не постоянно действующего вышестоящего органа управления. Подобно этому созывались советы (соборы) в истории Церкви, чтобы разобраться с конкретной критической ситуацией, но они распускались, когда проблема решалась. Наши современные примеры комитетов и советов, союзов и объединений, а также деноминаций, которые увековечивают себя, представляют собой серьезную проблему.
Конечно, есть и место и время для комитетов, советов и подобных вещей в Божьем деле, но эти органы никогда не должны узурпировать власть наиболее полноправного и полномочного представительства Божьего правления на земле, а именно: апостольских и пастырских команд. Однако именно это и происходит повсеместно.
Божье правление, представленное на земле
Давайте дальше рассмотрим взаимоотношения между апостолами и пастырями в осуществлении Божьего правления на земле, а также данные Богом меры предосторожности в отношении превышения власти. Чрезвычайно важно понимать: апостолы часто направлялись Богом в разные места, тем не менее, они никогда не претендовали на власть над отдельными церквами…
… Апостолы не претендовали на исключительную власть над конкретными церквами. Для иллюстрации давайте рассмотрим те отношения, которые сложились между Павлом и церквами в Галатии и Коринфе.
Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! (Галатам 4:19)
Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. (1 Коринфянам 4:14-15)
Павел был духовным отцом для церквей в Галатии и Коринфе. В этом нет никакого сомнения. Как он относился к ним? Он досадовал на обе группы, которые позволили иудаистам сеять лжеучение о том, что язычник должен прежде стать иудеем, а уже затем он мог быть спасен. И все же Павел не сказал: «Почему вы не спросили моего разрешения перед тем, как пригласить этих проповедников?» Нет, он спросил: «Как вы могли поверить им?» Павел не стал применять собственную власть. Как видим, он никогда не претендовал на исключительное право на какую-либо поместную церковь, даже если он был духовным отцом для этой церкви. Вместо этого он взывал к их сознанию:
Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня: знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как ангела Божия, как Христа Иисуса. Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне. Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину? Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них. (Галатам 4:12-17)
А как реагируем мы, когда люди, находящиеся под нашей властью, сбиваются с пути и заблуждаются? Лично я никогда не стараюсь навязывать таким людям свое собственное мнение. Можно добиться уступки на какое-то время, но в результате ни к чему хорошему это не приведет. Что-то внутри меня в таких ситуациях подсказывает мне дать этим людям совет, а затем позволить им самим разобраться и принять собственное решение.
Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас. Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас. (И вот его обычная реакция:) Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона? (Галатам 4:18-21)
Тем самым Павел говорил: «Разве вы сами не видите, о чем на самом деле говорит Библия?» Окончательным авторитетом является Писание, с помощью которого Павел взывает к их пониманию, зрелости и здравому смыслу.
Мы видим, что подход Павла к подобной проблеме в Коринфе был точно таким же:
И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? Ибо когда один говорит: "я Павлов", а другой: "я Аполлосов", то не плотские ли вы? (1 Коринфянам 3:1-4)
Хотел ли он, чтобы все они говорили: «Я Павлов»? Абсолютно нет. Павла точно так же огорчало это, как и то, что другие говорили: «Я Аполлосов»!
Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится… (1 Коринфянам 3:5-13)
Говорил ли Павел: «Никто не может созидать без моего разрешения»? Нет. Он только говорил о том, чтобы они обращали внимание на то, как они строят. Затем он предупредил, что если они строят из дерева, сена и соломы, то это все сгорит. Он не говорил: «Вы не должны строить», но просто указал им на то, что случится, если они будут так делать.
В конце концов, истина является самым мощным инструментом, которым мы располагаем. Меня захватывает одно заявление Павла, какое он сделал во 2 Коринфянам 13:8: «Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину». Я полностью убежден в этом. Никогда не пытайтесь бороться с истиной или правдой. Старайтесь не быть упрямым. Когда вам противостоят с истиной или правдой, склонитесь перед ней. Это может не всегда меня устраивать, но я всегда склонюсь перед любым человеком, говорящим мне истину и правду. Отношение Павла состояло в том, чтобы просто говорить истину и правду, и пусть будет, что будет.
Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? (1 Коринфянам 1:11-13)
Павел не хотел того, чтобы они были «его людьми», и это было мудро. Чем больше у вас людей, тем больше у вас будет их проблем. Зачем создавать проблемы себе самому? Я также заметил, что Петр писал галатам независимо от Павла, как и Павел – независимо от Петра. (см. 1 Петра 1:1). Нигде нет упоминания о том, что они сговаривались друг с другом. Эти оба мужа служили галатам, как их вел Дух Святой. Опять же, ясно одно: апостолы направлялись к той или иной группе людей, но никогда не претендовали на власть над отдельными церквами. Я понимаю, насколько спорно это заявление звучит для тех, кто связан с апостольско-попечительскими организациями или объединениями церквей. Я не критикую ничью философию или подход. Но все же позволю себе подчеркнуть, что мы должны приходить как слуги к тем, кому мы служим, а не как господа и начальники.
Общая картина
Библия рисует довольно простую картину Тела Христова, которое движется вперед на двух ногах: на апостольских и пастырских служениях. Нам нужен библейский баланс между этими двумя служениями, с тем чтобы Тело могло функционировать не как иерархическая система, а как живая церковь. В совокупности они находятся под прямым невидимым правлением Христа на небесах и приводятся в действие Духом Святым на земле. Пока апостольские служения не начнут действовать, церковь должна считать себя находящейся в процессе развития.