Много раз обращал внимание на это место Писания, и всегда было такое понимание, что в синодальном переводе, ну как-то уж очень «кривовато» он переведен. Потому, что если буквально понимать перевод, то это вообще не несет никакой информации. Понятное дело, что если в нужное время ты оказался слабым, то ты слаб и силы твои маленькие. Много раз намеревался «добраться» до этого места Писания, но как-то все отвлекало и руки никак не доходили до этого. А вчера «дошли». Когда молился днем, то прямо как перед глазами возник это стих и сильное побуждение открыть оригинал и, все-таки, внимательно посмотреть, за что же там такое говорится на самом деле.
Притч.24:10 Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя.
Посмотрел другие переводы. Вот что говорит Новый библейский перевод МБО:
24:10 Если ты дал слабину в день беды, сила твоя ничтожна;
Первая часть стиха стала немного понятней, но все же «это не то»… Полез в иврит.
הִ֭תְרַפִּיתָ בְּיֹום צָרָה צַר כֹּחֶֽכָה׃
Слов здесь немного, поэтому приведу возможные переводы всех, чтобы картина была более полной. Для не совсем знающих иврит, уточню, что ниже приведены слова «в основном виде», без приставок и окончаний, если так можно выразиться.
Номер Стронга: 7503
רפה
1. расслабляться, успокаиваться, ослабевать;
2. отпускать, оставлять, отступать;
3. прекращать, переставать, исчезать.
быть ленивым или праздным.
расслаблять, опускать, ослаблять.
отпускать, оставлять, отступать;
прекращать, переставать.
1. проявлять слабость;
2. быть ленивым, нерадивым или праздным.
Номер Стронга: 3117
יוֹם
день, период времени.
Номер Стронга: 6869
צָרָה
1. соперница;
2. бедствие, страдание, горе, теснота, скорбь.
Номер Стронга: 6862
צַר
1. враг, притеснитель, неприятель;
2. теснота;
перен. притеснение, скорбь, бедствие, нужда;
прил. тесный, скудный;
3. камень, кремень.
Номер Стронга: 3581
כחַ
1. сила, мощь, могущество, крепость;
2. способность, возможность;
3. достаток, богатство;
4. большой ящер.
03582
В иврите, в отличие от подавляющего большинства языков, нет гласных букв как таковых, и «огласовки» появились спустя много лeт, как уже были написаны все книги Священного Писания. И по правилам перевода и толкования Танаха с оригинала, возможны множественные варианты, с учетом того, какие смысловые значения принимает то, или иное слово в других местах, какой корень самого слова, контекст и т.п. Иногда перевод и толкование однозначны, иногда не очень, и имеют много «пластов» и вариантов. Но, все-таки, исходя из контекста самого стиха и заложенной в него мысли, перевод не оказался слишком сложным.
Я сделал, т.н. «расширенный перевод», применив одновременно разные оттенки переводимых слов, как говорится, для полноты картины. И теперь, что называется «картина маслом»:
Если во время тесноты, скорби, страдания и бедствия ты расслабился, опустил [руки], прекратил [молиться], успокоился, прекратил [бороться], проявил слабость, был ленивым, нерадивым или праздным, то [будет, придет] скорбь, бедствие к твоим силам, [то это будет как] враг и притеснитель твоим силам, способностям, твоему достатку, твоим возможностям, то это приведет к тому, что ты начнешь терять то, что ты имеешь.
И как здесь не вспомнить место из Брит Хадаша, когда Йешуа говорит, что:
Мф.13:12 ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;
Мф.21:43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;
И есть посмотреть в другом Евангелии, то можно увидеть, что сказано было это в контексте притчи о талантах. Надеюсь, что все читающие слышали эту притчу, а может даже и знают наизусть, поэтому приведу только три последних стиха из нее:
Мф.25:27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; 28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, 29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
Интересно то, что в другом месте Писания сказано, что:
Рим.11:29 Ибо дары и призвание Божие непреложны (неотменимы).
Возникает резонный вопрос: если дары и призвание непреложны, то ЧТО же тогда такое отнимется, если ЭТО НЕЧТО не использовать и не вкладывать куда нужно?
Итак, таланты могут отняться, а дары и призвание нет. Как это понимать? А разве дары и таланты не одно и то же? Когда стал исследовать это место Писания, то понял, что все не так просто. Во всяком случае, необходимо взглянуть на все это немного шире.
В 11 главе послания к Римлянам рассматривается вопрос даров и призвания целого народа Израиля. И даже если внутри этого народа кто-то и оказался не верен, то всегда, как написано, был и есть остаток, который и исполнит это призвание. Отказался и был неверен один, что ж, Господь поднимет другого. Но план Всевышнего все равно состоится. Те, кто не приносил плоды, как написано выше в Мф.21:43, лишились и даров и не исполнили призвания. Народ исполнил, а некоторые из этого народа — увы, нет. Это, что касается народа. А что касается отдельно взятой личности, то Писание говорит, что, всё-таки, может отняться. Господь не отнимает Своего призвания, не меняет его и будет бороться за человека до последнего, допустимого Им предела. И в этом случае, не Господь отнимает призвание, но человек сам отвергает его. Он сам не использует данные ему дары. Призвание и дары действительно непреложны и неотменимы Самим Господом. Но без воли человека это не будет, как вы понимаете, работать. И даже если человек не принес плода и не исполнил своего призвания, и даже если, вследствие этого, у него было отнято «и то, что имеет», то Господь будет бороться за его спасение до последнего момента, чтобы спасти его, возможно, «как головню из огня».
Интересное дело. Оказывается, что когда у тебя есть призвание и дадены какие-то дары или таланты, то это подобно тому, как плыть против течения. Если будешь ничего не делать, то даже на месте не удержишься, и будешь двигаться назад. Чтобы хоть как-то двигаться вперед, а не деградировать, то надо грести и желательно грести быстро. Примерно такая же ситуация и с талантами. Поэтому существуют такие серьезные, критические моменты в жизни каждого человека, когда очень тяжело, когда приходят серьезные испытания, теснота, скорбь и т.п. И это, что интересно, самый наилучший момент, когда можно вкладывать свои «таланты» и, прежде всего, дар веры и терпения. Также в этот момент особенно активизируется дар ходатайства, молитвы и хвалы. Это наилучшее время, когда вложенные таланты принесут большой прибыток, и после пройденного испытания, ваша вера и другие дары могут принести хороший плод. А по результатам этого, Господь добавит кому-то 5, а кому-то 10 того самого, что человек вкладывал и задействовал. Это как мышцы: качаешь их, используешь их – они будут расти и крепнуть. Опустишь руки – мышцы будут становиться дряблыми и т.п. Во время испытания, прямо сама обстановка помогает человеку задействовать то, что обычно он задействовать часто лениться, или из-за суеты и неорганизованности, просто многое не использует из тех даров, что Господь ему дал.
Заметьте, что когда мы что-то вкладываем, то мы как бы на какое-то время этого лишаемся. Вложил свои 5 талантов и, упс… нет их… Т.е. помазание, как то вроде куда-то деваться стало, финансы истощились и т.п. Послушайте очень внимательно! Если вы вкладывали свое помазание, свои финансы, время, силы в правильные вещи, то действительно может наступать периодически такой момент, что вам кажется, что это все куда-то иссякло. Но это Божий принцип. Вложил, может быть все до капли, что было. Молись, верь, сражайся, не сдавайся и жди. К тебе идут уже от Господа твои «родненькие», «вложенные с прибылью»: кому 5, кому 10 талантов. Причем в разных сферах жизни.
Вспомните вдову в Сарепте Сидонской и умножающееся масло. Пока последнее не вылилось из кадушки, то и не прибывало. Вложить таланты, это может иногда означать, что ты вложил полностью, как бы вылил себя полностью, без остатка. И это происходит перед большим наполнением от Господа.
Давайте еще раз посмотрим на этот стих:
Если во время тесноты, скорби, страдания и бедствия ты расслабился, опустил [руки], прекратил [молиться], успокоился, прекратил [бороться], проявил слабость, был ленивым, нерадивым или праздным, то [будет, придет] скорбь, бедствие к твоим силам, [то это будет как] враг и притеснитель твоим силам, способностям, твоему достатку, твоим возможностям, то это приведет к тому, что ты начнешь терять то, что ты имеешь.
Поэтому важно не опускать руки, не лениться, не быть праздным, не сдаваться и т.п. И тогда твоя сила, и то, что ты вкладывал, не уменьшится, но возрастет!
Поэтому, хочу вдохновить всех читающих эти строки, что то испытание, которое каждый может проходить в своей жизни – это возможность не потерять, но приобрести. Молитесь, славьте Бога, терпите и ждите. Бог верен. И добр. И не допустит испытания свыше наших сил.
Пусть Небесный Отец даст каждому из нас Свою благодать, силы и терпение пройти все допущенные Им испытания, и выйти с большим прибытком в разных сферах жизни: духовной, душевной и физической.
Шалом!
Источник: мой блог: http://emuna.su/