Главная » 2014»Апрель»21 » Жизнь церкви бессмысленна, если Дух Святой отсутствует в руководстве.
12:39
Жизнь церкви бессмысленна, если Дух Святой отсутствует в руководстве.
Что есть Дух Святой? Или кто есть Он? «Вначале было слово», – говорит автор Евангелия от Иоанна. И этим словом, поясняет Павел, Бог сотворил всё (Еф. 3:9, где речь идёт о «Боге, создавшем всё [...] Христом»).
Перед началом создания видимого мира, по свидетельству книги «Бытие», Дух Святой уже существовал – Он носился над водою (1 гл., ст. 2). Что это за вода? Писание говорит, что глубокими водами являются «помыслы в сердце человека» (Прит. 20:5) и «слова уст человеческих» (Прит. 18:4); но тогда ещё не было человека. В «Откровении» 12:15—16 говорится об исшедшей из пасти дракона воде, подобной реке, которую поглотила земля; поскольку источником такой воды оказался человекоубийца от начала, как предупредил Иисус (Ин. 8:44), то и вода эта является мёртвой; и если связывать свойства воды с убийством человека, то это было до убийства человека, – значит, та вода не мёртвая. Шуму вод многих уподобляются глас Бога (Иез. 1:24; 43:2) и голос Господа Иисуса (Откр. 1:15), а также голос многочисленного народа (Откр. 19:6); однако делается и различие между гласом Господа Бога или Господа Саваофа и шумом вод: «По гласу Его шумят воды на небесах, и Он возводит облака от краёв земли, творит молнии среди дождя и изводит ветер из хранилищ Своих» (Иер. 10:13; 51:16). Однако к сказанному в Быт. 1:2 это не имеет отношения, ибо тогда не существовали ещё перечисленные здесь творения. «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» (Откр. 22:1). Подобное описание есть и у пророка Иезекииля: «Потом привёл он меня обратно к дверям храма, и вот, из-под порога храма течёт вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника», а «...на берегах потока много было дерев по ту и другую сторону. И сказал мне: эта вода течёт в восточную сторону земли, сойдёт на равнину и войдёт в море; и воды его сделаются здоровыми. И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдёт туда эта вода, и во́ды в море сделаются здоровыми, и, куда войдёт этот поток, всё будет живо там. И будут стоять подле него рыболовы от Ен-Гадди до Еглайма, будут закидывать сети. Рыба будет в своём виде и, как в большом море, рыбы будет весьма много. Болота его и лужи его, которые не сделаются здоровыми, будут оставлены для соли. У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течёт из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание» (Иез. 47:1, 7—12).
Исходя из этого я делаю вывод, что вода в Быт. 1:2 есть, так сказать, энергия, не имеющая каких-либо отрицательных свойств, находящаяся в уравновешенном, нейтральном состоянии. Поскольку Дух Божий носился над ней, то, вероятно, Он приготавливал её свойства, и как сам является духом жизни, то и её делал животворящей: «И сказал Бог...» – и «произвела вода» (Быт. 1:20—21). Итак, прослеживается взаимосвязь: 1) Бог сказал –> 2) Дух, ещё до выхода слова Божиего, подготовил жизнетворящую материю в виде энергии, или несущую в себе жизнь субстанцию из молекул, имеющих в себе по два атома водорода и одному атому кислорода –> 3) вода стала рождать из себя. Земля, вообще-то, тоже может рождать из себя: «И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду её . И стало так» (Быт. 1:24).
Если отождествить землю с плотью, то... живущие по плоти помогли жене, когда поглотили воду, посланную драконом (Откр. 12:13—16). И поскольку дракону не удалось увлечь живущих по духу, по духу нового человека, он рассвирепел. И если теперь церковь не хочет приготовиться к бою, а уповает на ереси, тянущиеся из поколения в поколение, то это является основанием для того, чтобы две трети живущих на земле, слышавших о Боге, были истреблены оружием и стихиями, болезнями и голодом, страхом от ожидания и ужасными явлениями, а третья часть должна будет научиться, оказываясь также во всех этих бедах, тому, о чём говорит слово Божие, то есть тот Христос, о котором было проповедано до края земли (Лк. 21:8—36; Мф. 24:14; Мк. 13:10; 16:15; Деян. 1:8).
«Ты дал испытать народу твоему жестокое, напоил нас вином изумления» (Пс. 59:5). «...И сказал: кто Господень, – ко мне!» (Исх. 32:26а). Когда говорят о церкви, роль Духа Святого замалчивают, выдвигая на первый план что-нибудь такое, что можно сделать без откровений и силы. Можно проповедовать без силы? – Можно. Можно быть учителем «Библии», не имея Христа своим личным наставником? – Так оно так сплошь и рядом. Можно изгонять бесов без силы Духа Святого? – Разумеется. Неужели и говорить языками можно, оказавшись покинутым Духом Божиим? – Аминь, ибо дар повинуется имеющему его. А что же считают важным? – Крещение в воде. Ибо, по мнению таковых, если принял водное крещение, а от Духа Божия отказываешься, то ты – член церкви; но если Бог дал тебе Духа как нуждавшемуся в рождении, а братья в воду тебя ещё не окунули, то ты – не брат и не сестра тем, кто считает себя членом церкви. То есть людям построенной ими церкви нужны мероприятия, планирование, финансы, значимость ролей, количество членов, одобрение сказанного, пиетет пред церковноначалием, умение красиво облачиться, а также ни в коем случае не оказаться реально несущим служение пред Господом. За деньги – пожалуйста; а всеми помыслами души, всею крепостью – нет. «Мы – твои братья и мы – твои сёстры», – говорят Иисусу. Так и хочется спросить: «А кто-нибудь об этом ещё знает, кроме вас?». Скажете неправду – и все знают; присвоите чужое – и это видно. Не верите слову Божиему, которое читаете, – и не получаете материализации доброго. А чего боится нечестивец, то его и постигает (по Прит. 10:24). А кто кому свой, в духе видно по делам. Ведь если бы было иначе, то не пришлось бы Иешуа говорить: мой брат и моя сестра – тот, кто исполняет волю моего Отца (по Мф. 12:49, 50). В чём она, эта воля Божия? – Чтобы «все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4), вот в чём. Это достигается через просьбы к Богу («Освяти их истиною Твоею; слово Твоё есть истина», Ин. 17:17) и через личное участие: отложи́те всё своё злое, вникните в слово, делайте это и днём и ночью (Кол. 3:8, 9; Иис. Н. 1:7, 8), чтобы спасти и себя и слушающих вас (1 Тим. 4:16).
Очень хороший метод – просто слушаться и не напрягать своё «я». Вот представьте, что я говорю к уверовавшим: «если пребудете в слове моём, то вы истинно мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:31—32). У вас вскипает негодование? «как ты смеешь»? Просто, потому что так учит Писание: «тот, которого послал Бог, говорит слова Божии» (Ин. 3:34). Ибо, по свидетельству Иешуа, «слушающий вас меня слушает, и отвергающийся вас меня отвергается; а отвергающийся меня отвергается пославшего меня» (Лк. 10:16).
А если оставляешь себе любимое зло, то, что ж... Принося горькие плоды, не убежишь и не спрячешься куда-то. Исповедовать Христа, пришедшего во плоти (Парфянам [1 Ин.] 4:2; 1 Тим. 3:16, вместо «Бог» должно быть: «тот, который»), ты можешь только духом. И не исповедовать его ты можешь своими делами. ...И не станет сло́ва у пророчествующих, позволявших себе к слову Божиему подмешивать ересь, хотя бы и одобренную пастырями и прочими руководителями. И не станет ограды и спасения у таких пастырей и руководителей, не возжелавших больше жизни взыскивать Господа, когда приготовляли свои учения и принимали свои решения.
«Горе непокорным сынам, говорит Господь» (Ис. 30:1а)... Они «поставляли царей сами, без Меня; ставили князей, но без Моего ведома» (Ос. 8:4а). Они «делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по Духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху: не вопросив уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою фараона и укрыться под тенью Египта» (Ис. 30:1б, 2). «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:8, 9); «Ибо кто стоял в совете Господа и видел и слышал слово Его? Кто внимал слову Его и услышал?», «Если бы они стояли в Моём совете, то объявляли бы народу Моему слова Мои и отводили бы их от злого пути их и от злых дел их» (Иер. 23:18, 22). Но что мешает? «...Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу...» (Ис. 1:15). И ведь есть, из-за чего.
Например, живущие по плоти постоянно оскорбляют Духа Святого. Я не знал, что крещённым Духом истины, не старающимся жить свято, но подделывающимся под праведных, сказанное кротко слово Писания несовместимо с их жизнью. Отторжение такое, какого мало у кого из неверующих найдёшь. Они открыто требуют, не стыдясь своих пастырей, не говорить им слово Божие, и пастыри поддерживают таких, и обезумивают. Хотя ещё недавно имели вид и говорили, что они сыны (Рим. 8:15; Гал. 4:6). Такое раньше я встречал у отказывающихся признать Иисуса Господом; а теперь, наверное, Господь вскрывает эту нечистоту прямо в церкви.
Как ещё грешат? Многие ли из тех, что должны иметь чувствования святые (Лев. 20:26, 7; 1 Петр. 1:15), сделав зло ближнему, прилагают всё старание, чтобы найти его и загладить свою вину? Ведь так требует тот, кто спасает: «... всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака́", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:22—24), – дар славословия, песнопения, денежной жертвы... А многие ли, будучи поставлены Господом в те или иные обстоятельства, свергают с себя бремя суетности (Ис. 5:18) и не бросаются срочно одалживать деньги (чтобы было, как закон повелевает, Втор. 28:12б) или иную какую суету делать? Многим ли можно доверить так, как Господь доверял Аввакуму (3:16—19) и Илии? Так кто сыны-то?
А тем, кто хочет спастись, Пётр ведь для исполнения написал: «Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую даёт Бог» (1 Петр. 4:11а). А где сила у говорящих за кафедрами и на сценах, где соль, которую Господь требует иметь в словах (Лев. 2:13; Кол. 4:6)? Вид благочестия недостаточно иметь (2 Тим. 3:2—5), и если нет соли – выбросят на попрание (Лк. 14:33—35; Мф. 5:13)...
Сказано также, что перед этим, перед рождением сына той оставшейся третью (Зах. 13:9), пророк-лжеучитель (который есть хвост дракона) «увлёк с неба третью часть звёзд» (Ис. 9:15; Откр. 12:4; см. также Мф. 24:29; Мк. 13:24). Они уже сияли, эти звёзды. Они были сынами света... Были. А жена... – да, та самая. Которую собрание побьёт камнями и изрубит мечами, и убьёт сыновей и дочерей, и сожжёт огнём места жилищ (Иез. 23:47; Откр. 18:8). Она – та самая, которая гнала и убивала святых и которая устами своими исповедовала Иисуса Господом. Пока жестокой скорби не было, церковь не считала нужным чрезвычайно нуждаться в законном муже. А когда время приобретения елея ушло, она говорила Иисусу, чтобы признал её (Мф. 7:22, 23; Лк.13:26, 27), – но только третья часть её будет оставлена на внешнем дворе храма (Откр. 11:2), чтобы быть попранной язычниками. А готовиться к бою может только воин, знающий своего командира. Кто поклоняется Богу во святилище, тот проверь себя.
***
Когда я прочёл в послании к ефесянам о том, что Святым Духом Божиим мы «запечатлены в день искупления» (4:30), то хотелось спросить: «Люди, которые не захотели принять крещение Духом Святым, а лишь покаялись, попросили Иисуса омыть кровью их грехи, они разве не искуплены?». И тут же пришли слова: «Они думают, что искуплены. Но на самом деле это не так». «А зачем же тогда жить? И посещение церкви, участие в мероприятиях, служениях – всё это, получается, блеф? А смирение себя по слову Твоему, а выполнение заповедей..?» «Сын, спасение даётся не за это. Да, Я прощаю, и человек становится чист. Я омываю, и он готов войти в присутствие Моё и может видеть свет Мой. Но Я его не знаю, потому что он – не Мой. Дух Святой, принятый человеком, рождает в нём сына наподобие единородного. И этот сын, который родился, ведёт себя как человеческое дитя, – он начинает издавать звуки. Он хочет пить и он хочет кушать, сначала понемногу и часто, потому что много не может вместить. И говорит сначала как дитя, звуками и слогами. У мужчин и у женщин нет различия по полу в этом рождённом; и не бывает, чтобы родился не сын, а дочь.»
«Господи, а что же имел в виду Павел, когда писал: «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (3[2] кор. 6:18)? Или он на эту тему не имел откровения от Тебя и писал, исходя из своего рассуждения? Ведь и сейчас учат не так, как Ты говоришь, а так, как он написал.» «Сын, что говорит Павел? Он говорит лишь о том, что ду́хи и ду́ши – все Господни, и речь здесь идёт только об искупленных. Я не изменяюсь. И как тогда не входили в покой Мой по причине отторжения от себя того, чтобы просто поступать по слову Моему, но уловляли себя отговорками лукавыми и словами плели постановления негодные, высокомудрствуя погибельно, и плоды их дел пожирают поколения отвращающихся от Меня, так и доныне.»
***
«... люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого...» (Мк. 7:6—8). Что почувствуешь, когда скажешь: «...Ты учил нас» (по Лк. 13:26) и в ответ услышишь: «...вы устранили заповедь Божию преданием вашим» (Мф. 15:6)? «Я никогда не знал вас» (Мф. 7:23; также см. Лк.13:25, 27)...
«Есть такое понятие, как благоговение предо Мною. А есть паразитарный образ жизни с использованием заповеданного Мной.» Я слышал, что говорил Господь, и мне было жалко людей. Нередко и теперь приводят разумные высказывания Матери Терезы; пример довольствования малым являет собой человек, назначенный священником то ли католической, то ли православной конфессии, ездящий на работу в трамвае в одном из городов Центральной Европы; руководитель католиков, как можно видеть из его поступков, является человеком скромным и простым. Друг-протестант, живший в очень скверных условиях, примечателен был тем, что его знали большинство нуждавшихся в посторонней помощи старичков и старушек, живших в нескольких деревнях, и все собаки с ним дружили – у него в карманах пиджака всегда была корочка хлеба для каждой из них, а обессилевшим людям он разносил, обычно за деньги из своей пенсии, крупу, хлеб и другие продукты. И страннолюбия он не забывал, предоставив как-то и мне ночлег. Я спросил: «Господи, а эти люди и такие, как они, куда идут? Ведь кто-то из них и не крещён Духом». А Господь сказал: «Мои они. Ибо дела показывают, чьи они дети».
Также я видел человека, идущего совершать преступление. И попросил: «Господи, останови его». И попросил: «Пусть чем более крутым злодеем считает себя человек, тем более жёсткие условия Ты предъяви ему» и «Злодеи, кичащиеся силою своею, пусть ходят в положении “смирно”». «Будь, Господи, Ты один высок, и делай, чтобы верующие в Тебя не отбрасывали от себя повеленное Тобою, как делают ныне, не обращая внимания на сказанное.» Говорю при свидетелях брату, имеющему дар пророчества, что ему следует сделать, как это открыл Господь. А этот брат ухмыляется – и не делает. Вечером пишу другому, что, мол, «с рассвета 4 апреля начинается авив. То есть череда событий двигается по этому календарю» – но, увы... его жена объявляет пасху в субботу. Каким ядом глупости напитались эти люди, чтобы не выполнять необходимое им для жизни и безопасности? И если мой дух говорит Богу, что делать с явными незнателями Христа, – причём, я понимаю, что это не моя плоть выказывает свой характер, а тот сын, которого родил и воспитал Отец; то не объемлет ли вдруг страх и ужас душу каждого такого вроде бы верующего, который отказывается спасать себя и ни во что ставит слово от Господа? И как реагировать, когда верующие, занимающие вроде бы правильные позиции в словах об Иисусе, вдруг резко принимают на себя образ детей дьявола и уже с этой позиции клевещут на добрых пред Господом? Сколько ещё будут пинать моего друга Авраама и моего друга Давида? Когда успокоятся псы, лающие на тех, кого оправдывает Господь?
В последнее время я обнаружил ещё вот какую странность: слово Божие принимают те, кто не является сынами Божиими; а сыны Божии, люди обоего пола, крещённые Духом Святым, те, которые, казалось бы, должны чувствовать истину как гипотетически имеющие духа истины, отворачиваются от говорящего слова́, которые дал Бог, и вступают в спор, даже не дослушав, и несут из сердца на поверхность богатый ассортимент непонимания того, что новообращённые постигают за считанные месяцы. Как такое может быть? Какие ещё слова употреблять, говоря с церковью? Даже в мире, где правит тьма, людям неприятно, когда тьму называют светом, а свет тьмою (по Ис. 5:20), кривое выставляют под видом прямого, а прямое искривляют, и делают смеси доброкачественного с посторонними ингредиентами. Зачем же церковь подменяет слово? Вино причастия – это вино, а не вишнёвый или виноградный компот, и вино пьётся без воды. Когда его можно пить? В любой день, но с условием: когда пьёшь вино, вспоминаешь Иисуса, его смерть, и отождествляешь его мёртвость для греха со своей (2[1] кор. 11:25—26). Пьёшь столько, чтобы не упиться (Еф. 5:18) и чтобы соображал трезво; но не будь пьяницей (Ис. 5:22—25; 2[1] кор. 6:10).
Или говорят: «вот, мы живём в Лаодикийский период», а «ангелы церквей – это их пресвитеры» (по 2-й и 3-й главам «Откровения»). Это говорят верующие; но какой из них где читал, что Бог человека назвал ангелом? Род человеков и род ангелов – это разные роды́ (Александрийцам [Евр.] 2:16). И по свидетельству Писания, ангелы – «суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Александрийцам [Евр.] 1:14). Как же в таком случае пресвитеры называют ангелов пресвитерами? не стыдно ли им? В «Откровении» 1:20 даётся объяснение того, что было показано Иоанну: «семь звёзд суть ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей». Есть звёзды света (Пс. 148:3) и звёзды блуждающие (Иуд. 13) – иначе говоря, блуждающие духом (Ис. 29:24), не познавшие мудрость от того, что не имеют страха Господнего (Ис. 29:23; Прит. 1:7; 9:10) и не исполняют в своей жизни слово (Пс. 110:10; Еккл. 8:5), многие из них – те, которые не научатся мудрости – спадут с неба (Мф. 24:29; Мк. 13:24). А звёзды света – это ду́хи света, знающие «пути его и ходящие по стезям его» (по Иов. 24:13), сыны света, каковыми призвал нас быть Иисус (Ин. 12:36; Лк. 16:8; Мф. 5:14—16; см. также Парфянам [1 Ин.] 1:7; Еф. 5:8; 1 фес. 5:5). Господь так сказал: «кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего; и дам ему звезду утреннюю» (Откр. 2:26—28). И власть над язычниками – это не какая-то пустая абстракция; ибо кто – добрый и верный раб, которому господин его может поручить селения и города (Мф. 24:45; Лк. 19:17)? Такому рабу Иисус и даёт звезду утреннюю, звезду света, а не тьмы (Ис. 13:10, ибо звёзды тьмы – те звёзды небесные и светила, которые не дают от себя света).
Судя по описаниям, дух каждой церкви (будь она в Ефесе или в Смирне, в Пергаме или в Фиатире, в Сардисе или в Филадельфии, в Лаодикее или в Санкт-Петербурге, Киеве, Вашингтоне...) получает уровень светоносности от тех дел, которые совершают члены этой церкви. Так о каком «лаодикийском периоде» вздумали говорить?
Ещё на что обращает внимание Господь – как люди относятся друг к другу. То и дело слышишь: православные науськивают своих прихожан против католиков и протестантов, баптисты противостоят пятидесятникам, последние не допускают в свои общины адвентистов с их литературой, а эти субботники условием общения с ними ставят перекрещивание. На обочине стоят «свидетели Иеговы», отказывающиеся считать своими братьями христиан; мормоны, обособившиеся от других не проходящими исторической проверки псевдоисторическими сочинениями Мормона; практикующие гипнотическое проговаривание представители учения Вочмана Ни и Уитнесса Ли из «Живого потока». А сколько ещё деноминаций остались здесь не рассмотренными!.. А ведь речь всего лишь о тех, кто считает себя верующими в Иисуса. По большому счёту, никто из так поступающих не ходит во свете, ведь ходящие во свете своим основанием имеют поступки света. А жёсткость и жестокость, грубость и злоречие, насилие в подчинении своим умствованиям, агрессия вместо доброго отношения, даже если не говорить о теоретической составляющей, ведут к тому, что зло накапливается и спасение просто упускается из рук. Люди часто игнорируют подобные предупреждения, кичась бравадо́й. Говорят: «Плюнь в лицо человеку, который пишет или рассказывает о том, что Бог показал ему знакомых па́сторов и многих верующих в мучениях ада». Бравада́ такая длится от глупости и неопытности, но суть от этого не меняется. «Не живите во зле, не культивируйте его, чтобы оно не проросло в вас корнями неисторгаемыми», – учит Господь.
Почему в современных церквях главным является пастор, а не Иисус? Я такого нигде не встречал в Новом завете. Пастор – и «дверь овцам» (как настаивали в одной из общин), и «Господь Бог» (по статусу. Потому что мой Иисус стоит где-то в сторонке; а о Боге вообще речи нет, только в «Отче наш», и то с лукавством, – «подавай нам на каждый день», хотя в действительности сло̀во иное говорит: «не заботьтесь о завтрашнем дне, ... довольно для каждого дня своей заботы», Мф. 6:34). Если слово Божие говорит – это не закон, а если пастору мысль пришла – это приказ для исполнения.!? Почему так легко променивают славу, которая от Единого, на бесславие обычаев этого мира? Для спасаемых не пастор решает, а Дух Святой; но найдите мне в церквях хотя бы по два-три человека, которые повинуются Ему. ...И пророчествующие стали глухими, и даже признаются, что никогда не слышали, как говорит Дух Божий, – то есть они произносят то, что в них вкладывается, но го́лоса пастыря и вождя спасения не знают. Но важно находить людей, не отшвыривающих открытое Господом и не старающихся выпятить своё ветхое. Потому что надеющиеся на человека, в том числе на пастора, в обычных служениях выглядят хорошо, но как доходит до серьёзного, то оказываются обузой.
Господу важны не группы глухих служителей, а боеспособные слышащие одиночки. Ибо каждый (лично каждый верующий), приходя на собрание во имя Иисуса, должен иметь – уже должен иметь – псалом, поучение, язык, откровение, истолкование (2[1] кор. 14:26), полученные перед этим чрез молитву, и никто да не говорит: «Мне было некогда». Тогда пастору не придётся размножать свою речь на два часа и не давать возможности послужить остальным. И тогда не придётся час или два играть на музыкальных инструментах ввиду того, что молиться никто не хочет. И в таком случае велика вероятность того, что вместо хлопанья люди взыщут ревнование о дарах и действиях Духа Святого. И будут видеть видения, и будут принимать исцеления, и не будет казаться сверхъестественным нормальное, когда при излиянии силы образуется глаз или вырастает рука...
В настоящее время любимый грех верующих, к позору таковых да будет сказано, есть суетность. Мне говорят: «А как же без неё? Мы только на небе не будем суетиться. А то, что у Петра написано (1 Петр. 1:18—19)... – ну так и что?». После чего жалуются: «Да... жить христианину тяжело». А я отвечаю: «Да нет, легко. Это как у Иезекииля в 47-й главе: идёшь в воде, и сначала её по лодыжку; затем сопротивление увеличивается, и воды по колено; затем ещё больше усилий нужно приложить, когда ты уже хорошо знаешь слово Божие и погружён в него наполовину; а когда и это прошёл, чувства твои пребыванием в молитве и в слове в разных жизненных обстоятельствах Бог приучил к различению добра и зла (Александрийцам [Евр.] 5:14; Ис. 7:15), то вопреки воле Божией ты уже не сможешь идти (Иер. 20:7—9), и осталось тебе только одно – плыть туда, куда Он указывает, а не твой ветхий разум».
Теперь же варианты религиозного поведения, или, как видно из Откр. 14:4, жёны – но не простые нормальные, а духовные жёны (см. Мал. 2:11; Ос. 3:1) – общим имеют то, что верующие своим умом строят планы якобы для того, чтобы послужить Иисусу, – планы о проповеди, о месте проведения собрания, о дате и районе евангелизации, о расходовании денег, о поездке, о назначении каких-либо лиц священниками или ещё кем-то, о проведении придуманных ими служений или иных мероприятий, о теме и времени поста (а потом ещё хвалятся количеством дней самовольщины), об исцелениях (просто не желая поинтересоваться у Христа, как Он смотрит на эту ситуацию), о форме и ходе молитвы и немолитвенных собраний, о плане и содержании обучения (на своих курсах, в школах, университетах...), об изменении слова Божия в угоду своим потребностям (вино – в воду, мирские предпочтения – в праздники Господни, и т. д.). Всё это называется блудом. Если же говорить другими словами, то люди в церкви, так поступающие, не имеют Иисуса своим пастырем и не идут за Ним, а за чужими идут, не подпуская к себе и близко то, что говорится в 10-й главе евангелия от Иоанна. А кто идёт за Иисусом? – Те, которые не осквернились с жёнами, – не с обычными женщинами не имевшие сексуальных отношений, а, и мужчины и женщины, не пребывающие в блудодействе духовном.
А народ блудной жены говорит: «мы сами себе господа» (Иер. 2:31), сливаясь в единый голос: «я не согрешила» (Иер. 2:35; см. также Откр. 18:7; Ис.47:8). А у Господа такие люди требуют, как бы говоря в духе: «догони нас и благослови то, что мы наметили, и устрой именно так, как мы хотим; мы верим, что Ты нам подчинишься, потому что Ты верный и истинный». ...Честного человека от такого выворачивает, любителю же смешивать это по нраву.
Поступающим нечестиво в церквях говорят: «Вы праведные, и вы – святые». Оскорбительные перед Богом титулования «преосвященство», «высокопреосвященство», «святейшество», «вселенский патриарх», «начальствующий епископ» и просто «епископ» в значении «сверхпресвитер» относятся сюда же. Многие конфессии лидеров своего учения понарекали апостолами вне зависимости от того, соответствует образ жизни таких наречённых и являемое через них указанному в Новом завете или нет. Даже человек, возглавивший группу верующих и отказавшийся пройти процедуру сверки его образа жизни со словом Божиим, не имеет права называться и считать себя епископом.
Используя сказанное в 1 Петр. 2:9 (объясняю: «вы – ...служители царства», а не «царственное священство»), говорят: «Вы все – священники»; Господь будет судить утверждающих эту дерзость. Когда подобные утверждатели уже раньше, хотя и по другой причине, говорили: «всё общество, все святы, и среди [н]их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Числ. 16:3), дело кончилось судом. Как не все, исповедующие Иисуса Господом, являются членами Его церкви (ибо члены церкви – только крещённые Духом Святым), так и занимающие установленные Господом места в служении есть только те или тот, кого Он назначает. Священник Господний – тот, кто по поручению Господа исполняет функции, возложенные на священника Господнего. У людей нет полномочий назначать священниками Господними кого бы то ни было. Но есть те, которых именуют священниками и которые, по сути, являются служителями ада. И я здесь не злословлю и не завидую и не пытаюсь кого-то унизить, а пишу только то, что открыл Господь. То есть такие люди не имеют права отправлять какие-либо священнические функции, но не дела̀, придуманные представителями конфессий или так называемыми отцами церкви, а священнические действия, указанные в Писании. Назначенные посторонними на такие должности обязаны перейти в другую сферу занятий и не именовать себя священниками. В противном случае будут причислены к состоящим в числе посторонних (Числ. 3:10), приступающих к Господу, ибо Господь сказал: «в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь» (Лев. 10:3).
Не может быть повторного рождения того, чего ещё не было. Ибо когда мы не имели духа, то были душевными (Иуд. 19) и не могли считаться ча́дами правды Божией (Еф. 2:3; Ин. 1:12, 13). От Бога не рождаются однобоко, только от воды-сло́ва (Парфянам [1 Ин.] 5:6), но всегда – от воды и Духа (Ин. 3:5): «приняли ли вы Святого Духа, уверовавши?» (Деян. 19:2). Во Христе и вы,– услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в него (то есть в слово истины), – запечатлены обетованным Святым Духом (Еф. 1:13), Который посылается с небес (1 Петр. 1:12). «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его»(Рим. 8:9). Если же Дух Божий сошёл в человека, то читаем: «Ты сын Мой, Я ныне родил тебя» (Александрийцам [Евр.] 1:5; Пс. 2:7). Ибо Бог есть отец ду́хов (Александрийцам [Евр.] 12:9) и Бог ду́хов всякой плоти (Числ. 27:16; см. также Числ. 16:22), или Бог богов (Пс. 49:1; см. также Пс. 81). Водное крещение не является той водою, от которой рождаются по словам Иисуса (Ин. 3:5); но водою – зачинающим семенем (1 Петр. 1:23) является слово истины (Иак. 1:18), слово Божие: «как рождённые не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек» (здесь, в 1 Петр. 1:23, речь о рождении, а не о махинациях с реинкарнациями). Итак, сначала нужно принять слово (Ин. 1:11—12), то есть узнать, услышать, прочитать то, что касается правил жизни, повеленных Богом для человеков, и растворить это слово верою в сердце своём (Александрийцам [Евр.] 4:2, 3а). Этим семенем – словом Божиим является и закон, который знал Никодим как учитель израилев (этноним в Ин. 3:10), и ему нужно было лишь поверить (Ин. 3:11) в то знание, которое содержит слово Божие, и не верить хитровыкрученным иудейским толкованиям (Мк. 7:9, 13). Семя же это – от Бога (Ин. 1:13), отца светов (Иак. 1:17—18), во всех случаях выступающего мужчиной. И после того, как явился единородный (Ин. 1:18), то есть рождённый только одним Отцом, называемый «слово» (Ин. 1:6) или «логос» или Христос (помазанник, мессия, он же машиах) или «слово Божие» (Откр. 19:11—16), несущее в себе премудрость (2[1] кор. 1:24, 30) – родившуюся прежде всего того, что создал Господь (Притч. 8:24, 22), и был создан жизнетворящий дух – вынашивающий в себе идеи, созданные премудростью. Этот дух выступает женщиной.
К сожалению, приходится объяснять самое простое, то, что слушающийся Христа уже́ понимает, а полагающийся на человеков, на расплодившихся во множестве учителей отвергает, чтобы верить глупости и лжи и чтобы таким образом даже этим исполнить Писание (2 фес. 1:8—10; 2:10—11). Поэтому ещё раз скажу, что:
1) членом церкви является человек вне зависимости от возраста, крещённый Духом Святым, даже если он ещё не принял водного крещения. У тех, кто говорит, рождение младенца-духа проявляется через говорение иным языком, и это говорение иногда начинается сразу ясно различимыми словами, как было в дни Петра (Деян. 2:4, 6—11; 10:46) и Павла (Рим. 8:15; Гал. 4:6), либо же, как и тогда, оно довольно часто начинается с лепетания (Ис. 28:11; 2[1] кор. 14:21, 9). Такое говорение следует практиковать с той целью, чтобы речь развилась (Мк. 16:17; 2[1] кор. 14:18), – как молясь новыми словами, так и произнося их в пении (Иак. 5:13; 2[1] кор. 14:15; Еф. 5:19). При вставке пропущенных слов в Рим. 8:26 это место излагается так: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас звуками уст и воздыханиями неизречёнными». Звуками уст означает:«произносимыми словами или звуками»; а молитва воздыханиями бывает при сильном переживании, например, когда осознание любви к тебе проходит через всё твоё естество, и просто не хочется произносить устами ни сло́ва, а тело внутри содрогается и только и можешь что переживать эти неизречённые воздыхания, хотя при этом ты исполнен Духом.
2) принявшие водное крещение, но отказавшиеся принять крещение Духом Святым, не числятся в книге жизни, не являются членами церкви Христовой, и Господь откажется от них, даже если и исповедовал пред Богом, что сделал который-либо из таковых. Люди, в которых не живёт Святой Дух, не имеют права входить ни во святилище, ни на внешний двор храма, который есть церковь Божия (в состав её включается и внешний двор). Имена людей, не имеющих духа (Иуд. 19), то есть не имеющих рождённого – от уверования души в слово истины и крещения душевного человека Духом Святым – сошедшего с небес нового человека, являющегося записанным в книгу жизни от начала сыном Божиим, не знакомы ни свету, ни тьме. Люди, не имеющие духа и являющиеся нечистыми, никогда не смогут оказаться в Иерусалиме. Душевный же человек состоит из ума, души и тела: ум сосредоточен в головном мозге, кровь исполнена растворёнными в ней душевными наклонностями, тело имеет видимую глазам форму и состоит из кожи, плоти, костей, жил; к костям относятся также рёбра и зубы, а плотью являются глаза, уши, головной мозг, спинной мозг (который даёт человеку крепость), все сосуды (кровеносные, нервные, воздухо- и пищепроточные), рецепторы, волосы, ногти, хрящи, язык, губы, половые губы, пенис, груди, мышцы, функционирующие в человеке так называемые внутренние органы и главный среди них – сердце (которое может принимать или не принимать входящие извне увиденное, услышанное, почувствованное); телесные же выделения в состав человека не входят.
3) водное крещение является публичным свидетельством уверовавшего в Иисуса о своей вере (1 Петр. 3:21; Откр. 12:11), равно как и свидетельство устами (Рим. 10:9—10). Оно служит ко спасению и является ударом по сатане. Все люди, относящиеся ко спасённым (Откр. 21:24), обязательно каким-либо образом свидетельствовали о своей вере в Иисуса. Но если они не победили грех в себе и не сохранили себя пригодными быть жилищем Духу Божиему, даже если когда-то и были крещены Им, то они не смогут войти в Иерусалим (Откр. 21:27; 22:14).
4) водное крещение совершается там, где есть проточная вода, например, в реке (Мф. 3:6, 13; Мк. 1:4—5, 9—10) или в полноводном ручье, и уровень воды там должен быть достаточным (Ин. 3:23). Судя по Писанию, Иешуа был крещён в Иордане возле Вифавары (Ин. 1:28) своим двоюродным братом Иоанном, которому крестить повелел Бог (Ин. 1:33; Лк. 3:1—18, 21). Из книги «Деяния апостолов» видно, что дом молитвы был построен вблизи реки, за городом, и такое расположение молитвенного дома являлось обычным (Деян. 16:13). Крещение водою может проводиться сразу же после уверования (Деян. 16:14—15, 33—34). Но крещение Духом никак не связано с водным крещением, а связано исключительно с состоянием сердца человека и с волей Бога о нём. Иначе говоря, распространявшиеся некоторыми учения о том, что Духа Святого человек уже получил, если был крещён водою, как правило, являются ложью. По прошению Иисуса (Ин. 14:16) Бог даёт Духа Святого для тех, кто повинуется Богу (Деян. 5:32), и Иисус крестит этим Духом, изливает его (Ин. 1:33; Мф. 3:11; Мк. 1:8; Лк. 3:16; Деян. 2:33). Иногда это бывает неожиданно для человека, который даже не просил своим умом о таком крещении, как это случалось с Елдадом и Модадом (Числ. 11:26), с Саулом (1 цар. 10:10; 19:23), со ста двадцатью человеками в праздник жатвы первых плодов (Деян. 1:16; 2:1—4), с людьми в доме сотника Корнилия (Деян. 10:44—46; 11:15). Иногда же для этого надо возложить руки (Деян. 8:14—17; 19:6), если Бог повелел. Но в большинстве случаев надо попросить самому (Лк. 11:13), попросить с жаждою и неотступно (Лк. 11:8) – и получишь.
5) называть всех подряд посланниками, и ангелов и апостолов, – в этом правды столько же, сколько в яйце соли. Ангелы несут различные служения, а не лишь являются курьерами. И если ты будешь учить, что слово «ангел» означает «посланник», и это будет оценено применительно к ангелу статического служения, то ты получишь имя: лжесвидетель, и все будут знать, кто ты. Точно так же и слово «апо́стол», или начальник апосто́лы, вначале не означало «посланный», ибо происходит от слов «апостоло́н» (из двенадцати пенто́нов) и «апосто́ла» («послание» или сигнал, отдаваемый флагоносцем, командиром апостолона), судя по свидетельству Деборы в «Акютирском кодексе» (в другом источнике искажённо именуется «Китирским кодексом»).
6) ряд понятий, введённых из греческих переложений и редакций арамейских текстов в обиход ищущих истину, не соответствуют сказанному Иисусом, Павлом, Аполлосом, противоречат генеалогии по Ветхому завету и написанному в книгах пророков; ветхозаветные же тексты имеют как вставки повреждающих дополнений (о «конце года») в законе, так и пропуски многих слов (в первую очередь, числительных) в «Бытии», в первой книге Ездры, в книге Неемии, возможно, в книге Иисуса Навина (5:6, «сорок два») и книгах царств (например, отсутствует «и десять дней» в 4 цар. 24:8) и паралипоменон, то же характерно и для евангелий («иудейская» по отношению к пасхе, – ибо нормальный человек из среды евреев, уверовавший в Иешуа, так не будет писать; Ин. 19:39б: «литр около шестисот» – о таком объёме я видел во сне). Есть неправильные написания наименований селений[1] и имён людей[2], в том числе в Откр. 7:7—8[3]. Закрученность увязанного с фигурой последнего иудейского царя даёт желание объяснить: в 2 пар. 36:10 и Иер. 37:1 – Матфания (Матта́ния), сын Иоси́и (1 пар 3:15), дядя (а не брат) Иехо́нии, царь иудейский с именем Седеки́я, в дни которого были плен, разрушение храма, запустение земли, см. 4 цар. 24:17—25:30. А слово «возрождение» не выражает фактически ничего, ибо верующие могут быть только РОЖДЕНЫ (если ещё не рождены как сыны) или ОБНОВЛЕНЫ (если признаю́т свою вину и принимают Духа Святого); но они не мухи и не лягушки, чтобы из анабиоза оживать, «возрождаться» в то состояние, в котором были, ибо прежде рождены не были. Поэтому лучше писать то, что есть, без выдумок: «как рождённые не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек» (1 Пет. 1:23); «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею уверования и становления в правде и сошествием в нас Святого Духа» (Тит. 3:5).
Приведу пример разбора текста.
В Мих. 1:5, 9—15 говорится о Самарии и колене Иуды. Перечисляются : Геф (2 пар. 11:8), Офра (Иис. Н. 18:23), Шафир (Шамир в Иис. Н. 15:48), Цаан (Ценан в Иис. Н. 15:37), селение Ецель (город Цела в Иис. Н. 18:28), Марофа (Маараф в Иис. Н. 15:59), Иерусалим (Иевус, иначе Иерусалим, в Иис. Н. 18:28), Лахис (Иис. Н. 15:39; 2 пар. 11:9), Сион, Израиль, Морешеф-Геф (Мареша и Геф, по 2 пар. 11:8, – это разные города), селения Ахзива (Иис. Н. 15:44), Мореш (Мареша в Иис. Н. 15:44; 2 пар. 11:8), Одоллам (Иис. Н. 15:35; 2 пар. 11:7) – слава Израиля.
К «селениям Ахзива» могут относиться: Ливна, Ефер и Ашан, Иффах, Ашна и Нецив, Кеила, Ахзив и Мареша (Иис. Н. 15:42—44) – девять городов с их сёлами.
В удел колена сынов Иудиных (Иис. Н. 15:20) даны: Шамир (Шафир), Ценан (Цаан), Маараф (Марофа), Лахис, Ахзив и его сёла («селения Ахзива»), Мареша (Мореш), Одоллам. Геф отсутствует в синодальном переводе книги Иисуса Навина (или: Иисуса, сына Нона, – см. 1 пар. 7:27) в перечне городов Иуды и городов Вениамина, но из содержания 2 пар. 11:5—10 и Мих. 1:5 (об Иудее), 9 (об Иуде), 10 (противопоставление произойдущего в Гефе и в вениаминовой Офре) видно, что его следует отнести к колену Иуды.
Города колену сынов Вениаминовых, по племенам их (Иис. Н. 18:11), принадлежали сии: Офра («селение Офра»), Цела (Ецель), Иерусалим (Иевус).
Юридически Иерусалим принадлежит не Иуде (Иис. Н. 15:63), а Вениамину (Иис. Н. 18:28), но гора Сион («она же Ермон», Втор. 4:48; «с южной стороны Иевуса, который есть Иерусалим». Гора, «которая к западу против долины Енномовой» – «которая на краю долины Рефаимов к северу», Иис. Н. 15:8) в Иерусалиме (который на горе Сион: «на северной стороне её город великого царя», Пс. 47:2) принадлежит не Вениамину, а Иуде (Пс. 77:68).
То, что ковчег завета Господня из города Давидова, то есть с Сиона (3 цар. 8:1; 2 пар. 5:2), священники перенесли в храм, «в давир храма» (то есть во святое святых, 3 цар. 8:6; 2 пар. 5:7), указывает на разницу в расположении крепости Сион и храма. Город Давидов (2 цар. 5:7, 9; 1 пар. 11:5, 7) предназначен для жительства: «Народ будет жить на Сионе в Иерусалиме» (Ис. 30:19); а также, кроме города Давидова, существуют «остальные части города» (1 пар. 11:8).
7) Закон для Земли о десятой части прибытков. Священник по закону – глава служителей-левитов: апостолов, пророков, евангелистов, пастырей (или пасторов, епископов, пресвитеров), диаконов (левитов хозяйственного служения), учителей (книжников, сведущих в изъяснении знаний в свете определений Божиих). Как священник, так и каждый из таких крещённых Духом Святым служителей-левитов получают эти статусы не по решению каких-либо земных учреждений, самовольщиков, массово штампующих своих ставленников и приказывающих Богу подчиниться их решениям («Мы не хотим Тебя слушать. И не хотим стремиться к правде, поститься и молиться, чтобы узнать Твою волю, Твой ответ. Пусть этим занимаются те, которых мы прогоняем: сектанты и не поклоняющиеся изображениям и статуям. Мы же облечены отсутствием страха пред Тобой и сами себе господа. Однако наше благополучие строится на торговле под видом служения Тебе, как заведено издавна. Наша сила – тьма, во имя которой из наших идолов происходят нечистые по закону истечения, а другие наши идолы и по рекам плавают, и на полях поднимаются, в воздухе огнями загораются, на развилках дорог города и сёла паскудят. Ты, как Писание говорит, готов что-то делать против нас, и поразишь наших идолов – кал и моча, огонь и кровь их участь. И восторжествует правда Божия, топчущая нас и повелевающая нам покаяться. А так, за нечистоту и любовь нашу к ней, отнимешь всё доброе, что от Тебя нам перепало: и звания, и способности, и оставишь нам голые зубы и отсутствие потребности в нас кому бы то ни было. Будь наша воля на земле происхождения греха и противостоящей ему истины, так настаиваем. Нет прибыли повинующимся Тебе, поэтому посмей только не благословить то, что мы делаем!»). И если служители эти – провозвестники правды Божией, то чрез них является сила, и рушатся идолы, и происходят исцеления подлежащих исцелению от хворей, и происходят чудотворения подлежащим милости Божией и нуждающимся в руке или ноге или другом каком участке тела.
Но верующие, не являющиеся служителями, определёнными на соответствующие служения по откровениям от Господа, если хотят, чтобы было по установлению Господнему, десятую часть своих прибытков отдают этим левитам – которых должно быть больше, но нужно горячее желание самих верующих, ревность об этом. А левиты десятую часть своих прибытков отдают священнику, но не самозванцу или поставленному самовольщиками, а священнику, которого назначил нести такое служение Господь.
Если строить так, согласно определениям Божиим, то царство Господа будет на некоторое время и на подлежащей сожжению матери истины, рождаемой ею у некоторых, соглашающихся делать себя сыном или дочерью Бога.
***
Политическая, экономическая и экологическая обстановка на Земле зависит от позиции церкви Христовой и её молитв. Абсолютно все события, отображаемые нашей планетой, будь это изменения океанских течений или голод в том или ином регионе, избавление от несчастий и загрязнённости территорий, дождь над пустыней и блокада пусков ракет с ядерными боеголовками, благоустройство населённых пунктов, чистота вод и лесов, – всё зависит от откровения сынов Божиих (Рим. 8:19) или от неправды их (Мих. 3:12), когда то или другое сыны Божии говорят сотворённому. Дух Господень ведёт к покою (Ис. 63:14), и это действует при послушании Ему. Господь надеется на церковь, которая знает Его. Говорит: «они дети, которые не солгут» (Ис. 63:8), и для таких Он был, есть и будет спасителем.
_____________________
[1] Как в Мих. 1:11 «Шафира» вместо «Шамира» (согласно Иис. Н. 15:8).
[2] Например, в 2 цар. 21:19 вместо «Голиафа Гефянина» нужно: Лахмия (Лахми́), брата Голиафова; а в 14:21; 15:1, 6, 7, 8, 13, 17, 27 ошибочно значится: «Азария», а нужно: «Осия» или «Ози́я» (сын Ама́сии, царь иудейский), как в 4 цар. 14:21—22; 15:1—7, ибо в указанное время Азария – это первосвященник, а не царь, см. 2 пар. 26:20. Или Иофа́м (1 пар 3:12), сын Ози́и , царь в Иерусалиме по 4 цар. 15:7, 32—38, который в 15:7 и в 1 пар 3:12 ошибочно назван сыном Азарии, а в 4 цар. 15:30, 32, 36, 38; 16:1 и в 2 пар 26:21, 23; 27:1, 6, 7, 9 ошибочно записан как Иоафам. А царь иудейский Аха́з, сын Иофа́ма, в 4 цар. 16:1 ошибочно записан как сын Иоафама.
[3] Где указано колено Левиино, хотя по закону его не имеют права включать в перепись (Числ. 1:49). Вместо него по закону на самом деле включено в перепись колено Даново. А словосочетание «колено Иосифово» прекратило своё существование ещё в «Числах» 13:12 («из колена Иосифова от Манассии»), и по воле Иакова (Быт. 48:5—6) вместо колена Иосифова существуют колена Ефремово (Числ. 1:32—33) и Манассиино (Числ. 1:34—35). Перечисление колен в Откр. 7:5—8 должно следовать порядку рождения и указаниям Господа: 1) колено Рувимово (Быт. 29:32), 2) колено Симеоново (Быт. 29:33), 3) колено Иудино (Быт. 29:35), 4) колено Даново (Быт. 30:6), 5) колено Неффалимово (Быт. 30:8), 6) колено Гадово (Быт. 30:11), 7) колено Асирово (Быт. 30:13), 8) колено Иссахарово (Быт. 30:18), 9) колено Завулоново (Быт. 30:20), 10) колено Вениаминово (Быт. 30:6), 11) колено Манассиино (Быт. 41:51), 12) колено Ефремово (Быт. 41:52).