Ох уж эта древняя человеческая страсть – искать всему объяснение. Историки уверяют, что именно благодаря ей зародилась однажды опаснейшая ересь – гностицизм (от греческого слова «гносис» - знание). Конечно, движение это было неоднородным, но его последователей объединяло неуемное желание философствовать, а также открытая неприязнь к Богу евреев и Израилю непосредственно. Гностики по-своему объяснили происхождение зла, лихо разделив мир на духовный и материальный. Над Церковью нависла страшная угроза (что уже странно), но как уверяют ученые люди, благодаря бдительности руководства, ересь в принципе была ликвидирована.
Казалось бы, тему можно закрыть. На первый взгляд она кажется такой несовременной, что вызывает у большинства христиан откровенную зевоту. Но вот что настораживает. Если глубокое человеческое желание – все знать – неистребимо, то, как поверить, что опасность гностицизма миновала? Вообще то, первым гностиком стал Адам, когда съел от дерева познания добра и зла. Он был обречен на постоянный поиск знания, ведь неизвестность пугала новоиспеченного бога. А мы от «яблоньки» недалеко упали, все в папу. И «гносис» у нас в почете. Недаром, среди христианских служителей самой непопулярной фразой является: «Я не знаю». А еще кто-то утверждает, что с ересью покончено…
Если вернуться к древним векам, то Маркион (один из выдающихся гностиков 2 века), бледнеет по сравнению с мужами, которые через несколько веков после него утвердили на многочисленных соборах замаскированную гностическую ересь. Им, наконец, удалось «узаконить» антисемитизм, внести в Церковь многобожие, заставив поверить других, что истинное знание принадлежит только им, избранным «пневматикам».
Хочу процитировать отрывок из книги Р.Д. Хайдлера «Мессианская Церковь восстанавливается», который ярко иллюстрирует обстановку тех времен. «Греческое мышление… обожествляет человеческий интеллект, ставя его выше Бога. Предполагают, что человеческий разум может полностью понять Бога, и верят тому, что если ты можешь что-то понять, то можешь и контролировать это… они смотрят на Бога вселенной как на предмет, который можно подвергнуть научным исследованиям, поставить под духовный микроскоп и расчленить Его скальпелем человеческого интеллекта. Когда Церковь потеряла свои еврейские корни, она прониклась интеллектуальным греческим стремлением проанализировать Бога. Это привело Церковь ко многим векам непродуктивных человеческих дебатов. Хорошим примером тому является Собор в Халкидоне в 451 году, который был устроен, чтобы утрясти противоречия, касающиеся божественной и человеческой природы Иисуса. Обе стороны верили в Него и соглашались с тем, что Он был Богом и человеком. Их задачей было в точности определить, как Его человеческая и божественная природа соотносились друг с другом… Меня поражает то, что кто-то на этих дебатах мог даже предположить, что наш человеческий разум способен понять – как сочетаются в Мессии его божественная и человеческая природа, или, что каким-то образом эти дебаты могут принести хоть какую-то пользу».
Вот так, а нам это чудное прошлое преподносится как сплошные победы над ересями и вероотступниками. Зачастую еретиками объявлялись те, кто просто думал иначе. Естественно, подобная практика внесла раскол, присутствующий до сего дня. Дуализм, в котором обвиняли гностиков – идея деления мира на злой, материальный и добрый, духовный, изуродовала Церковь, поделив ее на духовных, обладающих «гносисом» клириков и приземленных, бестолковых прихожан. Человеческая радость была объявлена плотским проявлением. Тело олицетворялось со злом, с которым нужно бороться. Так утвердился аскетизм, став фундаментом для монашества. Писание разделили на Ветхий и Новый Завет, привив людям пренебрежение к Слову. Сатана навязал верующим мысль, что Писание может частично устареть, лишиться значения. Израиль объявили «вне игры».
Думаете, я говорю только о средневековье? Но ведь именно сегодня мы разделены на секции, каждая из которой уверена, что обладает уникальным знанием о Боге, с чувством превосходства поглядывая на других. Аскетизм так глубоко проник в сознание, что людям намного проще скорбеть на любую тему, чем радоваться о Господе. Поэтому верующие малосильны. Говоря исключительно о добром Иисусе, мы автоматически противопоставляем Его непредсказуемому, суровому Богу так называемого Ветхого Завета. Чем вам не демиург? Создается впечатление, что есть два бога, один добрый, а другой – злой. Чем не политеизм? А многие вообще уверены, что у христиан три бога… Мы учим, что наше будущее – быть бессменными хористами перед Престолом, хотя Отец предназначил нам жизнь в прославленных телах на новой земле, как и было задумано.
А теперь под конец, несколько слов о современном докетизме. Только в отличие от глубокой старины, он у нас присутствует не в виде еретического учения, а как данность. Прежние гностики утверждали, что Христос не мог жить в «злом» материальном теле, а значит, был фантомом и якобы, Его задачей было передать знание избранной элите, а не спасение – всем нам. Так вот, к сожалению, во многом это сбылось. Бессильная элита ничего кроме «гносиса», предложить не может. А Христос в такой среде больше напоминает фантом, нежели реально действующую личность.
Догадываюсь, что буду обвинен в поверхностном отношении к истории, невежестве, пренебрежении к признанным авторитетам и в том, что пишу штампами. Только дела это не меняет. Гностики среди нас. Гностики – это мы. И единственное утешение в том, что я, слава Богу, не знаю, как это изменить.
2010 г. Игорь Корниец.
|