И пришел Давид в свой дом в Иерусалиме, и взял царь десять жен наложниц, которых он оставлял стеречь дом, и поместил их в особый дом под надзор, и содержал их, но не ходил к ним. И содержались они там до дня смерти своей, живя как вдовы.
Учреждение наложниц для многих из нас кажется столь же неправильным и злым, как учреждение рабства. Так было и с точки зрения Ветхого Завета.
Бытие 2:21-24 представляет нам Божьи нормативные наставления о браке: один мужчина должен был соединён с одной женщиной, чтобы стать одной плотью.
Полигамия появляется в первый раз в Бытие 4:19, когда Ламех стал первым многоженцем, взяв две жены, Аду и Циллу. Нет других записей о полигамии от Сима до Фарры, отца Авраама (за исключением эпизода в Бытии 6:1-7).
Были ли полигамия (и связанное с ней наложничество) законной практикой в Ветхом Завете? Никакое разрешение не может быть прочитано из текста для любого такого учреждения или практики. Чтобы поддержать это, можно было бы обратиться к жизни довольного избранного количества людей. Никакие из этих примеров не имеют силы нормативной теологии. Библия просто описывает то, что они сделали; она никогда не потворствовала полигамии, как и не делала эту практику нормативной для того времени и позже.
С начала времени до 931 года до Р.Х., когда разделилось царство после Соломона, есть только 15 примеров полигамии в Ветхом Завете: Ламех, «сыновья Божьи» в Бытии 6:1-7, брат Авраама Нахор, Авраама, Исав, Иаков, Гедеон, Иаир, Есевон, Авдон, Самсон, Елкана, Саул, Давид и Соломон. В разделённой монархии, Ровоам, Авия и Иероам все были многоженцами, и возможно Иоас (в зависимости от того, как мы истолковываем «для него» или «для себя» в 2 Паралипоменон 24:2-3). Это даёт нам всего 19 примеров, и среди их 13 были людьми абсолютной власти, которых никто не мог призвать на суд, кроме Бога.
Деспотичный способ, которым в Бытии 6:1-7 брались жены, осуждается Писанием, как и те, кто потворствовал блуду и полигамии до потопа. Закон Моисея также осуждает тех, кто нарушает Божье предписание моногамного брака. Писание же, однако, не всегда останавливается, чтобы констатировать очевидное или дать моральную оценку событиям, которое описывает.
Те, кто говорит, что Ветхий Завет даёт прямое указание или разрешение для полигамии, обычно используют эти четыре места: Исход 21:7-11, Левитам 18:18, Второзаконие 21:15-17 и 2 Царств 12:7-8. Каждый из этих мест имеет историю неправильного толкования [Подробности ищите в Walter C. Kaiser Jr., Toward Old Testament Ethics (Grand Rapids, Mich.: Zondervan, 1983), стр. 184–90].
Нет никакого допущения для второго брака в «супружеском сожитии» в Исходе 21:10, потому что слово, переведённое как «супружеское сожитие» должно истолковываться как «масло» или «мазь». Этот текст говорит, что мужчина, который приобрёл служанку (возможно в счёт долга) должен продолжать обеспечивать её, если он намеривался жениться, а потом передумал. Левитам 18:18 не предполагает, что мужчина может жениться на второй жене, пока она не является сестрой той, кто уже у него есть. Наоборот, оно запрещает его брак с сестрой его жены при жизни его жены, поскольку её сестра как соперница будет досаждать ей. Подобным образом, Второзаконие 21:15-17 учитывает права перворожденного, не смотря на то, что это сын любимой жены или не любимой. Утверждать, как некоторые делают, что законодательство о правах в полигамии молчаливо потворствует полигамии, имеет такой же смысл, как и говорить, что Второзаконие 23:18 одобряет блудодеяние, поскольку оно запрещает приносить заработанную блудодеянием плату в дом Господа за любой обет!
Наконец, 2 Царств 12:7-8 не поддерживает полигамию, когда говорит, что всё, что имел Саул, включая его жен, должно было стать собственностью Давида. Нигде в списках жен Давида не указаны две жены Саула; следовательно, это выражение было стереотипной формулой, означающей, что всё в принципе было обращено к Давиду.
Малахия 2:14 говорит, что Бог – свидетель всем бракам и состязается за «жену юности твоей», которая слишком часто оставалась у алтаря в слезах из-за насилия, вызванного разводом (или любым другим внутрибрачным насилием). Иеремии пришлось обличать мужчин своего поколения, которые «ржали на жену другого» (Иеремия 5:8). Если бы полигамия была обыденной или даже молчаливо одобряемой, то этот текст из Иеремии говорил бы о «женах другого». Более того, этот грех имел бы готовое решение: им стоило оглянуться вокруг и обзавестись несколькими новыми женами, вместо того, чтобы искать тех, кто уже занят. Нет, полигамия никогда не была Божьим указанием для брака в Ветхом Завете. Давид согрешил, поэтому, в обретении множество жен. Но что же насчёт того, чтобы поместить десять наложниц под присмотр после того, как его сын Авессалом изнасиловал их во время дворцового переворота?
Ответ на этот раз – политическая целесообразность того дня. Если бы Давид имел отношения с любой из них, и она бы забеременела, то было бы трудно определить, чей это был ребёнок. И он не посмел выгнать этих женщин на улицу, ибо это нарушило бы правило сострадания и могло бы породить ещё одного претендента на престол в будущем.
Таким образом, Давид взял единственный курс, который мог в таких обстоятельствах. Нет сомнений в этом: он посеял ветер и должен был пожать бурю. Бог никогда не менял Своего мнения о правомерности одной жены для одного мужа, чтобы стать одной плотью.
См. также комментарий к Бытию 6:1-4; Притчи 5:15-21.
Hard Sayings of the Bible
|