Парение и экстаз
Чудеса парения неразрывно связаны со взятием на небеса. Иоанн Креста, совершая причастие во время мессы, кусал чашу, чтобы не оторваться от земли в экстазе, подобно тому, как человек кусает губы, чтобы не заплакать. Следы его зубов видны на чаше и по сей день. (6)
Когда эти восхищения начинаются, Тереза Авильская говорит нам, что лучше не сопротивляться им:
«Когда я пыталась сопротивляться, мне казалось, что огромная сила, для которой я не могу найти сравнение, поднимает меня из-под ступней. Это пришло с большей силой, чем любой другой духовный опыт, и оставило меня совершенно разбитой... В других случаях сопротивление было невозможно; моя душа была унесена, и обычно моя голова также, я не могла предотвратить это; и иногда это затрагивало на все мое тело, которое было поднято с земли». (7)
Тереза говорит о восхищениях: «Очень часто они, казалось, оставляли мое тело таким легким, как будто оно потеряло весь свой вес, а иногда и таким легким, что я едва знала, касаются ли мои ноги земли». (8) Это чувство легкости наиболее остро ощущается в воздухе.
«Когда тело поднимается в воздух, оно часто становится таким же легким, как перышко, так что дыхания достаточно, чтобы привести его в движение и заставить его парить, как мыльный пузырь», - пишет Пулан.
Одним из самых частых летчиков в истории Церкви был Иосиф Купертинский. Иосифу, летающему монаху, приписывают больше всего полетов: более 100 отдельных подъемов. Как мы упоминали ранее, он также был известен как тот, кто оставался в трансе во "встречах на третьем небе" большую часть времени.
Бывало, что он просто слышал имя "Иисус" или звуки музыки, и отрывался от земли. Однажды он взлетел на дерево, взгромоздился на ветку, и она задрожала не больше, чем если бы он был птицей.
Иосиф был простым человеком, и фактически ему было отказано в присоединении к некоторым монастырям, потому что они думали, что он невежествен. Мало кто знал, что Иосиф большую часть времени был погружен в транс и экстаз. Его полеты были одними из самых хорошо задокументированных, и "его экстазы и вознесения были засвидетельствованы не только людьми и членами его ордена, но и папой Урбаном VIII, который однажды увидел его в этом состоянии и был очень удивлен". (10)
Однажды Иосиф схватил исповедника за руку, оторвал его от пола и начал кружиться вместе с ним в воздухе. В другом случае он схватил за волосы безумного дворянина, который пришел к нему за исцелением. Он взлетел вместе с человеком, издал крик, и человек спустился исцеленный.
Иосиф оставался настолько "подшофе", что не смог произнести свою службу из-за блаженства. К вечеру иногда случалось, что Иосиф стоял там весь день, пытаясь закончить проповедь, переворачивая страницы Требника, но не мог говорить. Там и стоял, весь день перелистывая страницы, но онемевший и не способный их прочесть. В актах его канонизации мы читаем: "Это было чудо, что среди всех его экстазов святой смог закончить мессу. Как только он это сделал... он, скорее, полетел, чем пошел к своей камере. Дойдя до нее, он вскрикнул, бросился на колени и впал в экстаз". (11)
Его восхищения и левитации так расстроили хор, трапезную и процессии, что его начальство не позволяло ему участвовать в публичном причастии в течение 35 лет. Он был заключен под замок. Всякий раз, когда он принимал причастие публично, написано, что он едва касался пола на цыпочках в течение всей службы.
Левитация так связана с экстатической молитвой, что церковные историки часто называют ее экстазом восхождения или экстатическим полетом. Чудо приходит в различных формах, помимо парения над землей. Левитация - это также вид подвижного экстаза, означающий, что во время транса происходит сверхъестественное движение, а не просто неподвижное лежание на полу в лигатуре. В некоторых житиях святых, как отмечает мистический писатель Альберт Фарж: "Реже бывает так, что опять же, они скользят по земле или воде быстро, как ласточка летит с земли: это экстатическое движение". (12)
© Перевод Светланы Никифоровой
ПРОДОЛЖЕНИЕ
|