Богословие должно приносить плоды Духа, а не дела плоти |
Что происходит с теологией сегодня? Многое из того, что называют “теологией”, отнюдь не описывается цепочкой добродетелей, составляющих плод Духа, - это неуверенность и ярость, замаскированные под диалог или вдумчивость. Даже самый беглый просмотр социальных сетей может привести вас к выводу, что вы должны быть сердиты, чтобы заниматься теологией. В наши дни нередко можно увидеть, как теологию используют как оружие, а не как источник радости.
Возможно, вы видели, как теология становится оружием как инструмент разделения. В этом злоупотреблении теологией христианская истина используется для того, чтобы натравливать братьев и сестер друг на друга. Пункты доктрины становятся пограничными линиями, на которых разыгрывается война “мы против них”. И хотя действительно бывают хорошие и подходящие времена для того, чтобы провести черту на песке, есть также те, чьи теологические границы настолько постоянно сужаются, что только они и горстка их последователей считаются теми, кто обладает истиной.
Разногласия возникают по мере того, как теология используется для разрушения единства с теми собратьями-носителями образа, с которыми мы должны рука об руку идти к Земле Обетованной.
Возможно, вы видели, как теологию использовали в качестве орудия гордыни. При таком злоупотреблении теологией накопление знаний сводится к постоянно раздувающемуся эго, а поиск истины - всего лишь стремление к самомнению. Когда потоки высокомерия вытекают из источника плохо используемой теологии, целью становятся аплодисменты наших соседей, а не благо наших соседей.
Вместо того чтобы направлять свою интеллектуальную жизнь на помощь другим, мы направляем других на наблюдение за нашими интеллектуальными способностями в надежде на похвалу, которую следует воздать Господу. Таким образом, теология может превратиться в шоу; теологи - просто актёры на доктринальной сцене, надеющиеся, что их изложение теологической концепции или оборот речи смогут развлечь аудиторию.
Возможно, вы видели, как теология становится оружием в качестве замены освящения и мудрости. Существует искушение ошибочно принять теологическую ясность и уверенность за христианскую мудрость. Однако искренняя преданность Господу не измеряется заучиванием теологического жаргона и логики.
Бог может использовать теологию как средство освящения, и, похоже, Ему часто нравится это делать. Однако теологический интеллект не является веской причиной для того, чтобы преуменьшать или пренебрегать жизненно важной ролью эмоционального интеллекта, интеллекта отношений, культурного интеллекта и тому подобного.
Христианское освящение целостно, и хотя теология является необходимым ингредиентом, само по себе оно не является достаточным ингредиентом. Христианская жизнь требует многогранной зрелости и мудрости, в которой нас призывают любить Господа не только всем нашим разумом, но и всем нашим сердцем, всей нашей душой и всеми нашими силами (Втор. 6:4-7; Мф. 22:37-40).
Писание показывает нам, что жизнь разума действительно может привести к жизни души в проявлении плода Духа. Славная задача христианского созерцания действительно должна вести к любви, радости, миру, терпению, доброте, благонравию, верности, кротости и самообладанию. Теология как средство культивирования христианской добродетели, такой как плод Духа, не является новой идеей.
Августин однажды сказал: “Ибо это полнота нашей радости, выше которой нет ничего: наслаждаться Богом-Троицей, по образу и подобию которого мы созданы”. Мы можем подпитывать нашу радость бесчисленными способами - семьей, едой, призваниями, отпусками, вещами, переживаниями и так далее гораздо больше. И всё же самым большим поленом в огне нашей радости является триединый Бог, “по образу и подобию которого мы созданы”.
Наслаждение триединым Богом - самое чистое из всех наслаждений. Ибо другие радости будут приходить и уходить. По мере того, как увядает трава и увядают цветы, меньшие радости сегодня здесь, а завтра исчезнут (Ис. 40:8). Однако наш Бог вчера, сегодня и во веки веков тот же (Евр. 13:8), поэтому радость, обретаемая в нем, является непоколебимой и чистой радостью.
Однако, как замечательно выразилась Джен Уилкин в книге “Женщины слова”, "Сердце не может любить то, чего не знает разум". Если мы хотим освободить наши сердца, чтобы жить в радости, которая приходит от любви к триединому Богу, мы должны направить свой разум на познание Его. Ваш разум и ваши привязанности ближе, чем вы можете себе представить, и вы увидите, что то, о чем вы постоянно размышляете, вы научитесь постоянно ценить.
Фома Аквинский однажды заявил: “Вся наша жизнь приносит плоды и приводит к достижению в познании Троицы”. Фома Аквинский в этой цитате показывает, что есть “плод” из-за того, что мы достигаем знания теологии. Есть следствие того, что мы проводим много времени у стоп Господа в размышлениях: вся ваша жизнь начнет приносить плоды.
Созерцание добра, истины, красоты — всего, что достигает кульминации в нашем Господе, — обладает способностью превращать ненависть в любовь, отчаяние в радость, разделение в мир, тревогу в терпение, враждебность в доброту, зло в благость, непослушание в верность, суровость в мягкость и снисходительность к самоконтролю.
Таким образом, диагностический вопрос прост: приводит ли то, как вы думаете о теологии, как вы занимаетесь теологией, или то, как вы говорите о теологии, к любви, радости, миру, терпению, доброте, благонравию, верности, мягкости и самоконтролю? Или то, как вы думаете о теологии, как вы занимаетесь теологией, или то, как вы говорите о теологии, обычно приводит к моральной нечистоте, идолопоклонству, ненависти, раздорам, ревности, вспышкам гнева, эгоистичным амбициям, разногласиям, разделениям и зависти?
Когда теологи впадают в ярость, их рвение направлено друг на друга. Вместо того чтобы взяться за оружие и выполнить Великое поручение как коллеги по работе, они открывают дружественный огонь, участвуя в выдуманной войне, в которой никто не выигрывает.
Богословие, осуществляемое в делах плоти, характеризуется раздорами, приступами гнева, разногласиями и разделениями. Теология, осуществляемая таким образом, приведет к пожиранию друг друга. Напротив, богословие, совершаемое в плоде Духа, который характеризуется любовью, добротой, кротостью и радостью, приведет к тому, что мы будем нести бремя друг друга и любить ближнего, как самих себя.
Разительная разница в результатах демонстрирует важность стоящей перед нами задачи: плохо используемая теология действительно может привести к печальным последствиям, однако хорошо выполненная теология может глубоко укоренить добродетели, составляющие плод Духа, в нашей душе, так что мы становимся христианами, отмеченными мудростью и стабильностью.
Три отрывка из апостола Павла (Фил. 4:8; Рим. 12:2; 2 Кор. 3:18) можно обобщить в одном предложении: Созерцайте доброе, истинное и прекрасное во Христе и, поступая так, преображайтесь обновлением своего ума, созерцая Христос переходит с одной степени славы на другую. Или, используя слова Павла: подумайте об этих вещах и преобразитесь от созерцания.
Думайте об этих вещах (Фил. 4:8). Вы обладаете чем-то чрезвычайно ценным - вашим вниманием. Мир хочет этого, и он многое бросит на вас, чтобы получить это. Есть люди, чья основная работа заключается в постоянном обслуживании и обновлении сложных алгоритмов, гарантирующих, что ваше внимание будет приковано к вашему телефону. Нил Постман был прав в своей невероятно проницательной книге "Забавляемся до смерти", когда предупреждал, что мы — люди, которым грозит опасность просто стать аудиторией. Мир — это сцена, где ваш взгляд и внимание являются товаром.
По этой причине и по множеству других заключение Павла к его посланию к Филиппийцам сегодня так же актуально, как и в Филиппах первого века. Завершая своё письмо, Павел наставляет святых в Филиппах, говоря: “Наконец, братья и сестры, что бы ни было истинным, что бы ни было благородным, что бы ни было справедливым, что бы ни было чистым, что бы ни было прекрасным, что бы ни было похвальным — если есть какое-либо моральное превосходство и если есть что-либо достойное похвалы — размышляйте об этих вещах” (Фил. 4:8, CSB, курсив мой).
Что понимал Павел и что мы должны понять, так это то, что всё, чему мы уделяем наше внимание, формирует нас как людей. Если наши умы будут сосредоточены на постоянно меняющихся и всё более поверхностных событиях нашей культуры, мы будем продолжать терять свою мудрость и рассудительность как последователи Христа. Однако, если мы позволим заповеди Павла проникнуть в нашу жизнь и проявим самоконтроль, чтобы отвлечься от головокружительного множества отвлекающих факторов, окружающих нас, и вместо этого пристально, настойчиво смотреть на то, что хорошо, истинно и красиво, мы можем превратиться в мудрых и уравновешенных мужчин и женщины.
Преобразитесь (Рим. 12:2). В своем послании к Римлянам Павел пишет: “Не сообразовывайтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вы могли различать, что есть добрая, угодная и совершенная воля Божья” (Рим. 12:2, CSB, курсив мой).
Созерцание Бога в христианской теологии - это не просто интеллектуализм. Напротив, сосредоточение нашего ума на Боге и на всех вещах, связанных с Богом, позволяет нам смотреть на того, кто есть любовь. Поступая таким образом, мы преобразимся благодаря обновлению нашего разума. Разум, полный истины, должен привести к сердцу, полному любви, и рукам, полным заботы.
Созерцайте славу Господню (2 Кор. 3:18). В этой славной главе Павел противопоставляет святых Ветхого Завета и святых Нового. Он вспоминает сцену, в которой Моисей, увидев благость Господа в книге Исход 33, спускается с горы Синай с закрытым лицом, чтобы не напугать других израильтян. Павел говорит, что читать Ветхий Завет - всё равно что пытаться взглянуть на Бога сквозь завесу, подобно Моисею. Напротив, видеть Бога в лице Иисуса Христа - всё равно что видеть Бога со снятой завесой, чтобы мы могли беспрепятственно созерцать его красоту и великолепие.
Павел пишет: “И все мы, с открытым лицом созерцая славу Господню, преображаемся одним и тем же образом от одной степени славы к другой. Ибо это исходит от Господа, который есть Дух” (2 Кор. 3:18, ESV, курсив добавлен).
Этот отрывок полон красоты. В то время как христианская теология обладает значительным количеством практических преимуществ, одно из величайших - это простое созерцание славы Божьей. Одна из самых практичных вещей, которые вы можете сделать в своей жизни — вопреки идее о том, что теология - это неуместное времяпрепровождение в башне из слоновой кости, — это увидеть величие и благодать Бога.
Хотя мы всегда должны пытаться выработать свою теологию и задавать важные вопросы, такие как “Как я могу воплотить эту истину в жизнь сегодня?”, мы не должны забывать, что есть огромная мудрость в простом созерцании этого нашего великого Бога. Когда мы созерцаем Его, мы начинаем походить на Него, поскольку переходим от одной степени славы к другой.
Ronni Kurtz - автор и доцент кафедры теологии в Седарвилльском университете. Эта статья адаптирована из книги "Плодотворная теология: как жизнь разума ведёт к жизни души" (2022).
|