Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Как Ириней, Амвросий и Василий помогают нам увидеть Дух
Когда прихожанам кажется, что Святой Дух труден для восприятия, позаимствуйте эти удивительные образы у отцов церкви
Когда я поступил в семинарию, я узнал о Святом Духе ровно столько, чтобы сделать Его неуместным в моей жизни. Я знал достаточно, чтобы исповедовать Святого Духа как Бога, Господа и подателя жизни, но я не мог понять, как Дух на самом деле формировал мою повседневную жизнь. Богослов Хериберт Мюлен однажды предостерёг от впадения в атеизм Третьего лица, и, к сожалению, многие христиане формально признают Духа Богом, но отрицают переживание Духа, живя так, как будто Его нету.

На протяжении многих лет я постоянно слышал вопрос от членов церкви: “На что похожа жизнь в Духе?” Они задаются вопросом, могут ли ощутить присутствие Духа только несколько привилегированных людей — ученые с высшими степенями в области библеистики или специально помазанные духовные элиты, которые становятся свидетелями необычайных чудес и трансцендентных переживаний. Они ищут грамматику Духа, которая помогла бы им в их повседневных духовных путешествиях.

Пасторы часто говорят о духовных вопросах с помощью трудных для понимания абстрактных понятий, таких как благодать, закон, освящение, добрые дела, подобие Христу или святость. Понятно, что они изо всех сил стараются сделать жизнь в Духе доступной и осязаемой для прихожан церкви.

Как пасторы могут помочь своим людям представить Божью работу в их жизни посредством Духа и пригласить их принять участие в этой истории? К счастью, отцы ранней церкви могут быть отличным источником информации. Такие пасторы, как Ириней, Амвросий и Василий, часто использовали словесные образы, чтобы изобразить, как выглядит жизнь в Духе, и пригласить своих слушателей к такой жизни. В своих проповедях и учении они подарили нам визуальный праздник образов. Они рисовали картины христианской жизни, которые включают в себя смерть и воскресение, духовную борьбу и субботний покой.

Давайте рассмотрим несколько примеров из жизни отцов церкви четвертого века, периода в истории, когда многие богословы писали трактаты, проповеди и письма о Духе и духовной жизни. В своих трудах эти голоса из прошлого сочетали концептуальные аргументы с религиозными образами, чтобы изобразить и продемонстрировать святость верующих, в которых обитает Дух Христа.

Ириней Лионский: Слово и Дух - это руки

Представьте себе Бога как творческого скульптора. Эдемский сад - это Его студия. После нескольких дней замечательных художественных усилий и перед тем, как найти время, чтобы полюбоваться красотой Своего творения, последний гениальный штрих: Своими руками скульптор создаёт Адама из земли и вдыхает в него жизнь, создавая людей по Своему образу и подобию.

Среди ранних отцов церкви сложилось единодушное мнение, что дыхание Божье, которое сделало Адама живым существом, относится не только к духу-душе Адама (в отличие от его плотского тела), но и к Святому Духу, который делает возможным общение с Творцом (Быт. 2:7; см. также Иоанна 20:22; 1 Кор. 15:45-49). Ношение образа Божьего предполагает ношение собственного Божьего Духа. Это приводит людей к глубоким, дающим жизнь духовным отношениям с Творцом.

Но человечество впало в грех и утратило общение с Богом. Следовательно, божественный план спасения должен включать в себя восстановление образа Божьего в людях. Дух, утраченный Адамом, должен был быть возвращён человечеству. Но как?

Ириней Лионский (около 130-200 гг.) объясняет, что Отец использует Свои “две руки” — Слово (Сына) и Дух — для оживления людей (восстанавливая в них образ Божий, утраченный Адамом при грехопадении) и для возвращения их к общению с Самим Собой. Сын принимает на себя плоть (человеческую природу) Адама и помазан Духом Божьим, чтобы Он мог переделать неудачную историю Адама. Сын становится новым Адамом, чтобы дать нам Дух новой жизни.

Ссылаясь на крещение Иисуса, Ириней прекрасно описывает, что означает для человечества сошествие Духа и помазание на Сына. В книге "Против ересей" Ириней пишет:

А потому Он [Дух] также сошёл на Сына Божьего, сотворил Сына человеческого, привыкнув в общении с Ним обитать в человеческом роде, отдыхать с человеческими существами и пребывать в творении Божьем, исполняя в них волю Отца и обновляя их от их старых привычек к новизне Христа.

Неразрывно соединенный со Христом как с местом Его обитания, Дух Божий привыкает снова обитать с родом Адамовым. Или, как однажды выразился Афанасий Александрийский (около 296-373 гг.) (в книге “Против ариан”), Спаситель “помазан Духом" во плоти, чтобы "Он мог обеспечить нам... пребывание и близость Духа”.

Образ Иринея о двух руках Божьих побуждает нас думать о Святом Духе как о практической личности, которая обитает в нас и покоится в нас так же, как Он пребывал в человеческой природе Христа. Он формирует нас так, чтобы мы были подобны Христу. Как новым творениям, нам предлагается отдаться в руки горшечника (Ис. 64:8; Иер. 18:6), чтобы Божий Дух придал нам форму или изваяние, чтобы мы стали подобны Христу. Дух действует даже сейчас, чтобы уподобить нас Христу в Его смерти и воскресении (Рим. 8:9-11). Он формирует нас, чтобы мы умерли для старого, греховного образа жизни творения, и приучает нас к новой жизни во Христе согласно воле Отца (Рим. 6:4).

Амвросий Миланский: Твоя душа - это пятка и ступня

Для Амвросия Миланского (339-397), теолога и епископа, Святой Дух - это дождь с небес, который даёт жизнь измученным жаждой паломникам во времена духовной засухи. Когда мы путешествуем по опасным пустыням, где нас искушает зло, дождь Духа очищает нас от греха и оберегает от духовной смерти. В своей работе о Святом Духе, в молитве Иисусу о даре Духа, Амвросий просит,

Пусть капли, исходящие от Тебя, сойдут на меня, проливая благодать и бессмертие. Омой ступени моего разума, чтобы я больше не грешил. Омой пятку моей души, чтобы я мог стереть проклятие, чтобы я не чувствовал укуса змеи на пятке моей души.

Амвросий представляет себе душу как пятку и ступню, которые могут быть подвержены укусу змеи. Он напоминает верующим о необходимости быть бдительными в пустыне, чтобы не поддаться дьявольскому обольщению и проклятию. У всех нас есть, так сказать, духовная ахиллесова пята: те уязвимые места, где дьявол с наибольшей вероятностью нападет на нас и мы, скорее всего, падем. Христианская жизнь - это жизнь бдительности и стойкости в пустыне, где освежающий дождь Духа становится нашим животворящим оазисом и источником силы среди духовных атак.

Хотя наши души могут быть столь же уязвимы, как босые ноги, образы Амвросия косвенно побуждают нас задуматься о Божьем обещании, что Христос, семя жены, сокрушит голову Змея (Быт. 3:15), чтобы Бог мог также сокрушить сатану под нашими ногами (Рим. 16:20). Точно так же, как Христос был водим Духом в пустыню, чтобы подвергнуться искушению сатаны, так и те, кого Дух Христа ведёт в их пустыни, страдают от нападений Змея. Но мы также твёрдо верим в победу Христа над Лукавым (Луки 4:1-13; Евр. 2:14-18).

Василий Кесарийский: Твой разум - это око

Василий, епископ Кесарийский (330-379), в письме к своему другу Григорию размышляет об уроках, которые он извлёк из короткого опыта монашеского уединения. Хотя он признаёт, что не ценит жизнь в одиночестве, он рассматривает уединение как важную форму христианского самоотречения, умирания для мирских тревог, чтобы освободить место уму для сосредоточения на Боге и постижения его истины:

Мы должны стремиться к спокойствию ума. С таким же успехом глаз мог бы определить поставленный перед ним предмет, когда он беспокойно блуждает вверх, вниз и в стороны, не фиксируя на нём пристального взгляда, как ум, отвлеченный тысячью мирских забот, способен ясно постичь истину.

Как легко уму потерять концентрацию на том, что важно. Отвлекаясь на слишком многое, блуждающий взгляд становится беспокойным. Где же тогда может найти покой мятущаяся душа?

Для Василия первым шагом к освящению является обретение тишины — такого рода уединения, которое покоится на Слове Божьем. Уединение - это не оправдание для того, чтобы покинуть мир, а скорее время оставить мирские заботы, чтобы получить от Бога то, что необходимо для правильного взаимодействия с миром. Смысл отрешенности не в том, чтобы пренебрегать своими обязанностями, а в том, чтобы освободить место для Духа, который сформирует нас и поможет нам процветать.

Учение Василия о тишине и уединении - это приглашение принять духовный смысл субботы. Он призывает нас быть спокойными в Божьем присутствии и покоиться в красоте Его Слова.

Это призыв увидеть работу Духа в нас новыми глазами, устремив пристальный, спокойный взгляд среди жизненных забот. Это призыв быть похожим на Иисуса, который не позволял Своей работе мешать Ему проводить время с Отцом в молитве. Даже когда толпы людей собирались послушать Его и исцелиться от своих болезней, Иисус удалялся в пустынные места, чтобы помолиться (Луки 5:15-16). Подобно Иисусу, Дух направляет нас в наших трудах и побуждает не пренебрегать временем, проведенным с Отцом в пустынных местах.

Мы можем учиться у таких выдающихся проповедников и учителей, как Ириней, Амвросий и Василий, поскольку они рассказывают историю жизни в Духе таким образом, чтобы научить слушателей освященной жизни — не только на концептуальном уровне, но и интуитивно, в их собственной жизни. Эти отцы четвертого века предлагают духовную грамматику - словарный запас, — который может помочь людям в любую эпоху понять, на что похожа жизнь в Духе.

Представьте, например, как проповедь о действии Духа могла бы ожить для слушателей, если бы вместо того, чтобы просто сказать: “Дух пребывает во всех, кто следует за Христом”, проповедник нарисовал визуальную картину типа “Бог лепит нас, как гончар за кругом". Дух, который обитает в нас так же, как Он обитал во Христе, формирует контуры нашей жизни, чтобы мы больше походили на Христа”.

Подумайте, какая разница была бы в том, как пастор молился бы вместе с другими, если бы вместо того, чтобы просто говорить: “Господи, защити нас от искушений и нападок Лукавого”, пастор молился примерно так: “Защити наши незащищенные и нежные души, как сапоги со стальными носками на босу ногу. Пошли Свою исцеляющую благодать, чтобы пропитать те части нашей жизни, которые сухие, потрескавшиеся и мозолистые. Помоги нам твёрдо стоять с Тобой, Христос, и даруй нам духовную победу, когда Ты наступишь на голову Змея”.

Что, если бы во время пастырского консультирования служитель спросил не только “Проводите ли вы ежедневно тихое время с Богом?”, но и “Как отвлекающие факторы современной жизни мешают вам полностью сосредоточиться на Боге?" Где вы могли бы положиться на Святого Духа, регулярно уделяя время тому, чтобы отключиться от помех и обрести покой в Боге?” Предлагая разнообразные образы и словесные образы, пасторы могут исправить ложное представление о том, что есть только один способ говорить о жизни в Духе.

Однажды я проводил исследование Библии, на котором один человек сказал: “Я на грани эмоционального выгорания”. Другой сказал: “Дьявол искушает меня усомниться в Божьих обещаниях о пропитании”. Ещё один сказал: “Мне нужно, чтобы Господь научил меня умирать для себя, чтобы я мог быть более снисходительным супругом”.

В ответ я познакомил участников с различными образами и словесными образами из книг отцов церкви и Библии, изображающими работу Духа. Эти люди нуждались в описаниях духовной жизни, столь же ярких и разнообразных, как и их уникальные потребности.

Благодаря ярким и удивительным изображениям каждый человек получил указание, имеющее решающее значение для его или ее ситуации: молитесь Святому Духу об обновлении от старых привычек Адама. Молитесь Духу о подкреплении и стойкости во время духовной борьбы в пустынях жизни. Молитесь о субботнем отдыхе, чтобы получить Божьи дары среди суеты жизни и всех её отвлекающих факторов.

Используя такие образы жизни в Духе Христа в наших учениях, проповедях и молитвах, мы, подобно отцам ранней церкви, можем поразить воображение наших людей. Мы можем показать им, как Дух формирует их по образу Христа даже сейчас, во славу Божью и на благо наших ближних.

Leopoldo Sánchez - профессор систематической теологии в семинарии Конкордия в Сент-Луисе. Он автор книг "Введение в христологию Духа" и "Дух скульптора: модели освящения из христологии Духа".
Категория: Статьи | Просмотров: 157 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 0.0/0 | | Christian Post |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: история, образ, Святой Дух
         
     
Книги [2418]
Видео [982]
Аудио [331]
Статьи [2593]
Разное [642]
Библия [307]
Израиль [301]
Новости [578]
История [716]
Картинки [383]
MorningStar [1237]
Популярное [199]
Пророчества [1156]
Пробуждение [398]
Прославление [886]
Миссионерство [325]
It's Supernatural! [754]
Сколько материалов в день лучше всего?
Всего ответов: 46
500

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024