Настоящую Пасху невозможно глубоко и правильно понять без изучения истории Исхода евреев из Египта — первой буквальной исторической Пасхи! Как бы мы не пытались, это все равно будет не совсем понятная и уж точно неполная картина. Даже христианское причастие (евхаристия, хлебопреломление) впервые в истории произошло именно на иудейском традиционном пасхальном ужине Иисуса с Его учениками. Изучая и понимая прообразы первой Пасхи евреев в Египте и грандиозной истории Исхода, можно правильно понять и по достоинству оценить Пасху Нового Завета — смерть и воскресение Иисуса Христа.
Цель истинной Пасхи – освободить нас как от причины всех наших бед, так и от их последствий. Какой смысл, к примеру, лечить человека, не желающего затем поддерживать здоровый образ жизни? Пытаться помочь человеку, разумеется, нужно, но насколько более эффективной будет помощь врача, если пациент согласится сотрудничать с ним и исполнять его рекомендации по СОХРАНЕНИЮ здоровья! Да и можно ли вообще любую медицинскую процедуру назвать лечением, если врачом сперва не был установлен подлинный диагноз, и по возможности, сама причина болезни?
Библейская Пасха чем-то подобна благороднейшему хирургическому вмешательству Небесного Врача, пришедшего "взыскать и спасти погибшее", "потерянное" – вернуть себе и вылечить тех, кто Ему принадлежит. Чтобы ее по-настоящему понять и максимально эффективно к себе применять, необходимо глубоко исследовать духовные и исторические причины порабощения, произошедшего как в истории еврейского народа, пережившего буквальную историческую Пасху – Исход из египетского рабства, так и духовное порабощение всего человечества, поскольку историческая первоначальная Пасха является духовным прообразом того, как Бог избавляет и возвращает себе человека, не зависимо от эпохи и национальности.
Апостол Павел, обращаясь к верующим в европейском городе Коринф, говорит им, что все происходившее с древним Израилем в книге Исход, в которой и описаны первые пасхальные события, происходило с народом Божьим как образы:
«Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков». 1Коринфянам 10:11.
Более того, тот же Павел, говоря об израильтянах, вышедших из страшного и жесточайшего рабства египтян, называет их "отцы наши". Не отцы МОИ, то есть, моего еврейского народа, а "отцы наши":
«Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» 1Коринфянам 10:1-4.
Как величайший из еврейских апостолов Иисуса Христа и бывший ученик одного из величайших иудейских авторитетов иудаизма раби Гамалиэля, мог назвать древних евреев, переживших историческую Пасху и исход из Египта, отцами христиан из языческого портового города, известного в те далекие времена своим неистовым развратом, изобилием языческих культов, включая и широко распространенную в те века храмовую проституцию?
Апостол Павел понимал, что на самом деле произошло во время пасхальных событий, и страстно хотел, чтобы это увидели и христиане из языческого Коринфа, и без всяких сомнений, христиане или ищущие истину ВСЕХ последующих веков и времен, в руки которых попадут бессмертные отчеты древних Священных Писаний, Старого и Нового завета.
Павел знал, что уникальные события, произошедшие с израильтянами во времена Моисея, являются не просто древней историей еврейского народа, но духовной картой того, как истинный Бог спасает и освобождает из рабства греха и рабства духовного фараона всех последователей Бога Авраама, Исаака и Израиля.
Невозможно глубоко и правильно понять христианскую Пасху, не изучая и не вникая в Пасху первоначальную, произошедшую с древними евреями. Невозможно даже понять многое написанное о Христе в евангелиях и Новом Завете, не зная и не понимая, что происходило с Божьим народом в Ветхом Завете. Собственно, Ветхим Заветом древнее Священное Писание Израиля и первоапостольской церкви стало называться лишь во втором веке, приблизительно в 150-ом году от Рождества Христова. На протяжение Нового Завета эти древние израильские священные записи в основном называются одним словом – Писание. В еврейской традиции – Танах. Это аббревиатура заглавных букв названий трех частей еврейской библии: Тора, Невиим и Ктувим – Наставление, Пророки и Писание.
Иисус, ссылаясь на Тору или на другие священные книги Библии, называет их священным термином Писание: "Заблуждаетесь, не зная ни Писаний, ни силы Божьей" – говорит Иисус саддукеям, духовной элите Израильского народа. Павел, призывая епископа Тимофея изучать Библию, говорит ему: "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» 2 Тимофею 3:16,17.
Апостол Петр называет тем же термином «Писание» даже церковные послания апостола Павла: "…как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания." 2 Петра 3:15, 16. Лишь в послании к Евреям мы встречаем термин «ветхий», да и то, применимый не ко всему Писанию, а именно к самому старому завету, заключенному Богом с народом Израиля возле горы Синая.
Некто хорошо подметил, что так называемый "ветхий завет" был единственной Библией первоапостольской церкви. Так называемый «ветхий завет» перестает для нас быть ветхим, если мы начинаем читать его с новым сердцем и новым духом, что само по себе является результатом переживания библейской Пасхи, о чем было так явно предсказано в книгах "ветхого завета":
«И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» Иезекииля 36:26,27.
Господь Иисус противостоял сатане в пустыне, цитируя вслух слова из Пасхальной истории, записанной в основном во второй книге Торы – книге Исход, или на иврите Шемот – имена. Согласно еврейской традиции, книгам Библии давали имена в соответствии с первым словом самой книги. Первая книга Торы, или Пятикнижия Моисея, Бытие, на иврите называется «бэрэйшит», поскольку именно с этого слова начинается первая книга Библии: "бэрэйшит бара элогим эрэц вэ шамаим" – «в начале Бог сотворил небо и землю". Древние еврейские переводчики Септуагинты – перевода Писаний с иврита на греческий язык, решили давать имена книгам в соответствии с основной темой или мыслью всей книги. В результате мы имеем такие название как Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие и так далее, известные и полюбившиеся названия книг в наших современных Библиях.
Для древних евреев сами имена являлись чем-то крайне важным, поскольку само понятие имени в древнем иврите тесно и интимно связано с самой природой, характером, сутью и предназначением личности или объекта, которому давалось имя. Не понимая этого простого и одновременно глубокого факта, невозможно понять, почему Бог, к примеру, давал новые имена своим верным последователям, или неверным, иногда. Почему Он переименовал своего друга Авраама из возвышенного отца, или отца гор, в отца многих народов, Сарай в Сарру – царицу. Иакова, хватающегося за пяту своего брата, переименовал в «князя Божьего» и «зрящего Бога», на иврите – Израиля. С переменой имени приходила новая судьба в жизнь человека. Не случайно подобное делал и сам Господь Иисус, который Шимону дал имя Кифа, известное по-гречески как Петр.
Одной из Его наград для побеждающих будет новое имя: "...и дам ему имя новое". Даже всем известное имя антихриста, которое согласно книги Откровение, примут себе на чело многие люди в конце времен, будет содержать "число имени" зверя 666. На челе же верных Христу будет имя их Отца. «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» Откровение 14:1.
Этимология имени Адам связана с еврейским словом земля – «адама», с ударением на второй слог. Бог не случайно назвал его так, поскольку сотворил его из "праха земного", из красной земли или глины. Слово красный на иврите «эдом» имеет тот же корень, что и земля, и Адам – на иврите Человек. Нам пригодятся в дальнейшем эти знания некоторых принципов и азов языка священного Писания, иврита, поскольку в иврите слова, имеющие общий корень, связаны между собой по смыслу, и мы рассмотрим некоторые пасхальные истории, в свете еврейского оригинала.
Без этих азов практически невозможно понять многие места из Писаний, использующих этот принцип. К примеру, почему, обращаясь к Иеремии, Господь показывает ему миндальное дерево, и спрашивает, что тот видит, а потом говорит, что тот видит правильно, поскольку Бог бодрствует над словом Своим.
«И было слово Господне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось». Иеремии 1:11,12.
В оригинале слово миндаль и бодрствовать имеют одинаковый корень, поэтому показывая пророку миндалевое дерево, Господь убеждает юного Иеремию, что все Его пророческие предупреждения об Иудее непременно сбудутся, поскольку Он "миндалит" – то есть, бодрствует над своим словом.
Такой игры слов немало в Писаниях в еврейском оригинале. Куда легче понять, почему Иисус говорит апостолу Петру «отойди от меня сатана», когда тот в пламенном порыве душевной любви к Учителю, настойчиво просит, чтобы Тот не шел в Иерусалим совершить пасхальное жертвоприношение Себя за наши грехи. Еврейское слово «сатан», применяемое в Писании в основном к падшему взбунтовавшему ангелу, врагу Бога и людей, сатане означает также и "препятствие". Иисус, по сути, говорит Петру, что мысля по-человечески, а не по Божьи, ты, а также мы, создаем препятствия Богу в Его работе по спасению людей. И, разумеется, этим не побрезгует воспользоваться сам сатана – первый человекоубийца и предатель Божьей истины.
Нам легче также будет понять и главное слово этой книги – Пасха, если мы увидим, что оно происходит от еврейского «пасах», что означает: хромать, перепрыгивать, пройти мимо. Позже мы увидим и некоторые другие значения этого слова, но пока постараемся усвоить этот первый оттенок значения слова Пасха, или «песах» на иврите, поскольку именно это и произошло в первую пасхальную ночь с израильтянами – ангел губитель как бы перепрыгнул через их дома и двери, прошел мимо, не войдя к ним в дома для истребления первенцев. Евреи, послушавшие Бога, избежали того суда, который обрушился на жестокий и вероломный Египет, на его народ и на всю религиозную языческую систему....
Господь предоставил нам духовную карту нашего искупления, а также "историю болезни", или причину, почему в Пасхе возникла такая острая необходимость, как в первой физической, так и во второй духовной. Есть духовные и физические причины того, почему потомки Авраама, Исаака и Иакова, таких великих праведников, оказались в рабстве в стране, принявшей их сперва с таким радушием и заботой. Есть также причины духовного порабощения любого человека, начиная с момента грехопадения первой семейной пары – Адама и Евы. Понимая причину порабощения израильтян, мы сможем глубже понять причину духовного, демонического и даже политического порабощения любого народа или человека в отдельности
Чтобы увидеть физическую причину порабощения израильтян в Египте, необходимо исследовать книгу Исход. В ней в основном показана историческая причина порабощения. Но даже в ней есть намеки на духовные причины, хоть и не такие явные на первый взгляд. Господь вскрывает, однако, глубинные причины рабства именно через пророка Иезекииля, ключевым утверждением которого практически во всех его пророчествах является фраза "и познаете, что Я Господь". Это не случайно. От того, насколько близко мы знаем что "Он Господь", зависит практически все в нашей жизни. И в первую очередь, насколько мы свободны.
Как известно из Писаний, пророки Израиля часто вскрывали главную причину всех несчастий еврейского народа – идолопоклонство, и уход от своего призвания служить истинному Богу, быть светом для язычников. Подобно божественному рентгену, пророки вскрывали скрытый корень различный национальных проблем и катастроф: внешней интервенции, социальной несправедливости или половой распущенности.
Вспомним, как евреи оказались в Египте, и что, вкратце, произошло и с самим Египтом, и почему так скоро после Всемирного Потопа народы мира оказались в духовном плену языческого многобожия и дьявольских культов.
Из книги Бытие и Исход мы узнаем, что евреи первоначально оказались там не как рабы, а как почетные переселенцы. Инициатива этой еврейской иммиграции исходила от самого фараона, который явно был расположен отблагодарить Иосифу за его мудрое правление и божественную операцию по предварительному накоплению продуктов питания, прежде чем настал показанный фараону во сне голод. Еврейское слово "лехем", хлеб, часто имеет в Писании значение пищи, в общем смысле этого слова.
Мы помним, что ни волхвы, ни египетские экстрасенсы, ни чародеи, ни мудрецы жреческого сословия, НИКТО во всем Египте, кроме Еврея Иосифа, не мог даже приблизительно объяснить фараону, что означают его два таинственных сна. Никто не мог на основании его снов предвидеть надвигающую смертельную опасность, и уж тем более дать какую-то национальную стратегию по сохранению продовольственных запасов государства, не говоря уже о спасении окружающих народов.
Последнее произошло исключительно благодаря щедрости и милосердию Иосифа к окружающим народам. Еврейская традиция говорит, что фараон не хотел, чтобы Иосиф продавал хлеб во время голода другим народам. В Писании также этого не наблюдается. "Нам бы самим хватило", – приблизительно говорил фараон Иосифу, боясь за то, чтобы продовольствие не иссякло до завершения голода. Люди есть люди. Когда такой страшный голод постигает страну, то даже у ее правителя может возникать страх или неуверенность, чтобы свободно делиться с другими, даже если у тебя огромные запасы. Иосиф не мог закрыть сердце от окружающих и решил продавать хлеб ДАЖЕ представителям других народов!
Позже Иисус сделает нечто подобное. Когда за Ним с воплями и мольбами шла несчастная сиро-финикиянка, прося Иисуса освободить дочь от страшного демона, Иисус сперва сказал ей, что «не правильно взять хлеб у детей и бросить псам», то есть, тем, кто не состоит в завете с Истинным Богом. Мудрая женщина не подняла «кипишь», не обиделась, но смиренно сказала, что раз дети уже объелись, и хлеб валяется под их столом, то и псам можно поесть упавшие крохи. После чего ее дочь мгновенно исцелилась! Матфея 15:22-28. Перед вознесением Иисус повелел апостолам идти во все народы и делать среди них то, что Он делал в Израиле – обращать к истине, учить следовать за Ним и исцелять от болезней и демонических духов.
Апостол Павел написал столичным христианам Рима:
«Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных – ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников – из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему.»
«А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме. Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном». Римлянам 15:8,9, 25-27.
В те времена как такового атеизма не существовало. До времен строение Вавилонской башни практически все люди имели довольно четкое понимание о библейском Боге Творце, создавшем небо и землю. У всех них был тогда еще один общий язык. Потоп оставил в их душах неизгладимое впечатление. Они знали, что Бог есть праведный Судья, но как потом напишет Павел, «они знают праведный суд Божий», что творящие беззакония достойны смерти, «однако не только их делают, но и делающих одобряют» Римлянам 1:32.
Существуют серьезные лингвистические доказательства того, что тем единым общим языком древних людей был древний библейский иврит. Именно в этом языке сохраняется первоначальная этимология практически всех имен людей, названий стихий, животных и многих других природных и социальных явлений. Именно на древнем иврите – языке Писаний, так называемого Ветхого Завета, сохраняется смысловое значение практически каждого имени человека в Библии, каждого названия животного.
Адам не просто произвольно давал имена всем животным, птицам и пресмыкающимся, обладая на тот момент недоступной для нас сегодня "компьютерной" памятью и немыслимыми интеллектуальными способностями. Адам обладал фантастической для нашего времени способностью по одному взгляду создавать психологический и функциональный портрет любого существа и давать ему соответствующее название или имя на древнем иврите – первоначальном языке общения людей между собой, людей с Богом и на первых порах до грехопадения – общения даже с животными.
Мы помним, что Ева не упала в обморок, когда с ней заговорил змей. Она нормально отнеслась к способности змея разговаривать на понятном для нее языке. Мы знаем из преданий и свидетельств о знаменитом итальянском святом Франциске Ассизском, что он умел договариваться с животными, умел использовать ту власть, которую Адам имел до грехопадения над животным миром, и даже умел именем Иисуса приказывать дикому волку вступать в справедливый договор с местными жителями и не вредить окружающим.
Это не сказки, это результат Пасхальной победы небесного Агнца, примененный полюбившим Его всем сердцем человеком, готовым ради любви к Нему отказаться от всех земных почестей и выгод. Подобные свидетельства о проявлении первоначальной власти над животными, которая была у Адама, мы можем встретить в жизнеописании и других скромных, но великих в глазах неба верующих христиан.
На древнем иврите смысловое значение имеют не только имена первых людей, но и имена животных. И разумеется названия населенных пунктов и городов. Для древних евреев и народов имена имели особое значение. Некоторые исследователи еврейских имен первых патриархов в родословиях, переводя имена на английский язык, получают просто удивительные истории. К примеру, при переводе имен людей, вошедших в родословную Иисуса, образуется подробная история человечества с кульминацией в пасхальном событии Нового Завета.
Один древний йеменский раввин нашел однажды политический выход для еврейской диаспоры своего региона, тем, что перевел с древнего иврита имена патриархов из родословной Измаила – сына Авраама от египтянки Агари. У йеменских евреев возникли тогда проблемы с потомками Измаила, и раввин почему-то решил проверить его родословную. В результате этого пред раввином предстала ясная политическая парадигма, показавшая направление урегулирования политического кризиса без ненужных восстаний, обреченных на провал. Кто знает, сколько миллионов жизней было бы спасено, если бы люди искали у Бога ответы в Его Книге книг!
То, что древний иврит был первоначальным общим языком человеческого общения до разделений языков при строении Вавилона доказывает и тот лингвистический факт, что практически в каждом языке на планете присутствуют осколки древнего иврита. Не цель этой книги приводить массу доказательств этому утверждению, скажу лишь, что сам с удивлением читал, что некоторые ключевые часто используемые английские слова невероятным образом имеют с ивритом одинаковые корни или структуру.
Итак, как было сказано раньше, перед строительством Вавилонской башни, фрагменты которой находили в современном Ираке, все люди имели довольно ясные знания о библейском Боге. В памяти тех поколений были свежи воспоминания об ужасном глобальном Потопе, которым Бог судил все сущее в дни Ноя, за то тотальное развращение, угнетение и прочие злодеяния населения земли, угрожающие самому существованию планеты.
Практически в каждом древнем этносе или народности планеты сохранились истории и пересказы о том грандиозном событии. Детали или подробности события несколько отличаются у разных народов, но основное послание сохранилось без искажений: древнее человечество подверглось суду богов посредством потопа, в живых осталась только одна семья.
Приведем некоторые доказательства того, насколько реальным был потом во времена Ноя для древнего человечества. Существует множество армянских преданий о потопе, дошедших до нас с языческих времен. Армяне, как известно, жили рядом с горой Арарат, на которой и остановился ковчег. Название города Нахичеван (Нахичевань) по-армянски означает «пристанище Ноя». Именно в этом месте, согласно армянского предания, Ной, выйдя из ковчега, основал первое поселение. Известны древние песни, в которых говорится о горе Сима, сына Ноя, на территории Турецкой Армении. Епископ Иаков, согласно церковного армянского предания, восшел на Арарат и принес оттуда обломок от Ноева ковчега.
В районах Междуречья вели раскопки, в которых особенно прославился в 70-х годах XIX века Джордж Смит. Он был одним из первооткрывателей духовного наследия ассиро-вавилонской цивилизации. Изучив аккадский язык и ассиро-вавилонскую письменность, он прочел найденные клинописные таблички, привезенными археологами с места раскопок древней Ниневии. Однажды ему попались таблички, в которых он с удивлением прочитал повествования о потопе. Эти повествования были в общих чертах схожи с рассказом о потопе в Библии. Тексты датировались VIII веком до нашей эры и происходили из ниневийской библиотеки царя Ашурбанапала. Будучи потрясенным своим открытием, Смит позже проводил раскопки в Ниневии, и чудом нашел недостающие таблички.
Уже в 20-е годы XX века, Леонардом Вулли, английским археологом, были проведены раскопки в шумерских городах. В них обнаружили еще более древние предания о потопе. Они датировались приблизительно концом четвертого — началом третьего тысячелетия до Рождества Христова. Большая часть обстоятельств и географических мест в этих преданиях Междуречья совпадают с библейскими.
Вавилонский эпос сохранил даже сведения о том, что ковчег был построен по совету Бога, Который и предупредил героя истории о потопе. С библейской историей совпадают множество деталей о ковчеге. Подробно описано само строение ковчега, его составляющие, крыша, дно, распорки, его осмоление и другие детали, в том числе и размеры судна. Приводятся поразительные подробности, соответствующие библейскому рассказу, о том, как герой выпускал голубку, и принес после потопа жертву Богу.
В эпосе упомянуты и языческие боги Шумера и Акада, которые в страхе сами убегают от потопа. Не исключено, что этими богами древние люди стали считать тех самых потомков «нефилимов», с иврита – «падших», сыновей падших ангельских стражей, «не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище», вошедших к дочерям человеческим согласно Бытие 6, после чего, собственно, земля и наполнилась злодеяниями, и Всевышний решил судить живущих водами потопа. Подробней об этом написано у еврейского историка Иосифа Флавия в «Иудейских Древностях», и в найденной книге Еноха, цитаты из которой есть в Новом Завете у Петра и Иуды. Огромна разница между этими языческими богами и библейским Единым Богом Творцом, Который судил землю. В пасхальной истории Господь Всевышний также совершает суды над египетскими ложными богами.
В двадцатые годы двадцатого века археолог Леонард Вули раскопал город Ур, первоначальную родину самого Авраама, из которой тот вышел по призыву Всевышнего. Под слоем, в котором присутствовали явные признаки древней культуры и жизни людей, был обнаружен трех метровый и даже более глубокий в других местах, слой океанических отложений. Прокопав через него еще глубже, он обнаружил, что ниже океанических отложений был слой совершенно другой цивилизации и культуры! Его воспитанная в библейском духе жена сказала, что здесь был потоп, без всяких сомнений. Подобные находки были совершены и в других найденных городах Междуречья. Слои с совершенно разными цивилизациями и культурами были разделены между собой несколько метровыми морскими отложениями. Потоп уничтожил одну цивилизацию, после которой появилась совершенно другая.
Даже те народы, которые не были знакомы ни с библейской традицией, ни с Кораном, также сохранили воспоминания о потопе. К примеру, древнейшие предания и традиции Индии свидетельствовали о потопе. Знаменитые индийские законы «Ману» – то есть, «древнего человека, пережившего потоп» совпадают во многом с заповедями или законами сынов Ноя. Даже само имя Манну может быть производным от «маноах», покой, от которого происходит имя Ноах, то есть, Ной.
Предания о потопе есть у разных народов мира. Как минимум существуют: древнеиндийское, вавилонское, древнегреческое, еврейское сказание о великом потопе; сказания о потопе Восточной Азии, сказания о великом потопе на островах Малайского архипелага, сказания о великом потопе в Новой Гвинее и Меланезии, в Полинезии и Микронезии, Южной Америке. Сказания о великом потопе в Центральной Америке и Мексике. Сказания о великом потопе в Северной Америке, в Африке.
Нет сомнений, что такая катастрофа оставила глубокие воспоминания в жизни первых поколений после потопа, и осознание, какой Истинный Бог на самом деле, любящий праведность и ненавидящий зло. Однако, как это часто бывает, если люди "не заботятся иметь бога в разуме", не развивают с Ним отношения, но пускаются во всякие вымыслы, чтобы рационализировать и главное, оправдать свои низменные желания и пороки, они создают себе культы личности, ложные объекты для поклонения, всевозможные псевдо гуманистические идеологии и даже обожествляют свои пороки. Именно это произошло в древнем мире, и известно нам из греческой и римской мифологии. У людей появилась сложная система и иерархическая пирамида со всевозможными божествами на всякий повод и случай жизни.
Некоторые боги отвечали даже за откровенные людские пороки. Многие культы сопровождались храмовой проституцией, которая была частью языческого богослужения. Сегодня нам трудно себе такое представить в контексте самого понятия богослужения, но в древнем мире часто девушки даже обязаны были пройти "срочную службу" на «благо отечества», отслужив в качестве храмовых проституток в храмах богинь плодородия или в других языческих культах.
Западный церковный писатель Августин Аврелий в своем эпохальном труде «О граде Божьем», в котором он уделил массу места разоблачению языческих культов своего времени, с иронией пишет, сколько «божеств» участвуют в свадебной церемонии и первой брачной ночи молодоженов. Одно божество отвечает за то действие на брачном ложе, другое – за другое, третье – за третье и так далее во всех подробностях. В конце концов, Августин восклицает: "да дайте же, наконец, хоть самому жениху что-нибудь сделать самостоятельно!"
Языческие божества были безнравственны и порой вели себя как обыкновенные грешные люди. Чего стоит только война в мифологии начавшаяся между греческими богами из-за яблока раздора. Порой они требовали даже то, что противоречило общепринятым нормам морали в обществе. Как можно было тогда что-то требовать от граждан, если боги вели себя так, что "господи помилуй". Все становится на место, когда мы читаем место из Писаний: " Ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил". Псалом 95:5. Вместо слова "Господь" в оригинале стоит собственное имя Творца Вселенной из четырех еврейских букв, часто произносимое как Яхвэ.
Миру явно был необходим истинный свет, пример и Божья Пасха. И продемонстрировать ее нужно было не в космосе, а на реальном народе на земле, живущем в самом центре земли среди народов мира. Как известно, Ханаан, в который Господь привел Израиль в результате Пасхи, находился в месте пересечений трех континентов: Европы, Азии и Африки, и считался до разделения земли на континенты в дни Фалека центром земли. «У Евера родились два сына; имя одному: Фалек, потому что во дни его земля разделена…» (Бытие 10:25).
О произошедшем с евреями освобождении в Египте узнали потом многие народы. Мы видим в Писании, что даже филистимляне, постоянные враги Израиля, знали об этом величайшем событии. Раав из Иерихона, спрятавшая у себя еврейских разведчиков, знала о великом Исходе. Это было абсолютно уникальное историческое событие, подобных которому никогда и нигде не было. Сам Бог говорил потом израильтянам, перед вхождением в Обетованную Землю, бывало ли где-то еще такое на земле, чтобы какой «бог» приходил и создавал себе народ такими чудесами и судами, которые были явлены в Египте.
«Ибо спроси у времен прежних, бывших прежде тебя, с того дня, в который сотворил Бог человека на земле, и от края неба до края неба: бывало ли что-нибудь такое, как сие великое дело, или слыхано ли подобное сему? слышал ли [какой] народ глас Бога [живаго], говорящего из среды огня, и остался жив, как слышал ты?
Или покушался ли какой бог пойти, взять себе народ из среды другого народа казнями, знамениями и чудесами, и войною, и рукою крепкою, и мышцею высокою, и великими ужасами, как сделал для вас Господь, Бог ваш, в Египте пред глазами твоими? Тебе дано видеть это, чтобы ты знал, что только Господь [Бог твой] есть Бог, [и] нет еще кроме Его». Второзаконие 4:32-35.
К всеобщему умопомешательству и отступлению от истинного Бога, имеющего, как мы видим, в отличии от языческих идолов конкретные высокие требования морали и святости, людей подтолкнул один исторический персонаж, о котором в Библии сказано не много. Его звали Нимрод. Именно он, согласно древним преданиям, истории и еврейской традиции устроил то самое грандиозное показательное строительство первого глобального "светлого будущего" – гигантской башни. Вавилонской она стала называться позже, когда Бог смешал языки строителей.
Согласно преданию, только часть потомков Сима не участвовала в строительстве Вавилонской башни. Родоначальник евреев и духовный отец христиан Авраам происходил именно от этих потомков Сима, а точнее от Фалека, правнука Арфаксада. Находясь в стороне от строительства Башни, эти дети Сима сохранили тот первоначальный язык, на котором говорили Ной, и сам Адам с Евой, язык, на котором и было записано Священное Писание.
В одном найденном древнем историческом манускрипте, описывается подробно ее строительство и то, что с ее помощью люди начали делать, восставая против Бога. Иначе как сумасшествием это не назовешь. Проходило странное восстание против Бога, с попытками сражаться с Ним. В дни Нимрода, проект, скорее всего, имел куда более благородное название, стимулирующее массовый энтузиазм противостоять планам Божьим, и не рассеиваться дальше по территории земли.
Именно Нимрод и его мать Семирамида стали родоначальниками распространившихся на весь мир языческих культов и ложных систем идолопоклонства. Названия божеств менялись в зависимости от языка народов, но суть оставалась та же – сатанинская система ценностей, набор оккультных практик, подменявшие собой истинные отношения с живым Богом Творцом.
Позже к культу Нимрода и его матери добавлялись новые "божества". Обожествлялись умершие цари, императоры, предки. Обожествлялись природные стихии, земля и небо. Христианский учитель и писатель второго века Тертуллиан подробно разоблачает непоследовательность и абсурд языческого идолопоклонства. Злые демоны могли являться отдельным людям и лидерам народов, которые, очевидно, «обожествляли» их, заключали с ними свои заветы, чтобы заручиться их покровительством, как это происходит сегодня в среде поклонников дьявольских и магических культов. Откровенный демонический характер многих, к примеру, африканских и индийских "божеств" явно виден по внешнему изображению самих идолов. То же касается и многих древних восточных идолов, не говоря уже, о жестокости самих актов «богослужения», к примеру, Молоху, для которого язычники сжигали своих детей живьем, совершая под их крики отвратительные оргии. Бог в Библии часто осуждал эту мерзкую практику. Индийскую традицию, к примеру, сжигать живую жену в случае смерти ее мужа, и некоторые другие изуверские практики, как бросание детей на съедение крокодилам, якобы в жертву местной богине, остановили в Индии именно евангельские миссионеры.
Нимрод в какой-то мере был первым антихристом, говоря новозаветным языком. Как известно слово Антихрист переводится как "против Христа", или "вместо Христа" – тот, кто пытается занять место Мессии, Божьего Помазанника (на еврейском "Машиах"). Подобно некоторым римским императорам, он пытался присваивать себе имена обещанного еще в Эдемском Саду грядущего Спасителя. Эти имена и связанная с ними миссия издревле переходили из уст в уста в народах.
Не случайно в книге Откровение в семнадцатой главе написано о Тайне Вавилона как о некой "матери всех блудниц и мерзостей земных". Словом "блуд" Бог Библии часто называл идолопоклонство (которое часто было сопряжено и с буквальным блудом и оргиями), а мерзостью – оккультные, колдовские и магические практики язычников, которые практикуют многие и сейчас, в том числе и в современном мире.
Есть подробные исследования деятельности Нимрода и Семирамиды, из которых ясно, что именно они были катализаторами языческих мистерий и оккультных практик после потопа. Есть предание, что праведный Сим, сын Ноя, от которого пошли евреи и другие семитские народы, убил Нимрода за его злодеяния. Кто бы ни был тот, кто остановил этого антихриста, созданные им культы, в том числе и культ его матери Семирамиды с младенцем на руках, распространились затем под разными названиями в Ассирию, Египет и другие народы. Египет, будучи согласно книги Бытие 13:10 орошаемым, "как сад Господень", стал языческой страной, поработившей потом и израильтян.
Господь знал наперед, что произойдет в Египте с потомками Его друга Авраама, о чем Он и предсказал Аврааму еще до того, как у того родился собственный сын от Сары, Исаак.
«И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут [сюда] с большим имуществом, а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй». Бытие 15:13,14.
Как мы видим из этого места Писаний, Господь уже приготовил пасхальный план для израильтян – предсказав, что они выйдут из рабства и угнетения с огромным имуществом после того, как Бог совершит свои суды над поработителями. Бог силен обратить на благо все наши падения и ошибки, когда мы готовы в них раскаиваться и извлекать из них соответствующие уроки. Иначе рабство греху и духовному Египту останется нашим вечным уделом.
Здесь интересна параллель с тем, что сказал Иисус перед распятием, перед Пасхой Нового Завета. Господь, говоря Аврааму о будущих пасхальных событиях, как бы подытоживает их одной фразой: «но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении». Нечто похожее Иисус сказал перед Своим арестом:
«Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет». Иоанна 12:31-33. Здесь Египет соответствует «миру», а фараон – «князю мира сего». Иисус явно использует Пасхальную терминологию, сравнивая Свою смерть с тем, что произошло с Египтом. Когда Иисус был распят, Бог в Его Теле на кресте осудил грех во плоти:
«Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.» Римлянам 8:3. «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» Галатам 6:14. Мы рассмотрим эти мысли подробнее в следующих главах.
Господь также знал, что произойдет и с Адамом, с его потомками, поэтому, как говорит книга Откровение, пасхальный агнец Иисус был заклан еще "от создания мира". Бог способен видеть конец от самого начала, и дает при этом полную свободу людям делать свой выбор...
Продолжение следует.
Из моей книги "ВОССТАНОВЛЕНИЕ Потерянного - Мессианская Первоапостольская Пасха".
Геннадий Романов.
|