«А учить жене не позволяю… (1 Тим.2:12)», кому, кому, простите?…
Всем шалом!
Думаю, что это место Писания знают практически все верующие, причем независимо от своей конфессиональной принадлежности. Но хотелось взглянуть на него не только буквально, потому что, понимая его только на «первично-буквальном уровне», т.е. «по пшату» (буквальный уровень понимания – ивр.), теряется основной духовный смысл, который на несколько порядков важнее. Итак, весь стих полностью и с оригинала:
1 Тим.2:12 Учить же женщине не разрешаю, ни властвовать над мужчиной, но быть в тишине, молчании.
Кажется, что тут еще можно добавить? А, оказывается, можно, и, причем немало. Во-первых, начнем с того, что, конечно же, буквальный смысл мог иметь место. Но давайте копнем глубже, чтобы картина была понятна «от корней», что называется. Мужчина отличается от женщины много чем, и понимая принципиальные различия в комплексе, а не какую-то деталь, можно понять все и «в целом», и отдельные «частности».
Мужчина по Писанию ассоциируется с духом, а женщина — с душой. У подавляющего числа мужчин, главенствующим является левое полушарие, которое отвечает за логику, форму, системность и упорядоченность. У подавляющего же числа женщин, главенствующим и доминирующим является правое полушарие, которое отвечает за творчество, интуитивность, эмоции и т.п. Поэтому, «по определению», что называется, мужчина лучше приспособлен Самим Господом именно для преподавания учений, чтобы четко, системно и логично доносить те или иные истины. Как правило, женщины обладают большим «суточным запасом слов», по сравнению с мужчинами, что в общем-то и понятно. Конечно, же не все люди одинаковы, и поэтому можно видеть и умных, логичных женщин, и не логичных, «переливающих из пустого в порожнее» мужчин. Но в целом, картина такова, что мужчины и женщины, как правило, «заточены» под свои определенные задачи, и это так задумал Сам Творец. Проповедь — не учение, и поэтому вероятность хорошей проповеди со стороны женщины, гораздо выше, чем вероятность четкого, понятного и логичного учения. И тут еще конечно, «греческая эмансипация» подложила некоторое «хрюкающее животное», что внесло свою лепту, и побудило Павла написать рассматриваемые нами строки. Нередко бывает и так, что и рады бы где-то, чтобы мужчина учил, но, увы, нет того, кто смог бы это сделать. Мужчины более жестокосердными бывают, и сложнее к Господу приходят, потому их, как правило, меньше среди верующих, и со здравыми учителями часто возникает напряженка. Вот женщинам и приходится частенько и «духовных коней на скаку останавливать», и «в духовно горящие избы входить». Как бы от безысходности. Но это тоже не вся картина.
Написано, что в Мессии Йешуа «нет ни мужчины, ни женщины», что многие, не от большого ума, пытаются понимать буквально. Стирание этих «рамок» конечно же стало происходить не на физическом уровне, и слава Господу за это! Речь здесь идет именно о духовном. После того, как Дух Святой стал находиться внутри верующего, духовные рамки и отличия стали все более нивелироваться. И на сегодняшний день есть верующие женщины, которые проповедуют духовно, а есть служители, пастора, которые проповедуют и учат душевно. И глядя на проблему именно с этой точки зрения, мы можем видеть, что Писание запрещает душе учить дух, а душевному господствовать над духовным. Именно с этой точки зрения, что соответствует пророческому образу, заложенному в этом Слове, мы может понимать, что в плане именно учения, душевное должно «быть в тишине», чтобы через душевные учения и проповеди, которые могут иметь вид некоторой духовности, не заквасить этой душевностью верующих, лишая их духовного хлеба жизни.
Рав Шауль, или Апостол Павел однажды старался разъяснить некоторым верующим, что нельзя понимать даже некоторые явные места Писания буквально. Например, фразу: «не заграждай рта у вола молотящего». Так же и в рассматриваемом нами случае. Душевно это понять сложно, но мы должны стараться «судить об этом духовно, соизмеряя духовное с духовным». Конечно, в ряде различных особенных регионов, требование Писания «женщинам не учить» может иметь буквальный смысл. Но это частные случаи. И конечно, это место Писания говорит нам о приоритетах и о максимально возможной, совершенной воле Господа. Но, возрастая в духе и обретая мудрость от Господа, мы учимся судить не по плоти, а по духу. Мы также учимся узнавать Йешуа не по форме, а по Духу, как Он пытался этому научить Своих двух учеников шедших по дороге в Эммаус.
Писание, причем даже не в период заключения Нового Завета, а еще в период Судей Израиля, говорит о том, что именно женщина Двора была пророчицей. Т.е. даже тогда были женщины, наполненные и ведомые Духом Всевышнего, которые судили народ, и учили всему тому, что им открывал Господь. Именно судьи учили тогда Торе и комментировали ее. Поэтому абсолютно легитимно женщина может и пророчествовать и учить, если на это она была помазана Самим Всевышним. Конечно же, лучше всего, глубже и качественнее женщине получается учить именно в сферах ее призвания: семья, дети, взаимоотношения, душевное исцеление и т.п. Кто-то может учить и о сверхъестественных дарах Духа, если именно в них они были задействованы. Здесь важно видеть и понимать призвание человека, так как человек не может дать того, чего у него нет, как сказал Петр хромому у Красных ворот: «серебра и золота у меня нет, но что имею – даю тебе…». Так и мы: если мужчина или женщина имеют призвание и помазание от Господа, а также определенный опыт, и могут учить в рамках своего призвания духовно, а не душевно, то они и должны это делать.
Мы все стремимся к лучшему, к идеальному, но путь к этому непростой. В процессе этого жизненно-духовного строительства, приходится обходиться теми ресурсами, которые у нас есть. И Господь при необходимости компенсирует нам что-то, что мы пока не имеем, так как созидание Его Царства – это прежде всего – Его воля и Его цель, а мы только помощники, соработники в этом. При необходимости и камни могут возопить, и ослица заговорить, и вороны еду принести, и мужчина может онеметь, когда нужно, чтобы он замолчал на значительное время.
А теперь еще одно место Писания:
Ис.4:1 И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день, и скажут: «свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем, — сними с нас позор».
Исходя из всего того, что мы рассмотрели выше, маловероятно, чтобы в наше время такое могло буквально случиться, так как многоженство мало где есть, а также потому, что мало таких обеспеченных женщин в таком специфическом обществе, которым нужно только статус замужней. Раньше, в определенных патриархальных укладах, это могло быть, хотя конечно не так и буквально. Но уже долгое время это место Писания можно понимать исключительно как пророческий образ. Итак, если пророческий образ мужа – это дух, духовность, а женщины – это душа, душевность, то мы можем увидеть следующее. Семь женщин – это образ некоей полноты служителей различных рангов и уровней, которые достаточно независимы на физическом уровне, но в их служении, в проповедях и учениях, много душевного, а не духовного. И Это место Писания пророчествует нам о том, что у многих служителей, которые больше несут душевное, а не духовное, появится жажда по Духу, чтобы в их общинах, церквях, союзах, деноминациях появился именно свежий духовный хлеб с Небес. Этим служителям не нужна физическая поддержка, или чтобы «муж», т.е. те, через кого это Слово может приходить, поселился у них на ПМЖ, но им нужно его «имя». Эти семь «женщин» говорят, что у них есть «свой хлеб» и «своя одежда», но они не покрыты «именем мужчины», т.е. «Духом, духовным» в необходимой степени. «Есть свой хлеб» — это прообраз физической независимости, а «своя одежда» — прообраз того, что они не собираются переходить как бы из конфессии в конфессию, из одного направления в другое, т.е. им не нужна какая-то новая «конфессиональная одежда». Им нужно живое Слово, свежий хлеб с Небес, Дух, то, что меняет внутреннее содержание, а не просто то, что как-то влияет на душу и, в целом, душевную составляющую. Имя – это духовно сама личность, и значит, что этим служителям нужно, так это не просто сам какой-то служитель, проповедник, учитель, но им нужно «духовное», само послание. А придет оно через того служителя или другого – это не так важно.
«Сними с нас позор» — это образ того, что когда служитель проповедует и учит душевно, а не духовно, — то это позор в духовном мире. И поэтому в наше время, Всевышний возбуждает жажду в нашем духе именно по духовному, потому что душевного было чрезвычайно много, но это не меняет ничего изнутри, а лишь прикасается снаружи. Если рассмотреть это место Писания в контексте, то мы увидим, что речь идет именно о самых последних временах, в которых мы сейчас и живем. И это место Писания весьма актуально для нас.
Очень важно изучать пророческие образы Танаха, потому что написано, что «Все это происходило с ними, как пророческие образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1Кор.10:11).
Поэтому слава Всевышнему за Его дочерей, через которых Он делает то, что желает Сам. Каждый должен быть на своем месте и нести свое бремя. Но при всех общих подходах, есть нечто личное, индивидуальное и особенное. И чем ближе человек имеет общение с Господом, чем более он живет по Духу, находясь в Его водительстве, тем в большем может его задействовать наш Господь. Давайте теперь, попробуем прочитать рассматриваемое нами в начале место Писания, с учетом всего вышеизложенного. Это мой собственный расширенный перевод:
Учить же душевно не разрешаю, ни властвовать душевному над духовным, душе над духом. В учении, душевность, душевное должно быть в молчании, чтобы не разбавлять вино водой.
Так «о волах ли заботится Господь?» Как те два ученика по дороге в Эммаус, мы должны научиться узнавать Йешуа, т.е. Его Слово по Духу, а не по форме, т.е. по плоти, а значит только буквально. Во всем нужен баланс: что в бухгалтерии, что в реальной жизни.
P.S.: Спасибо Диане за подсказку и ссылку на Верона Аша. По результатам прочтения, она подсказала, что в одной из своих проповедей Верон Аш, используя этот же образ "мужчины/духа и женщины/души", также указал на очень хороший пример с Шимшоном (Самсон). Шимшон ложил голову на колени его любовницы Далилы как образ того, когда дух идет на поводу души, и тогда через это он лишается призвания и силы, как назир, как посвященный Господу. Далила было его незаконной женщиной, а Шимшон будучи судьей Израиля знал это, но тем не менее позволял эту незаконную связь, которая стала блудом. И допуск блуда в своей душе, привел к блуду физическому, и все это, в свою очередь, привело к потере призвания и катастрофическим последствиям. Хорошо, что Всевышний чрезвычайно добр, и дал Шимшону совершить тшуву, и погибнуть не в бесславии, как отступник, но как герой. Но это милость. Но есть и пример царя Шауля, который завершился гораздо более печально... И это все - нам как напоминание, чтобы мы бодрствовали, а особенно служители, дабы не пренебрегали волей Господа, зная ее из Писания, чтобы не оказаться в похожей ситуации.
|