Мтф.11:2-6 «...глухие слышат, мёртвые воскресают и нищие благовествуют...»
Здесь мы видим эпизод, когда Иоанн, находясь в темнице, засомневался в Иисусе. Каждый из нас рано или поздно оказывается в подобной ситуации, т.е. в таком состоянии, когда начальный энтузиазм и ажиотаж «первой любви» проходят, уступая место «пустыням», «темницам» и прочим испытаниям. Каждому из нас необходимо, чтобы время от времени Христос снова и снова обновлял и утверждал нас.
Удивительно, но Иисус, несмотря на явные колебания Иоанна, характеризует его совсем с другой стороны (7-й стих). Так же и с нами. Когда мы в первый момент жизненного удара или искушения смущены, Господь не спешит тут же обвинять нас. Наоборот, сначала Он всегда защищает нас и как можно дольше старается сохранить наш авторитет. При этом Он срочно организует «скорую помощь» нашей вере.
И вот, в 5-м стихе Иисус приводит определённый перечень фактов, которые должны были убедить Иоанна. Я думаю, что в данном перечне Господь специально подобрал наиболее эффективные доказательства, призванные как можно быстрее вернуть Иоанну былую уверенность и надежду. Интересно, что Лука в своём евангелии тоже повторяет данный перечень, причём слово в слово и абсолютно в такой же последовательности.
И поскольку эта последовательность не случайна, давайте рассмотрим её повнимательнее. Я бы разделил её на три упорядоченных пункта: 1) свидетельство исцелений: «слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются и глухие слышат»; 2) свидетельство чудотворений: «мёртвые воскресают» и 3) свидетельство, которое сложно как-то сразу классифицировать, но пока назовём его просто — «нищие благовествуют».
Интересно, что первые два пункта в плане убедительности расположены по возрастанию, т.е. степень убедительности второго пункта выше, чем первого (исцеление — это конечно круто, но воскрешение из мёртвых — это вообще!). Мы сами, пытаясь убедить кого-то, тоже часто прибегаем к подобной тактике (судебные процессы, «козыри» в конце).
И если это так, если эта последовательность неслучайна, то получается, что самым веским аргументом и самым красноречивым доказательством для Иоанна были не просто чудеса исцелений или воскрешений мёртвых (о них он слышал и раньше — 2-й стих), а то, что «нищие благовествуют». Иисус посчитал именно этот довод наиболее эффективным и действенным для такой духовной личности, как Иоанн.
Какое же самое великое чудо? Давайте повнимательнее разберёмся с этим. Имел ли Иисус в виду, что бедные люди благодаря Его служению разбогатели и стали проповедовать богатство? Нет, мы не видим этого ни в Евангелиях, ни в Деяниях, ни в Посланиях. Здесь не подразумевается материальное обогащение за счёт Христа, которое якобы побуждает нас радостно делиться рецептами преуспевания («хорошими новостями») с другими.
Хотя то, что те «нищие» были радостными — это правда. Настоящее благовестие всегда проистекает от естественной радости, от избытка сердца. Человек не сможет нелицемерно делиться радостной вестью, если сам при этом не будет радостным. Поэтому, приводя аргумент благовестия нищими, Иисус как раз и подразумевает, что в этом состоит чудо — сделать радостным человека, у которого нет причин для радости.
Итак, источником радости этих нищих было не улучшение их материального состояния, а изменение их сердца, т.е. такое изменение их системы ценностей, которое перевело внутренний взгляд этих людей на другие вещи и устранило причину их былого недовольства. Вот что может сделать Христос. Он может не только исцелить, но также и воскресить из мёртвых, и даже (ого, ничего себе!) изменить недовольное сердце нищего.
Давайте поговорим немного о нищете. Видите ли, «нищий» не означает просто «бедный». Нищий — это тот, кому всегда мало, которому всегда не хватает, который всегда чем-то неудовлетворён и недоволен. Лично я никогда не видел нищего, который был бы доволен. Поэтому нищим считается не просто бедный, а прежде всего недовольный человек. Кстати, отсюда следует, что есть и богатые нищие (1Тим.6:6).
Есть духовная нищета, но это совсем другой разговор. Говоря о благовествующих нищих, Иисус имеет в виду не это. Он говорит о самых настоящих нищих, в прямом, физическом, материальном смысле этого слова. Духовная нищета — наоборот, приветствуется. Т.е. это хорошо, когда ты алчешь и жаждешь Слова Божьего. Это хорошо, когда тебе постоянно мало Святого Духа, когда ты неудовлетворён уровнем своей святости.
Так что недовольство недовольству рознь (равно как и нищета нищете). Просто фокус нищеты (недовольства) должен сместиться с материального на духовное. И когда это происходит, когда Иисусу удаётся это над нами проделать, тогда в наши сердца приходит подлинная радость (а от её избытка — и благовестие). Бог расценивает это, как чудо. Я не говорю, что если кто-то оказался в нищете, то эти проблемы не нужно решать (Гал.2:10). Просто хочется попросить Иисуса творить в нашей жизни то, что Он (а не человеческое большинство) считает самым великим.
Возможно, кто-то возразит, что неправильно считать одно чудо более великим, чем другое, но согласитесь — у каждого из нас в жизни есть дела, которые даются нам труднее. Так вот, для Бога изменить человеческое сердце труднее, чем исцелить его тело. Поэтому многие и говорят, что самое великое чудо — это рождение свыше (оно и в самом деле является трудоёмким процессом, поскольку относится к разряду «дел сердечных»).
И всё же, если говорить об этом классе чудес (т.е. трудоёмких для Бога), то я верю, что изменить сердце верующего Богу даже сложнее, чем неверующего (Отк.3:15). Парадокс, но Богу проще с холодным, чем с тёплым. Холодного сделать горячим стоит Ему меньших усилий, чем тёплого (хотя, по идее, холодного «греть» нужно дольше).
Обратите также внимание, что земное служение Иисуса ограничивалось Израилем, где формально неверующих-то и не было. И поэтому самое трудоёмкое для Бога чудо — это изменить всё-таки сердца верующих (т.е. тёплых сделать горячими, а недовольных — довольными, пример Иова, муки ходатайства Павла). И тем не менее, несмотря на трудоёмкость, Иисус может это делать. Вот о чём говорит нам Дух Святой через данное место.
«Смотри, Иоанн. Ты же знаешь наших старых добрых иудеев, которые вроде веруют в Единого Бога, но всю жизнь обижены на Него. Ты же знаешь этих вечно недовольных брюзжащих обывателей, которым всё время мало. Так вот сегодня, благодаря силе Святого Духа в Моем служении, их сердца изменились и стали довольными.
Согласись, Иоанн — это настоящее чудо, ничуть не меньшее, а может быть даже большее, чем исцеление или воскрешение. Доказательством этой разительной перемены является их радостное благовестие. Удивительно - они свидетельствуют даже тем, по сравнению с кем выглядят просто нищими. Моей силы для столь великого чуда оказалось достаточно, а потому укрепись, Иоанн, и не соблазняйся о Мне».
Дорогой Слава, пожалуйста, перестань искать какой-то скрытый смысл в последовательностях, всё намного проще. Всё настолько просто, что трудно уловить эту простоту. Во-вторых, Матфея 11:5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; неправильно переведно "нищие благовествуют". Во всех переводах это переводится как "нищим благовествуют" Вот например Библия Короля Иакова - and the poor have the gospel preached to them- и нищим благовествуют. А вообще я думаю что самое большое чудо это то, что Бог любит нас и называет Своими детьми, Он позволил нам называться Его детьми и это меня больше всего удивляет, насколько Наш Бог любит всех))) Йешуа заслужил чтоб Отец никогда не отвернулся от Него, а мы заслужили чтоб Бог никогда не повернулся к нам, но Он отвернулся от Единственного Сына, чтоб через это Отец повернулся к нам и это очень удивительно. Я не понимаю этого, может только чуть-чуть. Любовь Бога врятли я смогу понять полностью даже в вечности.
Интересные размышления (как всегда)! грустно что благовествующих нищих больше чем тех по чьим молитвам: 5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают