«Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матфея 7:21)
Словарь Даля толкует слово «лицемерие» следующим образом: лицемерие – это двуличие; лицемерить – действовать притворно, обманывать внешностью, прикидываться смиренным; лицемерный поступок – поступок, где зло скрывается под личиною добра, порок – под видом добродетели; лицемер – это ханжа, притворно набожный или добродетельный человек, корыстный льстец.
В словаре Ожегова лицемерие – это поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.
В синодальном переводе Библии слово «лицемер» впервые встречается в книге Иова. В Ветхом Завете это слово не часто упоминается, но в книге Иова оно встречается восемь раз: то друзья Иова обвиняют его в лицемерии, то он их.
Откроем книгу Иова и прочтем 8-ю главу 13-й стих: «Таковы пути всех забывающих Бога, и надежда лицемера погибнет», – это говорит один из друзей Иова, Вилдад. Он старается убедить Иова, что наказание постигло его за грехи и что он не чист перед Богом, как утверждает, тем самым намекая Иову на лицемерие.
Другой друг Иова, Софар, поучает Иова: «Разве не знаешь ты, что от века, – с того времени, как поставлен человек на земле, – веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна?» (20:4-5). Друзья словно бы обложили Иова со всех сторон, обвиняя его в лицемерии.
Иов отвечает друзьям: «Надлежало ли вам ради Бога говорить неправду и для Него говорить ложь? Надлежало ли вам быть лицеприятными к Нему и за Бога так препираться? Хорошо ли будет, когда Он испытает вас? Обманете ли Его, как обманывают человека? Строго накажет Он вас, хотя вы и скрытно лицемерите. Неужели величие Его не устрашает вас, и страх Его не нападает на вас? Напоминания ваши подобны пеплу; оплоты ваши – оплоты глиняные. Замолчите предо мною, и я буду говорить, что бы ни постигло меня. Для чего мне терзать тело мое зубами моими и душу мою полагать в руку мою? Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицем Его! И это уже в оправдание мне, потому что лицемер не пойдет пред лице Его!» (13:7-16).
Иов, в свою очередь, обличает друзей в скрытном лицемерии – они как бы заступаются за Бога, зарабатывают себе очки, «отстаивая» Его права; внутри у них все трепещет – они же знали о праведности Иова, но что-то нужно было говорить на его ситуацию, поэтому они и защищали закон: согрешил – по закону плохо должно быть; не согрешил – хорошо. Вот они и говорили за Бога.
Их ум был ограничен, они не могли в полноте объять ситуацию и давай заступаться за Бога. Иов же отстаивал свою праведность. Для его друзей рисовалась другая картина: если Иов прав, то Бог не прав, а такого быть не может; поэтому они и прессовали Иова, чтобы он хоть в чем-то сознался: все-таки богатый человек, мало ли что…
Потихоньку начинаешь понимать Иова. В самом начале книги Бог говорит сатане: «И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (1:8). Бог засвидетельствовал об Иове, что он – самый лучший из людей, а тут приходят его друзья и говорят: «Не может быть, что ты – такой хороший, иначе почему же тебя постигли все эти бедствия? Ты – лицемер». Глядя на эту ситуацию, невольно задаешься вопросом: не сатана ли подослал друзей Иова удручать его?
Вспомним и сравним: «Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста» (Матф. 27:40). Иисусу говорили практически то же самое: если Ты угоден Богу, пусть Бог спасет Тебя; если Ты – Сын Божий, докажи!» Вот и с Иовом подобная, в некотором роде, ситуация. Иов хочет отстоять праведность путей своих, а его обвиняют в лицемерии.
Вообще для чего лицемерят? Хотят иметь выгоду. Обратимся к Евангелию от Матфея 6:1-8: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него».
И далее, 16-18 стихи: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Иисус раскрывает суть лицемерия: милостыня напоказ, громкие и многословные молитвы прилюдно, подчеркнуто унылые, изможденные лица во время поста – все это направлено на то, чтобы люди обратили внимание и прославили: «…все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди…» (Матф. 23:5). На современном языке – имидж создать, образ.
Иисус конкретно предостерегает от этого: «Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Луки 12:1). Со всею серьезностью Иисус предупреждает сначала Своих учеников: берегитесь закваски фарисейской, и только затем обращается к народу. Казалось бы, при чем здесь ученики? Ведь Иисус обличал фарисеев, почему же Он обращается и к ученикам тоже? Потому что лицемерию подвержены практически все люди – любому пороку свойственно передаваться, «заражать», «квасить». Имея пример лицемерия, можно начать лицемерить – то есть, ища выгоды, создавать имидж, пускать пыль в глаза.
Евангелие от Матфея 15:1-9: «Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар [Богу] то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». Иисус раскрывает всю глубину лицемерия: говорят одно, а на деле – другое, в результате – пустота, тщета, никакого приближения к Богу и никакого плода в Царствие Небесное.
Все дела и поступки фарисеев были направлены на то, чтобы обрести признание и славу у людей. И как подтверждение (Иоан. 12:42-43): «Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию». Уверовать-то уверовали, но не исповедовали веру свою, чтобы не быть отлученными от синагоги – то есть делали так, как им удобно и выгодно, потому что по сердцу им была все же слава человеческая, а не Божия.
«…и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди» (Матф. 23:2-4), – прямое повеление Христа не брать пример с фарисеев.
Слова Иисуса никогда не расходились с Его поступками; если Он что-то говорил, то тут же подтверждал это на практике, поэтому имел право спросить: «Кто из вас обличит Меня в неправде?..» (Иоан. 8:46). Он говорил, и жил, и поступал по справедливости Божией.
Надо заметить, что в Новом Завете о лицемерии говорится гораздо больше, чем в Ветхом. Откроем 23-ю главу Евангелия от Матфея, в которой Иисус семикратно ставит знак равенства между фарисеями и лицемерами, предрекая им горе именно за их двуличие:
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас…Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять...Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты…Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников» (ст. 13-29).
«Горе вам, вожди слепые!...Безумные и слепые!...Фарисей слепой!...Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?», – такими эпитетами наделяет Иисус Христос лицемеров и так оценивает их участь, заглянув во все сферы их жизни, разложив по полочкам всю их деятельность, высветив все их двуличие.
Лицемерие всегда имеет целью определенную выгоду, корысть. Как всякий другой грех, грех лицемерия очень коварен и тонок: можно стать лицемером, даже не заметив того.
В Послании к Галатам описывается, к примеру, лицемерие Апостола Петра, повлекшее за собою лицемерие и Варнавы, и других людей: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» (2:11-14).
Петру так хотелось показать Иудеям, что он живет по-иудейски среди язычников, а Павел прямо обличил его: ты же только что ел с язычниками, а теперь чего боишься? какая разница: обрезан-необрезан? главное, по совести поступать и по вере!
Как видим, даже Апостолы были подвержены лицемерию; тем паче нам нужно быть внимательными и аккуратными, чтобы не впасть в этот грех. В жизни много моментов, когда есть искушение выглядеть в глазах людей лучше, чем ты есть на самом деле. Но Бог знает сердца наши! И это великая глупость – выставлять себя лучшим, чем ты есть. С людьми-то, конечно, очковтирательством позаниматься можно, но Бога не обманешь! Бог видит нас насквозь, перед Ним бесполезно, бессмысленно выставлять себя лучше, чем мы есть на самом деле. Он каждому воздаст по делам его (Римл. 2:6).
В Притчах 11:9 читаем: «Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются». Как фарисеи, так и саддукеи неоднократно искушали Иисуса, льстя Ему правильными, красивыми словами, на самом же деле ища случая поймать Его на противоречии, обличить в грехе и, в конечном счете, погубить.
Например: «Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?» (Марка 12:14); «И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» (Матф. 22:35-36); «Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря: Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему. Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей. Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий. Брали ее [за себя] семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою?» (Марка 12:18-23).
В Евангелиях описаны и другие подобные случаи искушения Иисуса, но Он всегда видел корень проблемы, понимая цель этих искушений, и ставил «экзаменующих» Его на место. Когда же Иисус спросил: «Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?» (Иоан. 7:19), они не могли честно ответить, потому что боялись народа, который признавал Иисуса пророком, сильным в слове и в деле, а некоторые – и Христом Спасителем. Попробуй тронь – растерзают. Хотели выглядеть хорошими в глазах народа, а Бога в то же время искушали.
Бывало, что Сам Господь Иисус задавал трудные вопросы фарисеям и священникам, и они, боясь опростоволоситься друг перед другом и перед народом, отвечали с лукавством и лицемерием. Например: «Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его» (Матф. 22:42-46);
«В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами, и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию? Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне: крещение Иоанново с небес было, или от человеков? Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему? а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк. И отвечали: не знаем откуда. Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю» (Луки 20:1-8). Вышли из положения, нашли нейтральный ответ: не знаем; «отморозились», сделали вид. Не Богу угодить искали, а людям. Лицемерили.
Как ни печально, но практически все подвержены лицемерию. Вот что записано у пророка Иеремии: «…ибо и пророк и священник – лицемеры; даже в доме Моем Я нашел нечестие их, говорит Господь» (Иер. 23:11). Поэтому в Свое время «вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Матф. 21:12-13). Лицемерие – тяжкий грех: «Устами лицемер губит ближнего своего…» (Пр. 11:9). Лицемерие несовместимо со спасением. Необходимо исповедание пред Богом, чтобы получить прощение.
Наказание за лицемерие определено. В притче Иисуса Христа, записанной в 24-ой главе Евангелия от Матфея, оно ясно обозначено: «Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (ст. 45-51).
Откуда берет начало лицемерие? Где его корень и кто первым начал лицемерить? Кто автор лицемерия?
Еще в Едемском саду сатана принял вид адвоката Адама и Евы, как бы беспокоясь о правах человека: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:1-5). Другими словами: вы что, не понимаете? Бог же просто не хочет, чтобы вы стали многосторонне развитыми, просвещенными?!
Прочтем из 2-го Послания к Коринфянам 11:13-15: «Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их». То есть идейным вдохновителем всякого лицемерия является сатана, который провоцирует думать одно, говорить другое, а делать третье.
Еще один яркий пример лицемерия описан в 13-й главе Евангелия от Луки 10-16: «В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» Мотив лицемера все тот же: каков я перед людьми? Не слава Божия волнует его, не радость за счастливого человека, а свой собственный «безупречный» имидж: как я выгляжу? что обо мне подумают? Так хотелось начальнику синагоги, чтобы все увидели его безукоризненную праведность и как он свято соблюдает закон Моисеев о субботе – при чем здесь вообще чудесное исцеление какой-то тети?! Есть приемные часы исцеляться, а сейчас всем до свидания! Соблюдайте порядок, граждане!
Интересный разговор ведет Апостол Петр о нелицемерных взаимоотношениях: «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1 Петра 1:22). Значит, братолюбие может быть и лицемерным. И любить можно от нечистого сердца.
Прочитаем из 2-го Послания к Коринфянам 6:3-10: «Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем». Павел говорит, какими должно быть служителям Божиим: не лицемерить, а являть себя такими, как есть, на всяком месте, стремиться к образцу, каковой являл сам Павел.
В Послании к Галатам Павел поясняет вышесказанное заявление: «У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (1:10). То есть Павел мог бы набрать себе очки: окружить себя некоторым таким религиозным ореолом, создать себе определенный имидж, поработать на свое имя: там уступил, здесь смягчил, тем угодил, этих уважил – и его бы Иудеи на руках носили. Если б он не проповедал о том, что закон является детоводителем ко Христу, об обрезании, которое не так уж и важно для язычников, его бы многие поддержали, но не у людей искал он благоволения, а у Бога, потому не лицемерил, а говорил истину Евангельскую. Именно поэтому истина Евангельская и сохранилась до наших дней. Павел, кроме того, утверждает: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8).
Истина Евангельская должна была сохраниться, и слава Богу, что нашелся такой человек, который противостал поползновениям иудейства внести ересь в христианство: что мы спасаемся законом, что нам нужны дела закона.
Обратимся к 1-му Посланию Тимофею 1:5-7: «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают». Как видим, вера тоже может быть лицемерной. Можно громко кричать, что я – верующий, но мои дела четко показывают мою веру. Мои дела показывают, насколько серьезно мое отношение к моей вере. Вера без дел мертва. Веру без дел не увидишь. Наши дела показывают нам самим нашу веру. Мы уже прочитали, что многие из начальников народных уверовали в Иисуса, но, опасаясь иудеев, не исповедали свою веру, потому что отдали предпочтение человеческому, а не Божию.
1-е Послание к Коринфянам 9:19-22: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых». Павла можно было бы обвинить в лицемерии, но рассмотрим мотивацию Апостола. Заметно, что есть некоторый артистизм в словах Павла: «…для Иудеев я был как Иудей», то есть, исполняя закон Иудеев, Павел не противоречил закону Иисуса Христа. Возможно, суть этого высказывания Павла заключается в следующем: «Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его» (ст. 23). Павел не искал корысти, ничего не имел с того, что поработил себя всем, он это делал, чтобы спасти хоть кого-то – вот мотивация его действий. Кстати, ветхозаветние повивальные бабки отказались бросать младенцев мужского пола в реку, за что и были благословляемы Богом.
Законы Божии имеют приоритет над законами человеческими – это принцип. Если же мирской закон вступает в противоречие с повелением Бога, то приоритет, несомненно, принадлежит закону Бога.
Иногда слушаешь проповедь и думаешь:
«К чему было сказано так много? В чем суть этой проповеди?» Столько времени звучала с кафедры речь, а вышел и забыл, о чем говорилось.
Все-таки в проповеди должна быть особенность, соль, важная и отчетливая мысль, побуждающая к действиям, к переменам.
А если сглаживать острые углы, постоянно обходить тонкие вопросы, приглаживать, причесывать, ублажать, убеждать, что все нормально, в итоге получается какое-то месиво: «Да все в порядке; живите, как живете; особенно не напрягайтесь; Бог вас любит такими, какие вы есть, аллилуия». А Господь, через пророка Иеремию, вот что говорит об этом: «…врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: "мир! мир!", а мира нет» (6:14).
К чему Бог нас призвал? Каких поступков Он ожидает от нас? Кто мы во Христе Иисусе? Мы – дети Божии: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Иоан. 1:12-13); «Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17); «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Иоан. 3:1).
Писание говорит, что мы – дети Божии, новое творение, и в этом новом творении нет места для лицемерия: что думаю, то и говорю; что говорю, то и делаю. Должна быть честность во взаимоотношениях, чистота в словах, потому что «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Матф. 12:36). Павел так же пишет о чистоте помыслов: «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Филип. 4:8).
Итак, лицемерие несовместимо с нашей новой природой, оно чуждо человеку духовному, человеку, рожденному свыше. Наша совесть – хороший, в этом смысле, барометр.
Как уберечься от лицемерия? Нам дан Дух Святой, Который наставляет нас на всякую истину (Иоан. 16:13). Нам дана добрая совесть, которая лишает нас покоя, если мы лицемерим (Римл. 9:1). Нам дана мудрость, которая подсказывает нам, как правильно поступать (Иак. 3:17). И Дух Святой, и добрая совесть, и мудрость свыше предохранят нас от греха лицемерия, слава Иисусу!
- Глядя на эту ситуацию, невольно задаешься вопросом: не сатана ли подослал друзей Иова удручать его? - можете не сомневаться в этом, он не только их подослал, но и искусил (притом молча - через душу) ослабевшего от серии ударов Иова начать роптать на Бога: Три друга Иова: Елифаз из Тимана, Билдад из Шуа и Софар из Наамаха - слышали о бедах, постигших Иова. Они оставили свои дома, собрались вместе и решили утешить Иова и выразить ему своё сочувствие. Увидев Иова издали, они едва узнали его, [B таком плохом состоянии он был.] И они все громко зарыдали, стали рвать на себе одежды и посыпать головы пылью, чтобы выразить свою печаль. Они сели рядом с Иовом на землю, и сидели семь дней и ночей, и никто не сказал ни слова, понимая, как велики страдания Иова. И вот Иов стал проклинать день, когда он родился. - это мало заметно, но на самом деле Иов выдержал удары явные и не поддался на слова искушения сказанные через жену, но "дружеское сочувствие" с молчаливым давлением, на ослабевшего Иова, подорвало его стойкость. Это сильнейшее место в писании, открывающее коварство и стратегии сатаны. Дальше можно видеть, что Бог не вменил Иову из этого ропота в вину, Он просто его остановил - так как эта серия ударов была, можно сказать сверх сил.
Друзья не подозревали того, что через них действует сатана - они шли утешить Иова: собрались вместе и решили утешить Иова и выразить ему своё сочувствие. Это делает и Петр, когда в душевном порыве, с самыми лучшими намерениями ( по человечески) пытается уберечь Учителя - Петр также не подозревает, что через него действует сатана. До сих пор доброта человеческая часто имеет всё тот же источник. И "добрый" и "праведный" человек, не следующий с крестом за Господом чаще всего является самым большим преткновением для себя, так как самодостаточен в своих "хороших" качествах и для других.
Лицемерие - это часть природы и избавиться от самообмана, который, чаще всего, лежит в корне этого самого лицемерия можно только убив на кресте эту природу. Пытаться сделать это по другому - тратить по-пусту время. Бог сейчас призывает к кресту и отречению от саможалости - именно там всегда будет прятаться лицемерие.
если кому-то завидуешь или кто-то раздражает тебя, может обидел или нет любви, терпения и тому подобное не будь в первую очередь лицемером перед собой! и знай, что Бог вскрывает в тебе качества, которые Ему видны и хорошо известны, для того, чтобы ты мог принести себя к Нему и просить Его избавить от этого, а не для того, чтобы играть маскарад и говорит: я тебя люблю, там где этого нет. Он приходящего к Нему за помощью не прогонит, а укажет то, что нужно с твоей стороны сделать, а Свою сторону выполнит на все 100% - главное быть готовым к послушанию, не зависимо от цены.