Новый завет: порядок событий искупления начинается с Христа Эта глава приедставляет собой краткий обзор событий. Многие другие авторы исследовали эту тему гораздо лучше и глубже, чем я. *
* Некоторые вопросы из этой главы детально рассматриваются в книге Gilbert Bilezikian, Beyond Sex Roles, 2 Ed (Grand Rapids:Baker Book House, 1985).
Евангелия
В Новом завете содерзатся важные факты канонического порядка. В первом разделе Нового завета, Евангелии от Матфея 1:1-17, записана радословная Иисуса, которая разделена на три группы по 14 прародителей мужского пола, что в целом составляет сорок два человека. В первой группе, относящейся к началу формирования израильского общества по вере, перечисленны также и четыре женщины - Фамарь, Раав, Руфь и Вирсавия. Все они не были израильтянками (Вирсавия могла быть израильтянкой, но ее имя было ханаанское и муж ее был Урия Хеттеянин). Трое из них были "аморальными" женщинами; червертая, Руфь, была из Моава - народа, совратившего Израиль в Ваал-Фегоре(Числа 25). Тем не менееМатфей перечислил их. Он не включил в список Сару, Ревекку,Лию, Рахиль - почитаемых жен первых патриархов Израили, духовных и физических основателей нации. Почему же включены были именно эти имена?
Фамарь, Раав, Руфь и Вирсавия были "иностранками", и их перечисление в родословной Мессии Израиля является особым напоминанием о том, что Божья благодать существует не только для одного Израиля. Божий замысел таков, что Израиль является проводником, передатчиком Божьей благодати, а не просто получателем ее. Включение "иностранок" в список родословной Иисуса еще раз подчеркивает возвышенное положение всех женщин:Божья благодать распространяется как на мужчин, так и на женщин.
Каждая из этих женщин, проявив инициативу, заняла то место,где она смогла извлечь пользу из изливающейся на всех людей Божьей благодати. преодолевая явное и скрытое сопротивление, они действовали по вере и по своей собственной инициативе в надежде присоединиться к сообществу верующих. По-своему каждая стала лидером в обществе верующих того времени. Матфей, признав их действия и решения достойными внимания, включил именно их имена в самую первую часть Нового Завета.
В Новом Завете мы видим (если действительно хотим увидеть) совершенно новое отношение к женщинам со стороны Иисуса. Он говорил с женщинами, ел и путешествовал вместе м ними, учил, принимал на служение к нему с уважением и благодарностью. В особенности Лука описывал общение Иисуса с женщинами, призывая мужчин к изменению своих отношений с противоположным полом.
Учитывая обычаи Римской Палестины, невозможно недооценить тот факт, что женщины были первыми, кто увидели пустую гробницу Иисуса, а также самого Христа после Его воскрешения. Иисус приказал именно им идти и рассказать о Его воскрешении Петру и остальным ученикам. Женщинам, показания которых не учитывались по закону на суде, пришлось свидетельствовать первыми о самом важном событии всей истории. Это было самое первое лидерство церкви!
Ранние годы церкви
Женщины активно служили в ранней церкви, что записано в книге Деяний и во многих других посланиях.
Женщины во главе с Лидией из города Филиппы стали первыми христианками и, таким образом, первой церковью в Европе(Деяния16:13-15). Прискилла и Акила были товарищами Павла, научившими Аполоса(Деяния 18:2; 24-26). Павел восхвалял и называл Еводию и Синтихию своими сотрудниками по благовествованию(Филиппийцам 4:2-3).
В длинном списке приветствий к церкви в Риме первыми упомянуты две женщины, а из всех тех, кого назвали поименно,было десять женщин (Римлянам 16:1-16). Одну из них, Юнию, Павел называет Апостолом, что являлось наивысшим постом в ранней церкви, хотя ток факт и не был достаточно очевиден в связи со многими переводаим, некоторые из которых причисляли ее имя к мужскому роду - Юний(Римлянам 16:7). Для Павла было естественным, что женщины молились и пророчествовали в церкви, что означало руководить и обучать на служении(1Коринфянам 11:5).
Самый иллюстративный текст в Новом Завете на эту тему также принадлежит Павлу в послании к Галатам №:28: "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе".
Это - не эсхатологический идеализм Павла. Это - роль церкви во взаимных отношениях людей (как на уровне индивидуума, так и социума).
Несколько "труднообъяснимых" стихов
Как в Ветхом, так и в Новом Заветах имеются неоспоримые свидетельства того, что, во-первых, Бог установил равенство мужчины и женщины при сотворении; во-вторых, преимущество мужчины над женщиной является следствием греха и падения; в - третьих, Господь хочет восстановить равенство мужчины и женщины, начиная с собрания верующих людей - церкви. В свете сказанного нам следует изучить несколько стихов в Новом Завете. Мы не сможем рассмотреть их детально, однако перечислим самые "труднообъяснимые" из них и приведем наиболее вероятные ответы.
1Коринфянаи 11:3 "...жене глава - муж"
В настоящее время большинство изучающих греческий язык знают, что "глава" на греческом обычно не обозначает "власть, управляющий или хозяин", то есть то, что обычно вкладывается в это понятие в современном языке. Греческое слово "кефале", используемое в качестве метафоры, означает "источник,природу". Павел напоминает церкви в Коринфе хронологический порядок событий при сотворении, а именно, что Бог создал из "адама" первую женщину. Это означает, что человек - мужчина, был источником во временном и физическом порядке для человека, ставшего женщиной. Если мы прочитаем весь этот отрывок, то станет ясно, что "глава" не может относится к иерархическому и властному понятию. Если мы думаем иначе, то наша интерпритация приведет к серьезной христологической ереси.*
* В особенности книга Bilezikian Beyond Sex Roles (pp. 134-144 и 215-252) помогает прокомментировать этот отрывок
1Коринфянам 14:34-35:" Жены ваши в церквах до молчат"
Если эти слова принадлежат Павлу, то их нужно рассматривать через призму культуры и церкви того времени. Некоторые необразованные женщины(а большинство из них не могли позволить себе получить образование), сидя в церкви отдельно от своих мужей, имели привычку громко задавать им вопросы по поводу того, что не понимали. Павел просто говорил им, чтобы они ьак не поступали, поскольку это отвлекало и нарушало ход всей службы. Женщины могли задать вопросы своим мужьям дома.
Некоторые ученые высказывали сильное сомнение в том, что эти слова вообще принадлежат Павлу. Он мог цитировать своих оппонентов - женоненавистников для опровержения их же утверждений. А поскольку письма в церквах первого века не всегда сопровождалось указанием на того, кого именно цитировали, то со временем это утверждение ошибочно начали приписывать Павлу, что привело к недопониманию стиха, как запрещающему женщинам говорить в церкви.
Ефесянам 5:22:" Жены,повинуйтесь своим мужьям, как Господу"
Слова Павла начинаются несколькими стихами ранее. В двадцать втором стихе глагол "повинуйтесь" не у потребляется вовсе его добавляют многие переводчики из двадцать первого стиха для построения грамматически правильного предложения. Однако и в двадцать первом стихе глагол "повинуясь друг другу" - не главное сказуемое,это лишь деепричастие с взаимным местоимением. Таким образом, оба стиха должны читаться как "повинуясь друг другу".
Если рассматривать этот стих как пример того, как каждый человек в теле Христовом должен повиноваться другому человеку, то есть иметь желание сделать все, что только возможно, чтобы служить друг другу в любой ситуации, то этот стих (Ефесянам 5:22) совсем не является "труднообъяснимым". Жены служат мужьям, так же как и мужья - женам, и те и другие должны жить в духе Христовом.
Однако если этот стих используется для утверждения "второсортности" женщин, то толкуют его совершенно неверно, что приносит в церковь нехристианскую или даже антихристианскую модель учительства и ученичества, которую особенно жестко осуждал сам Иисус(Марк 10:42-45, Иоанна 13:12-17).
1Тимофею 2:12:" А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии"
Традиционное понимание этого стиха ясно. Однако Катарина Крегер доказала, что этот стих должен для нас означать следующее: "Я не позволяю женщине утверждать, что она была создана прежде мужчины; она должна быть в соглаии с Писанием (или в безмолвии)".*
Некоторые женщины, прихожанки церкви в Ефесе, где Тимофей был настоятелем,учили окружающих извращенному пониманию Бытия, основанному отчасти на доктрине гностиков, а отчасти на популарном в то время в Малой Азии учении богини.(Храм Артемиды/Дианы в Эфесе был одним из семи чудес древнего мира). Они проповедовали еретические представления о том, что Ева была первым человеком, и вместе со змием они считались основателями человеческой рассы.
учитывая, что Павел работал вместе с женщинами в течении всего своего служения, прославляя своих "сотрудниц", совершенно непостижимо то, что он написал бы прямой запрет на служение женщин как учителей или проповедников там, где были мужчины. Вероятно, в этом стихе Павел просто накладывает запрет на вышеназванное еретическе учение в христианской церкви, которому учили в основном женщины, основываясь на популярности богини в Малой Азии.
*Richard Clark Kloeger and Catherine Clark Kroeger I Suffer not a Woman: Rethinking I Timothy 2:11-15 in Light of Ancient Evidence (Grand Rapids:Baker Book Youse,1992). Это очень сложная темя. Для более полного ее понимания по Крегеру нужно прочитать всю книгу, что является очень приятным заданием. (Катерина Крегер щедро разделяет авторство своей книги со своим мужем, однако написание работы принадлежит только ей).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Новом Завете приводятся очевидные свидетельства того, что одним из признаков искупления является восстановления равенства мужчины и женщины. Вопрос к нам, как к церкви, состоит в том, будем ли мы следовать модели отношений мужчины и женщины, которая берет начало после падения, являясь прямым последствием греха, или же мы будем жить по равилу искупления, которое ясно и преднамеренно призывает нас к равенству во всем? Или, проще говоря, когда же наконец церковь перестанет грешить и относится к женщине как к второсортному человеку, что проявляется чаще всего в отсутствии признания совместного управления домом вместе с мужем, а также отрицании возможности для женщины занимать ведущие позиции в церкви, теле Христовом, который умер для нашего искупления от всех последствий наших же грехов?
Неверная интерпритация Библии привела к глубоким ранам на теле нашей Церкви. Многие люди заблуждаются, поэтому совершенно необходимо, чтобы в веслеевской традиции женщины и мужчины знали правильное толкование библейских стихов на основании исторических фактов.
Если церковь носит имя Христово, то мы обязаны учить и показывать христианский (Христов) пример равенства между мужчинами и женщинами в аших домах, церквах и в нашем окружении. Все мы - женщины, и мужчины, и особенно дети в этом случае не потеряем ничего, кроме греха, который сковывает нас и является камнем преткновения. Мы обретем истинную Божью взаимную любовь и служение Богу и всем нашим сестрам и братьям по мере того, как мы помогаем друг другу на пути на небо, где Господь гостеприимно ожидает нас с распростертыми объятьями и словами одобрения всем женщинам и мужчинам, которые служили Ему без всяких ограничений, говоря: "ты был хорошим и верным слугой. Ты можешь войти и пребывать в радости твоего Господа!"