Я продолжаю тему обновления ума, и не только потому, что это один из неоспоримых "хитов" апостольской методики. Как ни странно, это по сей день реальная насущная необходимость "среднестатистической" поместной церкви. Необновлённый ум является самым настоящим "бичом" повседневной жизни обычных, как мы их называем, "мирян". Да и не только их... Конечно, "сенсационные" темы всегда будут более популярными, чем "серая рутина" освящения (фу! слово-то какое!), но как бы мы не "кувыркались" на духовных аттракционах, рано или поздно мы всё равно "упрёмся" в те темы, которые акцентированы в Посланиях. Просто жизнь, как говорится, заставит (вспоминаю анекдот про харизмата, который попал в ад и кричит - "я исповедую, что я не в аду!").
Итак, Прит.19:2 "Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится".
Здесь ноги являются прообразом разума. Наш разум постоянно где-то "расхаживает", "гуляя" по каким-то местам. Да, наш дух рождён свыше и пребывает на небесах (Еф.2:6). Но разум всё ещё касается своими "ступнями" земли и эти "ступни" нередко мараются в пыли. Поэтому время от времени мы чувствуем осквернение своего разума, который в очередной раз "вкусил" чего-то земного. Конечно, не всё земное является заведомо греховным, но разум - такая штука, которая быстро увлекается и переключается на всякие непотребства.
Иисус, умыв ноги ученикам, показал пример уникального типа служения. Затем в беседе Он подчеркнул, что призвал нас служить друг другу именно в таком стиле и именно таким образом. И здесь важно понять, что это не просто обряд омовения. Прежде всего омытие ног символизирует очищение и обновление нашего ума посредством Слова. Писание говорит, чтобы мы увещавали и вразумляли друг друга (Кол.3:16, Евр.10:25).
Некоторые считают, что омовение ног должно быть буквальным, но нигде не видно, чтобы на это существовала апостольская методика. Конечно, буквальное исполнение того, что продемонстрировал Иисус, не будет грехом, но в том, что Он НА САМОМ ДЕЛЕ произвёл, важнее увидеть дух, а не плоть. Иисус сказал Петру, что сейчас он не понимает этой духовной сути, но уразумеет после.
Итак, возвращаясь к Прит.19:2, торопливые ноги - это прообраз суетного ума, привыкшего всё делать в спешке. Здесь же говорится о душе, которой нехорошо без знания. Мы уже много раз видели, что ум и душа в Писании - понятия синонимичные. Поэтому здесь идёт речь о разуме, который торопится, не имея достоверного знания о том, что же он собирается предпринять.
Жизнь всегда "подсовывает" нам какие-то обстоятельства или отношения, которые не просто напрягают нас физически, но "грузят" прежде всего наш разум, настоятельно требуя от него каких-то решений. Так всегда было и будет. Нам надо это просто понять и воспринимать данное положение дел как неизбежную реальность, пока мы на этой земле. Имея такое понимание, наш разум не будет мучительно гнаться за тем, чтобы немедленно разрешить все проблемы.
Если я осознаЮ, что после того, как мне удастся решить сегодняшнюю проблему, у меня обязательно появится проблема завтрашняя, то я не буду так уж мучаться в своём разуме по поводу этой сегодняшней проблемы. Какой смысл так уж напрягаться, если я достоверно и точно знаю, что завтра всё равно появится новая проблема? Иисус сказал, что для каждого дня достаточно своей заботы.
Это не значит, что проблемы не надо решать. Суть не в том, чтобы игнорировать проблемы или делать вид, что их нет. Просто не надо спешить с принятием решений. А нам, с нашим торопливым разумом это ой как нелегко. Ярким примером может служить внутрицерковный конфликт. Нам хочется, чтобы всё как можно быстрее разрешилось, причём в нашу пользу, но практика показывает, что так бывает далеко не всегда.
То же самое касается вопроса нашего призвания (служения). Согласно Рим.12:1-2, вхождение в призвание - это целый процесс (касающийся, кстати, обновления ума) и здесь тоже важно не торопиться. Кеннет Е.Хейгин в своей книге "Следуя Божьему плану для твоей жизни" рассказывает, как во время одного из посещений Иисус сказал ему: "Я предпочёл бы, чтобы в вопросе своего призвания ты был скорее медлительным, чем торопливым. Не бойся, что в этой сфере ты огорчишь Меня своей медлительностью".
Ещё актуальней тема торопливого разума становится при возникновении каких-то новых движений или учений (2Фес.2:1-2). Верийцы получили от Луки оценку как люди благомысленные, несмотря на то, что сразу не приняли "на ура" учение Христово (Деян.17:10-11). Бог за то, чтобы мы рассуждали, испытывали и "фильтровали", даже в тех случаях, когда высказываются проверенные пророки, не говоря уже о новоиспечённых (1Кор.14:29, 1Фес.5:20-21).
Итак, в каждый текущий момент времени у нас ВСЕГДА будет какая-то проблема или вопрос, которая потребует от нашего разума принятия определённых решений. Допустим, что этот вопрос не обязательно касается нашего призвания или новых церковных "движух". Всё равно у каждого из нас всегда есть что-то, что является глобальным по крайней мере для нас и что занимает наш разум мучительным поиском решений.
Например, как мне реагировать на повторяющийся серьёзный недостаток или даже измену своего супруга? Стоит ли мне занять жёсткую позицию или в очередной раз стерпеть? Вопрос, вроде бы местячковый, но в то же время для меня глобальный. Слово содержит разные грани на этот счёт, но я никак не могу утвердиться в какой-то определённой стратегии.
Ещё один пример - как мне поступить, если от моего начальства на работе поступило предложение о повышении? Здесь, даже если отбросить заманчивые финансовые выгоды, есть несколько взаимопротиворечащих граней. С одной стороны, мне хотелось бы показать себя человеком прогрессивным, тем самым свидетельствуя о Христе. Но, с другой стороны, как быть с семьёй и церковью, которые неминуемо недополучат хороший "кусок" мужа и брата во Христе?
Примеры можно продолжать и каждый прямо сейчас вспомнит что-то своё. Т.е. мы говорим не просто о текущих бытовых вопросах, а о глобальных для нас вещах. И самое главное, что хотелось бы здесь сказать - нам нужно приучать свой разум к тому, чтобы не быть торопливым. Мы должны просто понять, что это его природная тенденция - всегда "пороть горячку" и "подстёгивать" своего владельца.
Кто-то может возразить словами Христа, что мы, верующие, не должны быть медлительными сердцем. Действительно, раз мы приняли Духа Святого, то у нас автоматически должны быть все решения и ответы на все вопросы. Но мы уже говорили, что разум и дух - это не одно и то же. Кеннет Коупленд как-то сказал, что пока наставление Духа Святого поднимется из области нашего духа в область разума, должен пройти определённый процесс.
Так что медлительность сердца касается не решений, а отношений. Это в отношениях с Духом Святым, в принятии Его и исполнении Им я не должен быть медлительным. Но в жизненных решениях мне не нужно бояться быть медлительным, ведь торопливость ума - это вовсе не показатель духовности. Скорее наоборот - Павел пишет о суетности ума как о пережитке ветхого человека, которого нужно совлечься и обновиться духом ума нового (Еф.4:17-18).