Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Это конец света (но не такой, каким мы его знаем)
Полное солнечное затмение - последнее из многих апокалиптических ожиданий, искажающих наше представление об Откровении
Солнечное затмение, которое произойдёт на следующей неделе, разожгло пламя спекуляций о конце света, вновь доведя теоретиков о конце света до исступления.

Поскольку события 8 апреля будут происходить в основном в Северной Америке, некоторые в США ожидают великого Судного дня, полного террористических атак, биологической войны и ядерных взрывов. Согласно ультраправым теоретикам заговора, включая некоторых маргинальных евангельских лидеров, эта война положит начало новому мировому порядку, при котором Христос вернётся, а Америка (наряду с Израилем) будет править народами.

Это не первый случай, когда апокалиптические предсказания основывались на надвигающихся затмениях — то же самое произошло в 2017 году. Но интерес к концу света, похоже, возрос за последние несколько лет, поскольку такие явления, как пандемия COVID-19, война на Украине и конфликт между Израилем и ХАМАСОМ, привели к тому, что почти каждый регион земного шара столкнулся с каким-либо бедствием. Эти и другие недавние несчастья заставили многих верующих прийти к выводу, что конец близок. В 2022 году исследование Pew Research Center показало, что более 60 процентов евангельских христиан в США верят, что мы живём в конце времён.

Но хотя некоторые отрывки из Библии действительно связывают астрономические явления с “концом света” (Мф. 24:29; Иоиль 2:31), "пророки судного дня" не могут объяснить, почему их библейские, глобальные и космические расчёты часто вращаются вокруг Америки. Они также пренебрегают тем фактом, что где-то на Земле примерно каждые 18 месяцев происходит солнечное затмение и что эти солнечные события тысячелетиями ассоциировались с неминуемой гибелью людей без каких-либо последствий.

И всё же, основываясь на Книге Откровение, сторонники теории заговоров последнего времени правы в одном аспекте своей эсхатологии: мы живём в последние времена. Но, возможно, не в том смысле, в каком они могли бы подумать.

Способность каждого поколения видеть признаки “конца” - это как раз то, в чём заключается великолепие последней книги Библии, которая содержит самое прямое и последовательное учение о последних временах в Писании. Иоанн, наш автор апокалипсиса, мастерски сплёл воедино серию символических видений, которые читатели любого времени могут понять в своём собственном контексте. Прежде всего, Откровение ярко передаёт Евангельскую весть и то, как Иисус ожидает от нас реакции здесь и сейчас, — вот почему оно так же важно для нашей веры, как и Евангелия.

Иоанн учит, что конец близок — настолько близок, что он уже здесь. Смерть и воскресение Христа положили начало последним дням (1 Иоанна 2:18; Евр. 1:2; Откр. 1:1-3), и только Отец знает, когда вернётся Иисус (Марка 13:32-33), что означает, что нам не нужно “расшифровывать” Откровение или точно определять апокалиптические события. Тем не менее, именно это пытались сделать многие из его переводчиков.

Одна из самых популярных христианских интерпретаций конца времён "Оставленные" — франшиза, рассказывающая о вознесении верующих и последующем лабиринте событий. Хотя мало кто до сих пор говорит об этих книгах, и прошло десять лет с тех пор, как вышел последний фильм (который был раскритикован собственным обзором и с продолжениями), сериал “оставил после себя” евангельское наследие неправильного толкования Книги Откровение и её апокалиптического видения.

Первый роман "Оставленные позади" был опубликован всего через несколько недель после того, как я стал христианином в 1995 году, и поначалу я воспринимал эту литературу почти с таким же благоговением, как и само Писание. Но по мере того, как я продолжал читать эту серию, мой интерес угас. Мне показалось, что в ней мало содержательного руководства для моей растущей веры. Таким образом, я пришёл к выводу, что Книга Откровения, на которой в общих чертах основаны все остальные книги, также мало что может предложить. В конце концов, если я собирался быть восхищенным перед всеми пугающими событиями Великой скорби, то почему меня должно было волновать апокалиптическое видение Иоанна?

Но теперь, спустя почти 30 лет, я специалист по изучению Библии, специализирующийся на изучении Откровения, и я постоянно умоляю людей не злоупотреблять этой книгой в качестве источника подобных предсказаний о конце времён.

Чаще всего Божий народ искажает Апокалипсис Иоанна, сопоставляя содержащиеся в нём видения с реальными событиями и таким образом неверно истолковывая его основную мысль. В каждый исторический период Божий народ выявлял признаки “конца” и нечестивые силы, которые могли его вызвать. На самом деле, конец света по-разному исчислялся годами нашей эры: 275, 365, 400, 500, 999, 1000, 1666, 1843, 1914, 1994, и 2000 год, вот лишь некоторые из них.

Проблема в том, что эти апокалиптические прогнозы имеют реальные последствия, особенно когда они в большей степени основаны на политической позиции, чем на ответственном изучении Писаний.

Во время крестовых походов в Средние века (1095-1291 гг. н.э.) западные европейцы надеялись, что возвращение Святой земли ознаменует возвращение Христа, и в ходе этого процесса было убито множество мусульман и евреев. Пару столетий спустя протестантские реформаторы заклеймили папство в католической церкви как антихриста. Вскоре после этого американские колонисты попытались основать “Новый мир”, который был тесно связан с Новым Иерусалимом из Откровением 21. Таким образом, Англия считалась “Чудовищем”, и британский закон о гербовом сборе стал его отличительной чертой.

В 1980-х годах апокалиптическое мышление поносило Россию как “империю зла”, которая, наряду с Китаем, была идентифицирована как Гог и Магог (Откр. 20:8) - злобные враги, которые выступят против Божьего народа (и/или Иерусалима) до (или после) Тысячелетия. Сегодня Иран и Палестина являются ещё двумя претендентами на титул Гога и Магога. В то же время некоторые представители русской православной церкви считают, что Америка возглавляет силы Антихриста.

Я хочу сказать, что если вы читаете Книгу Откровение в поисках конкретных деталей — даты конца света, имени антихриста или народов, которые можно назвать врагами Бога, — вы их найдёте. Всегда были и всегда будут силы, противостоящие Богу и Его народу.

Но для нас важно понять эсхатологию, лежащую в основе повествований, подобных серии "Оставленные", поскольку она остаётся в сознании евангелистов и окрашивает призму, через которую многие до сих пор читают и интерпретируют Книгу Откровение. Одним из ключевых аспектов этого мировоззрения является диспенсационный премилленаризм, который утверждает, что истинно верующие будут вознесены — или сверхъестественным образом перенесены — на небеса перед семью годами интенсивных геологических, социальных и политических потрясений, во время которых восстанет Антихрист и будет восстановлен Иерусалимский храм.

Этот период, “великая скорбь”, завершится великой последней битвой, Армагеддоном, после которой Христос вернётся и будет царствовать на земле со Своими святыми тысячу лет. И хотя у нас нет места, чтобы раскрыть все проблемы, связанные с этим толкованием, следует отметить, что главный принцип этого учения, Тысячелетнее царство, упоминается только в одном весьма спорном отрывке из Писания (Откр. 20:1-7). Но если оставить в стороне экзегетические вопросы, каковы потенциальные опасности такого мышления на практике, когда мы ежедневно стремимся жить по Евангелию?

Во-первых, если мы будем придерживаться такого подхода до логического завершения, мы рискуем пренебречь нашим самым священным призванием: любить всех наших ближних. Отношение к другим людям или группам как к предсказанным Богом врагам освобождает нас от попыток донести до них Евангельскую весть. Другими словами, если Библия предсказывает, что человек или группа людей потерпят поражение от Христа и сгорят в озере огненном (Откр. 20:11-15), кто мы такие, чтобы утверждать обратное?

Вместо этого Откровение учит нас, что наше свидетельство о кресте приносит плоды и служит средством, с помощью которого те, кто отвергает Бога, раскаиваются и воздают ему славу (Откр. 11:13; 21:24). Когда мы живём по Евангелию в разрушенном мире, мы воплощаем лучший образ жизни — истину о том, что Бог освобождает все Своё творение от сил греха и смерти.

Во-вторых, если мы ожидаем вознесения до начала испытаний и скорбей, мы не будем готовы к тому, что они обрушатся на нас. Главный аспект учения Откровения заключается в том, что бедствия будут происходить снова и снова. В каждую эпоху народ Божий будет сталкиваться с геологическими, политическими, социальными и личными бедствиями. Но если мы будем считать, что Христос избавит нас от таких бедствий, наша вера может угаснуть, когда мы столкнёмся с ними. Вместо этого Иоанн стремится укрепить нашу веру, призывая нас стойко переносить испытания. Мы призваны не убегать от мира, а свидетельствовать в нём о Христе.

В-третьих, с идеей “Оставленности” тесно связано убеждение в том, что национально-политическое образование Израиль обладает статусом, превосходящим статус других народов и наций - отчасти из-за ассоциации сионизма с американской исключительностью на протяжении всей современной истории.

Но основополагающее учение Нового Завета, включая Откровение, указывает на то, что Бог одинаково дорожит всеми народами земли. Отец желает, чтобы каждая группа людей испытала Его любовь и благодать через Христа (Деяния 10:34-35; 2 Петра 3:9). С точки зрения Библии и теологии, ни одно национальное образование, включая Америку и Израиль, не пользуется особым расположением в глазах Бога. И утверждение обратного может сильно помешать распространению Евангелия в мире.

В условиях растущей поляризации Соединённых Штатов и того, что традиционные иудео-христианские ценности часто осуждаются как белый национализм, для нас жизненно важно подтвердить, что учения Библии, Божье спасение и его обещание одинаково доступны всем народам. Такой принцип не навязывается Писанию произвольно, а вытекает непосредственно из здравого толкования.

Если цель Откровения не в том, чтобы дать нам карту событий последнего времени, то для чего оно нужно и зачем оно нам нужно? Цель Откровения - мотивировать верующих через послание надежды. Иисус уже победил зло! Мы не ждём Вознесения, Антихриста или Армагеддона. Мы ждём Иисуса. По Своей любви и милости Бог может медлить, но когда Иисус, наконец, вернётся, Он победоносно придёт судить зло, а также возродит и обновит Божье творение.

Тем временем верующие продолжают “воевать” за Него — не против плоти и крови, а против невидимых сил этого мира (Еф. 6:12). И, как это ни парадоксально, наша победа достигается через страдания и самопожертвование. Подобно тому, как Христос совершил искупление мира Своей жертвенной смертью, так и последователи Христа призваны стать инструментами восстановления через наш собственный крест послушание и настойчивость.

Способы достижения победы в Апокалипсисе противоречат здравому смыслу и культуре. Идея будущего Вознесения, в котором верующие спасаются от бедствий, будучи сверхъестественным образом вознесёнными на небеса, полностью противоречит смыслу книги. Хуже того, ожидая, что Христос вернётся в конце времён и победит своих врагов в земной войне, мы совершаем ту же ошибку, что и евреи первого века, которые ожидали, что их Мессия свергнет Рим.

Возлагать надежды на Мессию, который победит благодаря превосходству в силах и военной мощи, значит соглашаться с идеологией этого мира, а не с идеологией закланного, но стоящего Агнца. Мессия, за которым мы следуем, - это тот, кто победил посредством унизительной, болезненной и публичной смерти.

Всё это богатое учение теряется, когда мы рассматриваем Откровение как последовательность событий, которые необходимо расшифровать. Прочтение книги через какие-либо другие призмы, кроме тех, которые в ней содержатся, серьёзно затрудняет нашу способность осознать её миссионерское и духовное значение. Итак, как же нам избежать этой ловушки и усвоить послание Откровения таким образом, чтобы укрепить нашу веру, преобразовать нашу теологию и принести пользу Божьему творению?

Во-первых, мы должны изучать Писание с учётом контекста. Если мы будем читать Откровение в контексте Евангелий (и остальной части Нового Завета), образ воинствующего мессии, который возвращается, чтобы убивать своих врагов, будет бессмысленным. Мы также должны учитывать жанр книги. Откровение - это апокалиптическая литература, которая содержит символическую информацию, позволяющую нам увидеть реальность с другой точки зрения. Апокалипсис не говорит нам о конце света, но делает нечто гораздо более важное: он раскрывает истинную природу мира.

На самом деле слово апокалипсис происходит от греческого слова apocalypsis, которое означает “откровение”, а не “конец света”, как оно стало означать в народном языке (именно поэтому название книги Иоанна было переведено как “Откровение”). И если этого было недостаточно, чтобы убедить нас, то сам Иоанн говорит нам, что его видения носят символический характер (1:1), и этот нюанс часто затушевывается в английских переводах. (Стандартная христианская Библия Холмана ближе всего подходит к точному смыслу перевода, в котором говорится, что Бог “обозначил” послание Иоанну, со сноской, что он “сделал это известным с помощью символов”).

Во-вторых, видение реальности с точки зрения Бога должно стимулировать нашу миссию в этом мире. Проповедь Иоанна о победоносном упорстве перед лицом враждебности изначально была направлена на то, чтобы переориентировать личность и цели ранних христиан, находившихся под властью Рима, — призвать их преодолеть давление и пойти на компромисс с языческим обществом. Во многом таким же образом мы должны быть мотивированы воплощать истину Евангелия в мире, который отвергает Христа и Его царство.

Иоанн учит, что Бог противостоит злу и сражается во имя справедливости, и что однажды Он одержит решительную победу над всеми силами тьмы в земной и духовной сферах. Но на данный момент Бог предпочитает действовать главным образом через церковь и Своих святых. Итак, мы должны публично бороться за истину, добро и праведность и выступать против всей лжи, несправедливости и зла от имени каждой группы людей. И мы должны сопротивляться искушению присоединиться к идеологиям, которые популярны в обществе или политически выгодны, даже если в конечном итоге мы столкнёмся с преследованием за наш отказ присоединиться к ним, зная, что мы будем готовы к любому испытанию.

Наконец, несмотря на солнечное затмение или нет, мы призваны проживать каждый день так, как будто он последний. И независимо от того, вернётся ли Иисус через день, месяц или тысячу лет, мы призваны публично проповедовать и жертвенно воплощать истину Евангелия. Мы не можем знать день или час, но Писание говорит, что возвращение Иисуса приближается с каждым днём (Мф. 25:13; 1 Петра 4:7). Эта библейская истина должна изменить всю нашу деятельность, цели, планы и взаимоотношения по эту сторону вечности.

Мы живём в конце времён. Итак, что мы собираемся с этим делать?

Andrea L. Robinson - профессор Библейского колледжа Хантсвилла, межконфессиональный лектор и автор многочисленных публикаций по Откровению, эсхатологии и экотеологии.
Категория: Статьи | Просмотров: 249 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 0.0/0 | | Christianity Today |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: затмение, апокалипсис, откровение
         
     
Книги [2419]
Видео [981]
Аудио [331]
Статьи [2596]
Разное [642]
Библия [307]
Израиль [301]
Новости [578]
История [718]
Картинки [383]
MorningStar [1238]
Популярное [200]
Пророчества [1156]
Пробуждение [398]
Прославление [890]
Миссионерство [325]
It's Supernatural! [754]
Сколько материалов в день лучше всего?
Всего ответов: 46
500

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024