И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи.
Неужели Иона действительно был проглочен огромной рыбой и продержался три дня внутри живой твари и выжил, чтобы рассказать о ней? Это миф, притча, аллегория или реальная история?
Библия, конечно, не говорит о том, что Иона был проглочен “китом”; там, в частности, упоминается "большая рыба" (Иона 2:1). Некоторые русские версии Матфея 12:40 используйте слово "кит", но греческий оригинал - это keμtos, общее значение слова для огромного морского чудовища. Взятые как таковые, есть несколько морских чудовищ, которые могли бы проглотить взрослого человека достаточно легко, но настоящий кит, который обитает в арктических морях и не встречается в Средиземном море, имеет узкое горло, что вообще предотвратило бы такое глотание. Есть ещё один вид того же порядка в Средиземное море, которое может поглотить человека.
Амброз Джон Уилсон в «Принстонском Богословском Обозрении» за 1927 год упоминает один случай о моряке на китобойном судне близ Фолклендских островов, которого проглотила большая рыба кашалот. Позже кита загарпунили, и когда его вскрыли на палубе, удивлённый экипаж обнаружил своего пропавшего товарища без сознания в его брюхе. Хотя и обесцвеченный из-за желудочного сока кита он выздоровел, в дальнейшем смертельная бледность осталась на его лице, шее и руках. [A. J. Wilson, “The Sign of the Prophet Jonah,” Princeton Theological Review 25 (1927): 636. Для больших примеров, смотрите R. K. Harrison, Introduction of the Old Testament (Grand Rapids, Mich.: Eerdmans, 1969), стр. 907–8. Посмотрите также интересную статью G. Macloskie, “How to Test the Story of Jonah,” Bibliotheca Sacra 72 (1915): 336–37, и более недавнюю работу G. Ch. Aalders, The Problem of the Book of Jonah (London: Tyndale, 1948)].
Проблема с утверждением, что этот текст является притчей, аллегорией или мифом, заключается в том, что каждое "решение" представляет свои собственные проблемы литературного жанра. Например, притчи простые: они обращаются к одному предмету. Но книга Ионы состоит, по крайней мере, из двух отдельных частей: его бегство и его проповедь. Иона также не подходит под категорию аллегории, ибо нет соглашения о том, какие значения имеют каждый из персонажей и событий. Само разнообразие ответов достаточно для того, чтобы утверждать, что аллегория не является решением проблемы. То же самое можно было бы сказать и о предположении, что Иона - это миф.
Книга Ионы, вплоть до наших времён, всегда рассматривалась как историческая запись о покаянии города Ниневии после проповеди человека по имени Иона. В апокрифической книге «Тобит» есть Тобит, повелевающий своему сыну Тобиасу отправится в Мидию, ибо Товит верит слову Божьему, сказанному о Ниневии. Греческий текст Септуагинты говорит, что проповедником, предсказавшим суд над Ниневией, был Иона. Во времена Нового Завета Иисус и первые верующие считали Иону настоящим человеком. Таким образом, возражения против книги сводятся к следующему: в ней слишком много чудес! Но это вряд ли является достаточным основанием для того, чтобы отвергать внутренние притязания самой книги. Иона - это правдоподобный рассказ о мучительном морском опыте и беспрецедентной реакции язычников на столь кратковременную проповедью о потребность в покаянии. Но это случилось!
Hard Sayings of the Bible
|