Глава 9
Восстановление опыта транса
Почти невозможно исследовать исторические экстатические движения, не обсуждая французских пророков Севеннов.
В 1688 году в Севенне 16-летняя Изабо Винсент начала испытывать экстатические переживания, трястись и падать в обморок, проявляя сильные пророческие способности. Она могла цитировать Писания, которые никогда не читала, проповедовать во сне, и вскоре началось пророческое движение, которое быстро распространилось по всей французской деревне. Посетители стекались в этот район, и многие были спасены, так как их собрания были отмечены чрезвычайной спонтанностью, демонстративным поклонением и физическими проявлениями присутствия Бога на верующих. (1)
Севенские пророки были гугенотами (французскими протестантами), и волна откровений прокатилась с 1685 по 1707 год. Важно понять, что это движение закончилось плотской войной, поскольку они организовали вооруженное восстание в противовес преследованию Людовиком XIV протестантизма. В то время они были известны, как камизары. Франция пропитана мученической кровью по обе стороны католического/протестантского разделения.
Если взглянуть на корни этого движения, то можно извлечь важные уроки. Винсент была молодой пастушкой, которая начала проводить дебаты между богословами, епископами и королевскими властями. Она вызвала служение многих других, в том числе Габриэля Астира, пророка, который «проповедовал в трансе, а другие пророки и пророчицы падали на землю, сотрясались, а затем начинали говорить спокойным и эфирным голосом, когда испуганные слушатели собирались вокруг, чтобы услышать их слова. Чудесный характер этого опыта был усилен тем фактом, что неграмотные женщины и дети в возрасте от пяти до шести говорили на французском, а не на окситанском языке» (2).
То, что крестьяне начали говорить на других языках, переживая такие экзотические проявления, вызвало крайний ажиотаж. Но, как и многие ранние пророческие движения без твердых оснований обучения, дары пророчества нашли свои злоупотребления. Это ускорилось во времена религиозной ненависти и войны.
Пророки чувствовали, что Дух наставлял их нападать на войну с иерархами, которые их преследовали. После французской войны многие из первоначальных пророков бежали в Англию для убежища. Там они вызвали не малый всплеск, так как брошюры и книги, рассказывающие об их опыте, наводнили английский рынок.
Сначала такие пророки, как Винсент, призывали к простому покаянию. Но позже другие пророки использовали свой высокий пост, чтобы дать указания для сопротивления и неповиновения королевским приказам, которые заставляли их принять католическую мессу. Французские пророки были без чудес. Около деревни Сериньян в 1703 году пророк Пьер Кларис был поглощен огнем, но чудом вышел из пламени невредимым. Было много чудес как до, так и во время войны камизаров. (3)
Хорошо поместить французских пророков в контекст с великим пробуждением братьев Уэсли и Джорджа Уайтфилда, если мы действительно хотим оценить популярное мнение общества о пророчестве, трансах и сверхъестественном в целом.
Не было недостатка в общественном противостоянии французским пророкам, прибывшим в Лондон в 1707-1708 годах. Их влияние фильтруют через участников Великого пробуждения, в результате чего многие решаются занять нерешительную позицию в отношении их энтузиазма - общего термина в тот день для экстатических проявлений. Хотя пробужденцы (Уайтфилд, Уэсли и другие) в разной степени допускали физические проявления на своих собраниях, многие видели во французских пророках пример экстремизма. По сравнению с пророками Севенны, оно не было комплиментарным кому-то вроде Уэсли, хотя лично он полностью воспринял сходство между двумя движениями Бога.
Пробуждение Севенны произошло в очень уникальное и преходящее время, когда общество претерпевало кардинальные социальные изменения. Кровавые религиозные войны того периода после Реформации (у самой Франции было восемь гражданских войн) вызвали отвращение в сердцах многих из-за всего, что имело привкус религиозного экстремизма. Когда французские пророки попали в Англию, на песке были проведены линии относительно духовного опыта.
Тем не менее, французские пророки зажгли пожар в Англии, несмотря на их споры. И, как и все экстатики, они служили, возможно, непопулярным напоминанием о том, что христианство - это нечто большее, чем религиозный формализм. Они часто падали в обморок или теряли сознание. Один английский критик дал следующее описание французских пророков, прибывших в Лондон:
«...их выражение лица меняется, и это уже не естественно; их глаза закатываются после того жуткого, что произошло в их голове, и они стоят в целом зафиксированные; все члены их тела кажутся сдвинутыми, их сердца бьются с необычайным усилием и волнением; они становятся вздувшимися и распухшими, и выглядят больше, чем обычно; бьют себя руками с большим усилием, как жалкое существо в Евангелии билось о камни; тон их голоса сильнее естественного; слова иногда нарушаются и прерываются; они говорят, не зная, что они говорят, и не помня, что они пророчествовали». (4)
© Перевод Светланы Никифоровой
ПРОДОЛЖЕНИЕ
|