Баптисты в блаженстве
Баптисты - это еще одна деноминация, основатели которой в свою эпоху срезали зерно религиозной ортодоксии. Рассматривая современные деноминации, кто может не думать о южной Баптистской церкви? И все же баптистское происхождение было одним из самых сумасшедших.
Это были анабаптисты, движение 16-го века в Европе, которое породило ряд современных деноминаций, включая баптистов, меннонитов, Церковь братьев, Братьев во Христе, амишей и хеттеритов. Анабаптисты были на радикальной, утопической стороне протестантской реформации. Их безжалостно угнетали католические, лютеранские и светские власти. Экстатический опыт был обычным явлением, а порой и экстремальным. Говорение на языках и пророческие высказывания были широко распространены, и многие были под влиянием немецких мистиков. Ниже приведены лишь несколько историй их буйств.
В начале 1530-х годов экстатический круг анабаптистов собрался вокруг чудотворца и пророка в юго-западной части Тюрингии, под юрисдикцией аббата Фульды. Столкнувшись с преследованиями, около 40 мужчин и женщин забаррикадировались в доме, сопротивляясь захвату. Затем, наконец, их захватили и отправили в тюрьму, - "они поразили тюремщиков пением, танцами, видениями и духовными трансами. Они противостояли своим судьям радостно и безмятежно, шли на смерть, словно в трансе". (46).
Но была и намного более дикая группа анабаптистов, чем они. Рассмотрим это собрание, которое было до Южного баптизма, состоявшееся в Голландии XVI века:
«Примерно в начале 1535 года двенадцать анабаптистов, из которых пять были женщины, собрались в полночь в частном доме в Амстердаме. Один из них, по профессии портной, впал в транс, и после четырехчасового проповедования и молитвы разделся догола, бросил свою одежду в огонь и повелел всему собранию сделать то же самое, в чем ему повиновались без малейшего нежелания. Затем он приказал им следовать за ним по улицам в этом естественном состоянии, что они, соответственно, и сделали, воя и рыдая: "Горе! Горе! Гнев Божий! Гнев Божий! Горе Вавилону!" Когда после того, как они были схвачены и представлены перед судьями, им предложили одежду, чтобы покрыть их непристойность, они упрямо отвергали их и громко кричали: "Мы - голая правда!" Когда их привезли на эшафот, они пели и танцевали, и обнаруживали все признаки экстаза» [оригинал] .(47).
Как и у "Камзолов Франции", вдохновение анабаптистов часто использовалось для разжигания войны против их преследователей, но трудно критически относиться к этому с учетом менталитета того времени, когда политика и религия шли рука об руку. Анабаптисты страдали от жестокого обращения и пыток. Король Фердинанд выступал за то, чтобы утопить их всех, называя это третьим крещением, заявив, что это «лучшее противоядие анабаптизму». Даже Мартин Лютер выступал за их смерть. Тем не менее, их жизнь сияла истинной христианской добродетелью. Говорят, что "мужчина 16-го века, который не пьянствовал, не проклинал и не оскорблял своих рабочих или семью, мог быть подозреваемым в том, что он анабаптист и, таким образом, подвергнуться преследованиям” (48).
Анабаптисты часто объединяются со своими самыми насильственными элементами, такими как Томас Мюнцер (1490-1525) - радикальный немецкий реформатор и лидер крестьянского восстания; война, направленная на установление коммунистической теократии. Несмотря на экстремальный характер, Мюнцер стойко верил в продолжение божественного откровения в послеапостольские времена. Хотя его вдохновение было четко отфильтровано через личный гнев и плотские средства, он является показателем пророчески вдохновленных истоков современных движений, таких как баптистская церковь. Мюнцер критиковал тех священников, которые отвергли личное божественное откровение: «Эти злодейские и предательские пасторы никоим образом не нужны церкви, потому что они отрицают голос жениха, что является по-настоящему определенным признаком того, что они представляют собой чертей. Как же они могут быть Божьими слугами, носителями Его слова, которое они бесстыдно отвергают с наглостью блудницы? Ибо все истинные пасторы должны иметь откровения, чтобы они были уверены в своей цели» (49). Мюнцер подчеркивал прямое откровение через сны и видения, необходимость крещения Святым Духом и необходимость полагаться на “внутреннее слово” Господа.
Очевидно, это очень фанатичные и, возможно, незрелые примеры среди ранних баптистов, но я хочу пояснить, насколько они чрезвычайно открыты для экстатической деятельности и духовных даров. Дикая, свободная развязность, с которой они преследовали Бога, была основным катализатором их роста и распространения по всей Европе и за ее пределами.
Сноски к главе 8:
1. Jonathan Edwards, “The Distinguishing Marks of the Work of the Spirit of God,” Edwards on Revival (Edinburgh: The Banner of Truth Trust, 1984), 91.
2. Dr. Barry Chant, “Myths About Jonathan Edwards,” Renewal Journal,
http://www.pastornet.net.au/renewal/journal14/14c%20Chant.htm (accessed Dec. 10, 2007).
3. Jonathan Edwards, A Treatise on the Religious Affections (Edinburgh: Banner 1746/1986), 52.
4. Jonathan Edwards, “Personal Narrative,” Jonathan Edwards: Letters and Personal edited by George S. Claghorn (New Haven: Yale, 1998), 117.
5. Edwards, Jonathan Edwards on Revival. Jonathan No. 14, of Truth, Writings ,
6. A.A. Allen, The Price of God’s Miracle Working Power (1950), http://www.netchapel.com (accessed Sept. 30, 2008).
7. John of Ruysbroeck, Livre des Amants de Dieu, translated into English as Reflections From the Mirror of a Mystic, by Earle Baillie (Thomas Baker, 1905), 57.
8. John of Ruysbroeck, L’ornement des Noces, Book II, Ch. 20.
9. Charles Chauncy, Seasonable Thoughts on the State of Religion in New England (Boston, 1743; reprint edition Hicksville, NY: Regina Press, 1975), 126-129.
10. Ibid., 94-95.
11. Stanley M. Burgess, “The Pentecostal Tradition,” Christian History & Biography (Carol Stream, IL: Christianity Today, Inc., April 1, 1998).
12. Charles G. Finney, The Autobiography of Charles Finney (Minneapolis: Bethany House, Inc., 1977), 21-22.
13. Francis MacNutt, The Power to Heal (Notre Dame, IN: Ave Maria Press, 1977), 200.
14. Gertrude Chambers, Oswald Chambers: His Life and Work (London: Simpkin Marshall, Ltd.,
1947), 103.
15. “Enthusiasm in Asia: the New Prophecy,” Christian History & Biography, Issue 9 (Carol Stream, IL: Christianity Today, Inc., Jan. 1, 1986).
16. Ibid.
17. John Wesley, “Journals and Diaries,” The Works of John Wesley, edited by W. Reginald Ward and Richard P. Heitzenrater, Part III, Vol. 20, 1743–54 (reprinted Nashville: Abingdon, 1991), 356.
18. Burgess, The Pentecostal Tradition.
19. Chris Armstrong, “Christian History Corner: Timeline of the Spirit-Gifted,” Christianity Today , Vol. 46 (Oct. 2002).
20.“ShoutingMethodists”(JesusArmy/JesusFellowshipChurch), http://www.jesus.org.uk/ja/mag_revivalfires_methodists.shtml (accessed Oct. 13, 2004). Article source: Hudson, Winthrop. Encounter (Winter, 1968, Vol. 29).
21. Ann Taves, Fits, Trances, and Visions (Princeton: Princeton University Press, 1999), 92-93.
22. MacNutt, The Power to Heal, 198.
23. Ibid., 199.
24. Peter Cartwright, Autobiography of Peter Cartwright (New York and Nashville: Abingdon Press, 1956), 68, 88-89, 102-104, 130, 143, 161.
25. Taves, Fits, Trances, and Visions, 333.
26. Ibid.
27. “Trance Evangelism: Continuance of Mrs. Woodworth’s Meetings at Hartford, Ind.” The Daily Democratic Times (Lima, Ohio: Feb. 2, 1885), cf. Kenneth Richard Kline-Walczak, Testimonies of Signs and Wonders, Evangelistic Crusades of Maria Buelah Woodworth-Etter in Moline, Rock Island, Illinois, and Davenport, Iowa in the Years 1902-1903-1907 or Redigging the Wells of Holy Spirit Renewal: Our Forgotten Heritage in the Quad Cities (2006).
28. “Sister Woodworth Names Her Date for Fort Wayne— Remarkable Scenes at Pendleton,” The Gazette (Fort Wayne, IN: May 23, 1885), cf. Kline-Walczak, Testimonies of Signs and Wonders.
29. “The Rise of Pentecostalism: A Gallery—Setting the Vision. Pentecostalism’s Early Leaders Were as Varied as They Were Dynamic.” Christian History & Biography, Issue 58 (Carol Stream, IL: Christianity Today, Inc., April 1, 1998).
30. Maria Woodworth-Etter, A Diary of Signs and Wonders (Tulsa: Harrison House, 1980 ed.).
31. “Said to Be Religion: Strange Scenes at ‘Revival Meetings’ Held in Indiana,” The New York Times (New York: Jan. 24, 1885), cf. Kline-Walczak, Testimonies of Signs and Wonders.
32. Wayne E. Warner, The Woman Evangelist: The Life and Times of Charismatic Evangelist Maria B. Woodworth-Etter (Metuchen, NJ, and London: Scarecrow Press, Inc., 1986), 82, 83, 95.
33. Dean Peck, “Field Notes,” and “Alliance Notes,” Christian and Missionary Alliance Weekly (Aug. 11, 1897), 137.
34. A.W. Tozer, Worship: The Missing Jewel (Camp Hill, PA: Christian Publications, 1992), 20-21.
35. Irene E. Lewis, Life Sketch of Rev. Mary C. Norton: Remarkable Healings on Mission Fields (Los Angeles: Pilgrim’s Mission, Inc., 1954), 27.
36. A.B. Simpson, Days of Heaven on Earth (Camp Hill, PA: Christian Publications, 1984).
37. A.B. Simpson, “Simpson’s Nyack Diary,” cited by Charles W. Nienkirchen, A.B. Simpson and the Pentecostal Movement (Peabody, MA: Hendrickson Publishers, 1992), 145.
38. A.W. Tozer, Wingspread (Harrisburg, PA: Christian Publications, 1943), 62.
39. Taves, Fits, Trances, and Visions, 154.
40. Ibid., 157.
41. Charles G. Finney, The Autobiography of Charles Finney (Minneapolis: Bethany House, Inc., 1977).
42. Eifion Evans, Revival Comes to Wales (Bryntirion, Bridgend, Wales: Evangelical Press of Wales, 1959, 1967), 70.
43. Leona Choy, Andrew and Emma Murray: An Intimate Portrait of Their Marriage and Ministry (Winchester, VA: Golden Morning Publishing, 2000), 85-90.
44. R.A. Torrey, The Power of Prayer (Grand Rapids: Zondervan, 1971), 46-47.
45. Christian and Missionary Alliance Weekly (Feb. 10, 1906), 84.
46. Hans-Jurgen Goertz, The Anabaptists (London and New York: Routledge, 1996), 21.
47. Johann Lorenz Mosheim, Institutes of Ecclesiastical History, Ancient and Modern: In Four Books, translated by James Murdock (New York: Harper & Brothers, 1841), 205.
48. “The Anabaptists,” Christian History & Biography, Issue 5 (Carol Stream, IL: Christianity Today, Inc., 1985).
49. Revelation and Revolution: Basic Writings of Thomas Muntzer, translated and edited by Michael G. Baylor (Bethlehem: Lehigh University Press, Bethlehem, 1993), 54-55.
© Перевод Светланы Никифоровой
ПРОДОЛЖЕНИЕ
|