Тому, кто перенес огромную утрату или надругательство, очень трудно считать, что Бог - это высшая радость и удовольствие. Как Он может быть Богом игривости, когда на земле столько страданий? Давайте копнем глубже, чтобы охватить великую тайну. Поскольку этот наш Бог радости не мелок или мгновенен, как временные удовольствия этой земли. Его Царство радости истинное и твердое, которое невозможно различить отдельно от личной встречи с Ним.
Сёрен Кьеркегор, великий христианский богослов и отец постмодернизма, указывает, что многие христиане должны прогрессировать через три первичные стадии существования в их созревании, как верующих. Эти стадии - эстетическая, этическая и религиозная (т.е. духовная). Когда мы прогрессируем через эти три уровня духовности, наша перспектива позволяет нам примирить парадокс легкости и строгости Бога.
На эстетической стадии - самой незрелой из трех фаз - мы приближаемся к Богу только на поверхностном уровне. Если остаться на эстетической стадии (подумайте о внешней красоте), люди будут жить в течение мимолетного момента. Это мелкое существование удовлетворения природных желаний и жизнь физическими, эмоциональными или интеллектуальными импульсами. Они живут ради сиюминутного счастья в карьере, в общественной жизни, материальных благах, развлечениях и т. д. Эстетические люди всегда играют, но у них нет моральных рамок.
Эстетические люди могут чувствовать, что они «уникальны», но те, кто на эстетической стадии, всегда следуют мыслям и мнениям других. Они политкорректны. Их религия - это примыкание к побеждающей партии в обществе и принятие того, что им говорят. Они никогда не индивидуализируют через личный опыт с Божественным, чтобы реализовать Истину на частном уровне. В современной терминологии мы считали бы таких людей «плотскими христианами» или, в лучшем случае, незрелыми верующими.
Те, кто продвигается на этический этап, - говорит Кьеркегор, - понимают, что в этой жизни есть моральный долг отложить в сторону свои собственные желания и взять на себя ответственность. Они понимают, что внешний, эстетический образ жизни ведет только к рабству, и что истинная свобода - это свобода заниматься тем, что имеет вечную ценность.
В отличие от эстетического человека, этический человек никогда не смог бы потратить миллион долларов на прекрасную картину, учитывая бедственное положение детей, осиротевших вследствие СПИДа в Африке. Их сердца пронзены высшим чувством нравственного долга. Эстетическая жизнь сама по себе не приносит истинного и долговременного удовлетворения. Таким образом, переход от эстетического к этическому приводит нас к более высокой нравственной цели. Мы учимся настойчивости, выносливости и моральной ясности. Жертвовать ради великой цели.
Этичное не находится под влиянием мнений других. Оно обусловлено чувством правильного и неправильного. Именно здесь человек учится выполнять обязательства и определять свой собственный курс, а не мотивироваться взлетами и падениями эмоций. Моральный долг. Принципиальная ответственность. Готовность идти против потока. Это этический этап. Многие «верные христиане» в вашем совете старейшин живут в этой стадии прогрессии.
Хотя этическая сфера весьма восхитительна, Кьеркегор утверждает, что человек должен идти дальше к месту истинной духовности. В конечном счете, этическая сфера сама по себе становится самостоятельной. Хотя этическая стадия научила меня отрицать себя для большего блага, я также научился полагаться на свои моральные конструкции, а не на личность Бога. Я научился полагаться на этические рамки правильного и неправильного. Я знаю разницу между добром и злом — но я не призван вкушать от древа познания добра и зла. Вместо этого я призван есть от древа жизни, которое является живой личностью - Иисусом. Закон не жив. Этика не может опьянить меня. Мы не должны жить для совершенства в целом, но мы живем для Бога. Многие люди, как система деятельности на благо человечества, но Сам Бог упущен из картины.
Оставаясь в этическом, мы можем стать законниками. Итак, одна из вещей, которые делает Бог, - это представить нам моральные конфликты. Эти конфликты угрожают созданной нами сети безопасности. Например, жизнь стала сложной для Авраама, когда Бог сказал ему убить Исаака. Представьте, если однажды Бог придет к вам и скажет: убейте своего сына. Моральная дилемма такова: с одной стороны, он должен подчиняться голосу Бога. Но, с другой стороны, убийство по своей сути не правильно. В условиях парадокса этического конфликта мы вынуждены смотреть за пределы вопроса о правильном и неправильном. Парадоксы всегда подталкивают нас пройти за пределы нашей существующей парадигмы и подняться на более высокое место. В следующий раз, когда вы попадете в парадокс между черным или белым, возможно, Бог пытается открыть вам глаза на цветное.
В третьей и последней сфере - духовной стадии - мы должны смотреть на самого Бога, помимо этической системы. Кьеркегор обсуждает «целенаправленную приостановку этики», в которой Бог приостанавливает закон для достижения более высокой цели. У Авраама был выбор: убить Исаака или не послушаться Бога. Для этого не существовало юридической парадигмы, поскольку оба решения казались морально неправильными. Авраам не только не уменьшил Бога до системы морального закона, но даже представил свою собственную этическую парадигму – веру Богу. Вера - ключевое слово здесь, потому что нет никакой формулы для навигации по этому царству. Мы должны полностью выйти из лодки и идти по воде.
Как христиане, мы знаем, что Бог выше этики и закона, и что Христос превосходит и выполняет закон. В конечном счете, духовная сфера выходит за рамки морального долга. Здесь человек полностью смирился с живым Богом, который выше и за пределами систематики. В этической сфере человек постоянно сталкивается со своей неспособностью выполнять религиозные обязательства. Но есть место веры, благодати и близких отношений с Творцом, которые находятся за пределами этой сферы.
Авраам представил свое этическое понимание Бога. И как-то по вере, он верил, что Бог, по своей благости, может даже воскресить его сына Исаака из мертвых (Евр. 11:17-19). Это не то, чему он научился в книгах. Это не то, что он мог получить от кого-то другого. Вера такого рода приходит только в личном стремлении к Богу. Авраам доверял Богу.
Этическая стадия, оставленная сама по себе, приводит к образу жизни, основание которого строится на страхе. Глубоко внутри мы все знаем, что мы потерпели неудачу в наших высших законных обязанностях. Но когда человек выходит к духовной сфере, он оставляет все Богу, даже свои собственные попытки преобразоваться. Кьеркегор надеялся пробудить церковь к индивидуальному поиску живого Бога, чтобы люди не боготворили и не зависели от социальной и моральной системы правильного и неправильного. Этический этап может стать религиозной системой, которая заменяет собой личную веру.
Целью Кьеркегора было, «чтобы люди продолжали бодрствовать, чтобы религия снова не стала ленивой привычкой».
Драгоценность Кьеркегора в том, что он видел вне этики и морали живого, интерактивного, межличностного Бога. Многие настолько духовно притуплены, что они думают, что христианство и мораль - одно и то же. Церковь - это не просто этический клуб с белым шпилем. Она не похожа на местное благотворительное общество или бесплатную столовую. Речь идет о живых, личных отношениях с Иисусом Христом. Религия никогда не сможет опьянить вас. Только Бог может.
В нашем развитии через три этапа—от эстетического к этическому, и потом к духовному—мы часто склонны отвергать каждую нижнюю сферу при первом взгляде на высшую. Но не так работает Бог. Бог редко вытесняет вещь в целом, но добавляет глубину и содержание, когда приходит новое. Так Он всегда работал на протяжении церковной истории. Когда деноминационное течение церкви не могло выполнить все, что Бог хотел делать на земле, Он никогда не отрезал их от Тела. Он просто сделал новую вещь, добавил новый приток в поток и помог всем достичь большей полноты. Мы можем иметь новое и по-прежнему сохранять лучшие части старого.
На духовной стадии происходит самое замечательное: Бог примиряет эстетические и этические этапы на более высоком уровне реальности. Внезапно больше нет конфликта между Богом игры и Богом жертвы. Жертва только открывает дверь в новое измерение игры. Страдание только открывает дверь в большую славу, и кровавый крест становится самой красивой работой художественной симметрии во всем творении.
Бог - это эстетический Бог. Он - Бог музыки, Бог танца и Бог, который хочет искупить искусство. Он хочет принести нам финансовое обеспечение и заботиться о наших внешних потребностях. Он Бог красоты, и все творение возвещает дело Его рук. Однако внешние: искусство, эстетика и деньги сами по себе несерьезны. Было бы разумно, если бы практические, этические обязанности по заботе о сиротах в Африке, решению кризиса голода в мире и уходу за вдовами в зоне военных действий значительно перевешивали бы необходимость сочинять песни, строить состояние и рисовать портреты. Этическое, по сути, превосходит эстетическое. Но это не отрицает того факта, что Бог - художник, что у Бога есть игривые склонности. Бог - Творец, Изобретатель красоты. Только то, что Бог этичен, не отрицает Его артистизм.
Бог - это Бог игры. И Он серьезно относится к праведности, справедливости и морали. Эти два конца спектра сосуществуют в полной гармонии. На стадии истинной духовной индивидуальности мы видим, как Бог чистой игры согласовывается с Богом с серьезным моральным долгом.