Сосредоточенность современного богословия на воскресении Иисуса Христа не нуждается в защите. Его пасхальный триумф больше не рассматривают просто как доказательство, утверждающее истину христианства. Все богословы Нового Завета соглашаются, что воскресение на самом деле имело место, и сила Евангелия берет свое начало именно в нем. Например, Нагорная Проповедь является мощной, потому что воскресший Иисус подтверждает ее, и таким образом придает ей конечный смысл.
Если Иисус не воскрес, мы смело можем считать Нагорную Проповедь лишь прекрасным учением об этике. Но если Он воскрес, то наша похвала не имеет никакого значения. Эта проповедь становится иллюстрацией нашего конечного предназначения. Вера означает, что те, кто верят в воскресение, принимают весть Евангелия, и она преображает их по образу и подобию Божьему. Значение воскресения неотделимо от учения Иисуса. Евангелие изменяет того, кто слышит его, посредством силы воскресения. Евангелие утверждает, что в этом мире есть скрытая сила: живое присутствие воскресшего Христа. Она освобождает человека от рабства, затмевающего образ и подобие Божие в людях.
Живое присутствие Иисуса – это Его воскресение, и я могу переживать его силу. Как Павел написал в послании Филиппийцам: “чтобы познать Его, и силу воскресения Его” (3:10). Каким-то образом Иисус воскресает посредством веры людей, и воскресение присутствует с нами. Тогда очевидно, что Пасха – это не просто еще один день в круговерти дней. Это день всех дней, праздник всех праздников, центр Евангелия и всей нашей христианской веры. Каждый раз, когда мы принимаем причастие, мы обновляем Песах Иисуса – Его переход от смерти к жизни. Вокруг трапезы Господней древнееврейский клич радости и восхищения становится нашим: “Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя! Христос воскрес, смерть не могла удержать Его. Теперь Он живет, чтобы никогда больше не умирать”. Выражаясь словами блаженного Августина: “Мы – люди Пасхи, и Аллилуйя – наша песня”.
Люди Пасхи знают, что Иисус не был одержим мыслью о смерти, но добровольно подчинился ей, чтобы Он мог стать “Сыном Божиим в силе” (Римлянам 1:4). Люди Пасхи знают, что через свое водное крещение они примкнули к триумфу Иисуса над смертью, что они приняли семя вечной жизни и что однажды это семя прорастет в славу.
Люди Пасхи – реалисты. Они знают, что никакое человеческое счастье никогда не может быть полным, потому что в конечном счете его окончит смерть. Они знают, что смерть может прийти, когда они станут старыми и слабыми, или пока они еще молоды, в самом расцвете сил, когда они наполнены силами и планами на будущее. Смерть может прийти с раковой клеткой, машиной, превышающей скорость или облаком радиоактивных отходов. Она пришла к шести миллионам евреев в концентрационных лагерях в нацистской Германии; она пришла к 140000 японцев в Хиросиме; она приходит к десяткам тысяч каждый год на скоростных шоссе. Люди Пасхи знают, что в конечном итоге она придет и к ним, и что они должны умереть своей смертью.
Но они не только реалисты, а также и оптимисты. Как герой Хемингуэя из книги «Смерть после полудня», они идут, чтобы смело встретить смерть лицом к лицу, потому что она больше не вызывает в них чувство страха. Иисус Христос, их воскресший Спаситель, победил смерть. Она навсегда лишена силы. Выражаясь словами святого Афанасия, человек Пасхи знает, что “что в смерти он уже не погибает; что Воскресение сделает его нетленным”. Все, что есть у воскресшего Христа, Он передает христианину через соединение с Ним при крещении. Несмотря на печаль разделения с другими, смерть не удручает человека Пасхи. По сути, она является радостным событием, потому что она не означает конец всего; наоборот, она становится началом, триумфальным новым началом прославленной жизни с Иисусом Христом, Который является первенцем среди многих братьев (см. Римлянам 8:29), и переселением в вечные обители. Дух человека Пасхи прекрасно отражен в поступке немецкого лютеранского мученика Дитриха Бонхеффера. 9 апреля 1945 года, когда его вели на виселицу в концентрационном лагере в Флоссенбурге, Германия (Бонхеффер участвовал в заговоре по убийству Адольфа Гитлера), он вырвался от двух охранников СС и побежал к виселице с возгласом: “О, смерть, ты – последний праздник на пути к христианской свободе”.
Люди Пасхи устремляют свой взор на Иисуса, “начальника и совершителя веры” (Евреям 12:2), Который сказал, что смерти пришел конец и что у Него есть ответ на проблему смерти; чтобы доказать это, Он воскрес из мертвых. Иисус сказал фарисеям: “Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего”. Очевидно, фарисеи думали, что Иисус был не в своем уме, но Он собирал большие толпы народа, следовавшие за Ним. Поэтому они приговорили Его к смерти и опечатали Его могилу. Но могила не осталась запечатанной, и Иисус вернулся, чтобы искать и найти тех, кто убили Его, и всех, кто когда-либо рождался на земле после этого. Человек Пасхи знает, что Он был более, чем прав, и что у Него есть ответ на проблему смерти, и поэтому Его последователи могли говорить смело, непобедимо и торжествующе: “Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа?” Смерть, ты - фантом, страшилка для маленьких детей! Единственная причина, по которой Отец позволяет тебе существовать, это чтобы ты могла препроводить меня в Его обители и чтобы я мог испытать то, что действительно заслуживает называться Жизнью.
Так как надежда, которую дает воскресение Христа, живет в мире уже две тысячи лет, нет никакой другой логической альтернативы, кроме следующей: вы либо верите в воскресение и, следовательно, в Иисуса Христа; либо вы не верите в воскресение и не верите в Иисуса из Назарета. Если Пасха не является историческим событием, то мы должны стать циниками. Мы либо верим в воскресение и живого Иисуса, Который пребывает с нами, и предаем Ему всю свою жизнь, либо нет. Мы либо отвергаем Благую Весть как чересчур хорошую, чтобы быть правдой, или позволяем себе быть переполненными радостью, которую она дает, а также становимся по-настоящему радостными людьми благодаря ей. Христианин призван верить в Бога, Который любит, и в Христа, Который воскрес. Он верит и верит всецело; он верит и верит с радостью. Как однажды написал Роберт Хочкинс:
Христиане постоянно должны праздновать. Их жизнь должна быть праздником, пиром, торжеством и весельем, и они должны предаваться бесконечной радости благодаря своей вере в обетование воскресения. Им следует привлекать людей к вере радостью, которая исходит от христиан.
Часто цитируемое четверостишие французского писателя Хилэра Беллока прекрасно отражает христианское видение:
Везде, где светит солнце христианства,
Всегда слышен смех и веселье.
По крайней мере, я всегда видел это так,
Да будет благословен Господь!
Будучи реалистом и оптимистом, человек Пасхи также является идеалистом. Он знает, что он должен жить достойно своего высокого призвания как член Пасхального сообщества народа Божьего. Каждое воскресенье, когда он входит в храм Господень и осеняет себя крестным знамением, он напоминает себе о том, кем он является на самом деле – дитем Отца в Иисусе Христе через дар Святого Духа. Он заново дает обещание умереть для греха, эгоизма, нечестности и любой формы поведения, которая унижает достоинство других людей. “Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: 'познал Господь Своих'; и: 'да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа'”. (2 Тимофею 2:19).
Наконец, человек Пасхи – евангелист. Верой он знает, что он встречается с воскресшим Христом в Причастии столь же лично, как Мария Магдалина встретилась с Ним в саду, а Павел по дороге в Дамаск. Человек Пасхи знает, что Евхаристия – это тайна, и она заключается не просто в праздновании исторического события из прошлого, как, например, празднование Дня независимости США 4 июля или Дня благодарения, когда вспоминают высадку пилигримов в Плимут-Роке. В том, что Фома Аквинский назвал “наивысшим проявлением Божьей любви к Своим людям”, Иисус обновляет, снова делает актуальным и представляет Свой Песах – тайну Своей смерти и воскресения. Все это действительно происходит под покровом знамений и символов, и христианское сообщество заново участвует в самом величайшем поступки любви, который когда-либо видел мир. И снова, по словам Августина, “Мы – люди Пасхи, и Аллилуйя – наша песня”.
Великий русский писатель Николай Арсеньев в своей книге “Мистицизм и Восточная Церковь” рассказывал историю о Луначарском. Он выступал с лекциями в одном из самых больших залов Москвы сразу после Октябрьской революции. Его тема: “Религия: опиум для народа”. Он сказал: “Все христианские тайны – сфабрикованные легенды; марксистская наука – это свет, которого больше, чем достаточно, чтобы заменить христианские басни”. Он очень долго говорил об этом. Когда он закончил, он был так доволен собой, что в порыве спросил аудиторию, не хотят ли они задать ему вопрос или что-нибудь сказать.
Вперед вышел молодой православный священник. Сначала он извинился за свое невежество и неловкость. Комиссар презрительно посмотрел на него. “Я даю вам пять минут, не больше!” – фыркнул он. “Я не займу много времени” – ответил священник.
Он поднялся на сцену, повернулся к аудитории и громко провозгласил: “Христос воскрес!” И огромная аудитория единогласно прогремела в ответ: “Воистину воскрес!”
Пусть этот ответ отзовется эхом в вашем сердце и разуме сегодня. Потому что воскресение Иисуса Христа из мертвых – это источник, причина и основание для невыразимой радости в нашей христианской жизни. Христос воскрес, Аллилуйя! Однажды Его слава просияет в нас. Говоря словами Августина, мы – люди Пасхи на пути в Небесный Иерусалим; и на этом пути Аллилуйя – наша песня.
Господь, сегодня день,
когда так хочется говорить
“Слава Богу! Аллилуйя!”.
Утро такое яркое,
как новая монетка;
такое свежее и благоухающее,
как нарцисс.
Где-то малиновка
в ивах
у запруды
благодарит Тебя
за великолепный день,
который Ты подарил нам.
Позвольте мне присоединить свой голос
к ее гимну хвалы, Господь,
и благодарить Тебя
за это яркое Пасхальное утро,
когда весь Твой мир
выглядит по-новому.
Перевод: Ирина Ефимова