«Держи свою смерть перед глазами каждый день». Святой Бенедикт «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе... ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия». 2 Тимофею 1:6-7
Одним из поразительных качеств человеческой психики является то, что что ей присущи нерациональные суждения о достоинстве отдельных поступков наряду с нежеланием видеть жизнь в свете вечности. Будь это завышенное самомнение трудоголика, эгоизм кинозвезды или поглощенность обычного человека своими планами и проектами, - все эти качества нужны им для того, чтобы создать иллюзию неуязвимости или, как сказал Эрнест Беккер, «отрицание смерти».
Для многих расставание с любимыми слишком болезненно, чтобы рассуждать об этом. Возможно, для большинства из нас лихорадочный образ жизни и озабоченность насущными проблемами не оставляют времени на размышления о смерти, если не считать мимолетных размышлений на похоронах, когда мы серьезно задумываемся о том, откуда мы и куда идем.
Святой Бенедикт, основатель Западного монашества, дает нам трезвый совет «держать свою жизнь перед глазами каждый день». Это не призыв со страхом ожидать смерть, но вызов нашей вере и силе духа. Пока мы не смиримся с этими первичным фактом жизни, то, как заметил Паркер Палмер, «не может быть и речи о какой-либо духовности, достойной обсуждения».
В своей жизни я колеблюсь между страхом смерти и ее ожиданием. Больше всего я боюсь смерти тогда, когда боюсь жизни. Когда я осознаю, что я возлюблен и когда я бдителен к живому присутствию Иисуса, тогда я могу мужественно посмотреть смерти в глаза. Слова Павла о том, что жизнь для него — Христос, а смерть — приобретение (Филиппийцам 1:21), становятся моими собственными. Я могу без страха признать, что истинная христианская дилемма находится не между жизнью и смертью, но между жизнью и жизнью. Я с радостью подтверждаю слова великого Равви, сказанные Им накануне смерти: «Я живу и вы будете жить» (Иоанн 14:19). Более того, когда Он молча прижимает меня к Своему сердцу, я могу смириться даже с ужасом одиночества.
Но когда жизнь светла и беззаботна, во мне просыпается притворщик, и я начинаю думать о том, как хорошо у меня все получается, как я всем нужен, как уверенно я себя чувствую в признании других, каким я стал замечательным игроком в игре под названием «религия», насколько я заслуживаю экзотического отпуска, как должна гордиться мною моя жена и каким славным выглядит мое будущее. И вдруг, неожиданно как туман на полях, во мне появляются мысли о смерти. Тогда мне становится страшно. Я знаю, что за всеми моими христианскими лозунгами и разговорами о воскресении прячется очень напуганный человек.
Когда мы слышим приближающиеся шаги смерти, наше восприятие действительности резко меняется. Когда драгоценное время утекает словно песок в песочных часах, мы начинаем игнорировать все мелкие и незначительные проблемы и концентрируем наше внимание на делах только первостепенной важности. Как сказал однажды Сэмюэл Джонсон, «перспектива быть повешенным необычайно концентрирует внимание человека». Хотя первой нашей реакцией будет приступ паники, очень скоро мы осознаем, что, рыдая, мы только теряем наше драгоценное время.
В своем романе «Красивые и хорошие» Айрис Мердок изображает человека, застрявшего в ущелье, по пояс заполненного водой. Скоро начнется прилив и вода скроет его с головой. Он думает: «Если я когда-нибудь отсюда выберусь, то больше никогда никого не буду судить... Ни судить, ни ставить себя выше других, ни пользоваться властью, ни искать чего-то бесконечно. Любовь, примирение, прощение — только это имеет значение . Вся власть — грех, и все законы — слабость. Любовь — вот единственная справедливость. Прощение и примирение, но не закон».
Отрицать смерть — это не лучшее решение для ученика Христа. Так же как и пессимизм — не лучшее проявление характера при виде настоящих неудач. Значительных сдвиг в приоритетах, которых происходит, когда человеку остается жить не больше двадцати четырех часов — это не просто смирение с тем, что мы знаем и не можем изменить. Моя жизнь в противостоянии испытаниям и скорбям — это не стоическая пассивность. На закате своей жизни я с вызовом говорю отчаянию «нет» и произношу жизнеутверждающее «да» тем проблемам, которые казались непреодолимыми мне в юности, и на все это я черпаю силы из непобедимой мощи воскресшего Христа и из «безмерного величия могущества Его в нас, верующих» (Ефесянам 1:19).
Нас не запугать смертью или жизнью. Если бы нас заставили полагаться только на собственные силы, то наша участь была бы достойна сожаления. Но осознание живого присутствия Христа убеждает нас, что мы опираемся на силу более великую, чем наша собственная.
Христос в нас, являющийся нашим упованием на славу, - это не объект для богословских споров или философских размышлений. Он — не хобби, не временное занятие, не еще одна тема для книги или последнее средство, когда все остальные не помогли. Иисус — это наша жизнь и самая реальная часть нашего бытия. Он — сила и мудрость Божья, обитающая внутри нас.
Мудрый преподаватель Уильям Джонсон писал своему молодому коллеге: «Никогда не гони из своего сознания мысль о смерти». Тем отважным душам, которые решили сменить пустые фантазии на смелую жизнь, я бы посоветовал: «Никогда не гоните от себя осознание живого присутствия Христа... и хотя бы на миг прислушайтесь к биению сердца Равви».
Авва, Помоги мне помнить о смерти, чтобы это стало напоминанием о том, как важна радость и жизнь. Я уповаю на несокрушимую мощь и силу воскресшего Христа, Который победил смерть, чтобы я мог по-настоящему жить. Аминь и гряди скорее, Господь Иисус!