Ведущие христианские мыслители углубились в теологическое различие между цессационизмом и континуационизмом, а также роль духовных даров, в частности дара исцеления, в современной Церкви и о том, является ли отсутствие исцеления результатом недостаточной веры человека или греха.
В ходе четырёхчасовой дискуссии за круглым столом Джастин Питерс, лидер служения Джастина Питерса, и Джим Осман, автор и пастор общинной церкви Кутенай, обсудили этот вопрос с Майклом Брауном, ведущим подкаста “Линия огня”, и Сэмом Стормсом, оставным пастором церкви Бриджуэй в Оклахома-Сити.
Четверо мужчин обсудили, продолжают ли такие дары, как исцеление и пророчество, описанные в Новом Завете, особенно в 1 Коринфянам 12, действовать в современной церкви.
Сторонники цессационизма, такие как Питерс и Осман, утверждают, что определённые духовные дары прекратились с апостольской эпохой или по завершении новозаветного канона. Напротив, сторонники продолжения, в том числе Браун и Стормс, утверждают, что эти дары всё ещё активны и доступны верующим сегодня.
"В Писании нет ничего, что указывало бы на то, что Бог когда-либо намеревался действовать в жизни церкви всего 50 или 60 лет", - заявил Браун, подчеркивая веру в вечность духовных даров.
“Я видел, как жизни стольких людей преображались благодаря распространению Божьей благодати через один из этих даров или через исцеление”, - сказал он. “И по мере того, как Евангелие проповедуется, особенно по всему миру, особенно там, где оно появляется впервые, очень, очень часто за Евангелием следуют знамения и чудеса, которые являются тем самым свидетельством Господства Иисуса, которое заставляет людей признать, что Он есть единый и неповторимый Бог, единый и неповторимый Господь. Так что я вижу не просто эту абстрактную теологию; Я считаю это действительно важным с точки зрения того, что Бог постоянно совершает реальные дела в нашей жизни”.
“Это отличный способ прославить Бога. Это отличный способ для Него проявить Свою любовь осязаемыми способами. И это то, к чему мы должны стремиться как к части благодатного действия Духа, и мы проигрываем, не делая этого. Итак, я считаю, что это важно не только с точки зрения Писания, но и с практической точки зрения”.
Стормс добавил, что многие цессационисты также “неправильно понимают”, во что верят харизматы об исцелении, добавив: “Павел не мог исцелять по своей воле … исцеление всегда подчиняется воле Божьей, Его срокам и Его цели, а не какому-то конкретному человеку, который утверждает, что у него есть этот дар”.
Осман, признавая возможность Божьего вмешательства в исцеление, выразил скептицизм по отношению к идее о том, что некоторые люди сегодня обладают особым помазанием для исцеления.
"Я видел, и мы молились за людей, которые не были исцелены и в конечном итоге умерли", - поделился он, подчеркнув сложность и таинственность Божьей воли в таких вопросах.
“Мы верим, что Бог всё ещё исцеляет”, - сказал Осман. “Мы молились в нашей общине, чтобы Бог исцелил людей, и Бог исцелил их. И иногда это было необъяснимо. У нас были и другие случаи, когда это происходило с помощью медицины или когда Бог даровал исцеление, а не лишал кого-то жизни … то, что вы называете даром, я бы назвал просто суверенным действием Бога, приносящим кому-то исцеление”.
В ходе диалога также был затронут спорный вопрос о "Евангелии процветания" и его акценте на вере как предпосылке исцеления. Осман и Питерс раскритиковали вредные учения, связанные с определёнными направлениями харизматической теологии, которые обвиняют отдельных людей в отсутствии у них исцеления.
Питерс, который является физическим инвалидом, опроверг мнение Брауна о том, что исцеление - это “всегда воля Божья”, добавив: “Я вижу слишком много примеров в Ветхом и Новом Завете о верных слугах Божьих, которые были больны и, насколько нам известно, так и не были исцелены”.
“Иногда, когда Богу угодно это делать, Он действительно исцеляет людей, и я видел несколько очень убедительных для меня примеров, с которыми у меня нет проблем”, - продолжил он. “Но я не буду и не могу, потому что я не убеждён из Писаний, я убеждён в обратном из Писаний, что исцеление всегда является Божьей волей, потому что это возлагает бремя на того, кто болен.
Если вы исходите из предпосылки, что исцеление всегда является Божьей волей, и человек молится об этом исцелении днями, неделями, месяцами, годами, некоторые люди десятилетиями, а исцеление не приходит, тогда необходимо задать вопрос: "Чья это вина?" И по определению, это не может быть виной Бога. Так что единственный, на кого можно обратить внимание, - это тот, кто болен. Это его вина, её вина. … Я мог бы привести вам тысячи примеров того, как именно этому учат выдающиеся проповедники "Слова веры и процветания", - сказал он.
Стормс согласился, что существует “множество причин”, по которым человек не исцеляется.
“Неисповеданный, нераскаянный грех может стать препятствием для чьего-либо физического исцеления. Недостаток веры может быть демоническим присутствием”, - сказал он. “Женщина в Евангелии от Луки 13, которая 18 лет находилась в рабстве у сатаны, имела дух немощи. Итак, есть множество причин... Это тайна. Мы не можем постичь Божью волю и Его замысел”.
Питерс критиковал учения, которые возлагают бремя неотвеченных молитв об исцелении на самих людей, предполагая, что это провал в их вере или духовной дисциплине. Он отметил, что в 2022 году Бени Джонсон, жена старшего пастора церкви Вефиль Билла Джонсона, умерла после борьбы с раком, несмотря на веру пастора в сверхъестественное исцеление.
“То, чему они учат, даже у них не работает”, - сказал Питерс.
Несмотря на различия, был достигнут консенсус в том, что, независимо от чьей-либо позиции в отношении продолжения действия духовных даров, основное внимание Церкви должно быть сосредоточено на провозглашении Евангелия и заботе о нуждающихся, включая молитву за больных с состраданием и чуткостью.
Питерс сказал, что он был на конференциях Джойс Мейер, в церкви Лейквуд, на собраниях Бенни Хинна и Кеннета Коупленда и не видит “абсолютно никакой разницы в количестве болезней, которые я вижу в этих кругах, по сравнению с тем, что я вижу в любой цессионистской церкви, в которую я хожу”.
“В кругах "Слова веры" не меньше внимания уделяется болезням... чем в кругах прекращения курения", - сказал он. “Разницы нет. Я не верю, что Бог исцеляет больше людей в этих кругах, чем в наших кругах. Я просто в это не верю. Я не вижу этому доказательств”.