Дебаты библеистов (часть 2): Делает ли учение "Евангелия процветания" пасторов лжеучителями?
Христианские лидеры с различным богословским образованием обсудили сложности христианского телевидения и противоречивое "Евангелие процветания" в рамках более широкой дискуссии о критической роли различения в служении.
Одним из ключевых поднятых вопросов была природа христианских телевизионных сетей, таких как Trinity Broadcasting Network и Daystar, и Осман отметил: "Всё, что это такое, - это простая функция спроса и предложения. ... Каков бы ни был спрос, это то, что они собираются предоставить".
"Вы не видите разоблачений. … Причина, по которой "Слово веры" и NAR доминирует на христианском телевидении, заключается в том, что таков спрос. Если бы был спрос на разоблачение, вы бы увидели разоблачителей. На это нет спроса; спрос есть на весь этот мусор", - сказал он.
Это наблюдение вызвало более широкое размышление о состоянии теологически "слабой" американской церкви, при этом были выражены опасения по поводу её глубины в различных деноминациях, а не только в харизматических кругах.
"Джастин и я, безусловно, сожалеем о слабом состоянии церкви по всем направлениям в Америке", - сказал Осман.
"Евангелие процветания", в котором основное внимание уделяется богатству и здоровью как признакам веры, было единодушно раскритиковано. Однако в ходе обсуждения было подчеркнуто разнообразие верований внутри харизматического движения, и Стормс отметил "различные оттенки послания процветания".
"Это не монолитно", - сказал он. "Есть люди, которые придают большое значение щедрости. И они принимают то, что сказал Павел о том, как Бог даст вам семя для посева, и они неправильно понимают, что это для того, чтобы вы могли отдавать больше, а не для того, чтобы вы могли оставить это себе, но они всё равно находят тексты, которые, по их мнению, подтверждают это. И всё же, в то же время, если бы вы сели напротив них и спросили: "Что бы вы сказали невозрождённому человеку, как спастись?" И если они сказали что-то другое, кроме как покаяться в своих грехах и поверить в достаточность жизни, смерти и воскресения Христа, тогда у нас настоящая проблема. Я не думаю, что они сказали бы: "Вам нужно всё это делать, и, кстати, если вы просто достанете свою чековую книжку и пожертвуете на моё служение, это немного поможет вам в глазах Бога".
Однако Питерс отметил: "Всякий раз, когда вы говорите, что спасение по благодати через веру во Христа плюс что-то ещё, всё, что следует за этим "плюсом", привлекает всё внимание".
"Евангелие теряется, всё, что следует за этим "плюсом", привлекает всё внимание, и Евангелие теряется", - сказал он.
Осман согласился с тем, что послание о процветании "затмевает и дополняет" Евангельское послание.
"Вы говорили о принципах щедрости и принципах процветания; вы упомянули и то, и другое", - сказал он, обращаясь к Брауну. "Вы действительно быстро объединили их, но я рассматриваю их как две совершенно разные вещи. У меня не было бы никаких возражений против того, чтобы Рэнди Олкорн учил потенциальных клиентов вопросам щедрости. Ребята из Hobby Lobby были щедры. Основатели Chick-fil-A были щедры. Есть люди, которым Бог даёт огромное богатство, чтобы они могли щедро жертвовать на дело Господне. ...Это не то, что делает Бенни Хинн".
"В ту минуту, когда это начинает проникать в само послание, это становится средством и целью. Это затмевает Евангелие, и в этом случае мы говорим о лжеучителе, и мне больше ничего не нужно знать", - добавил он.
Лидеры разделили озабоченность по поводу потенциальной возможности обмана и вреда, исходящих от ложных учений, и подчеркнули важность обоснования христианской веры и практики здравой доктриной. Тем не менее, они также призвали к благодати и терпению при разрешении теологических разногласий.
"Что мы с Майклом пытаемся сказать, так это то, что мы видим немного больше нюансов. Мы видим различные оттенки приверженности так называемому посланию о процветании, тех, кто переступает черту — и, возможно, мы даже не способны написать, провести черту на этом столе. Те, кто переступает черту таким образом, что это компрометирует, подрывает центральную роль и превосходство Христа в Его спасительной работе, да, [это] лжеучитель", - сказал Стормс.
Значительная часть диалога была посвящена ответственности христианских лидеров за распознавание лжеучений и противодействие им. Хотя был достигнут консенсус в отношении необходимости противостоять теологическим ошибкам, Браун и Стормс предостерегли от быстрого навешивания ярлыков на отдельных лиц как на лжеучителей.
"Итак, если послание, с которым вы уходите, звучит так: "Этот парень проповедует процветание", - это не Евангелие, на 100% не Евангелие, опасное, вводящее в заблуждение, еретическое и т.д.", - сказал Браун. "Если частью идеи оснащения Тела определённым образом является обучение принципам щедрости, это то, чем они известны, но они понятны, и они евангелисты, и им ясно, что такое Евангелие, тогда я бы не стал относить их к этому лагерю".
"Итак, я думаю, [к чему] мы просто придём, так это к тому, что мы будем медленнее делать эту последнюю вещь с лжеучителем, хотя мы и говорим, что это определённо опасное учение", - добавил он.
Беседа завершилась призывом к большему различению и ответственности среди христианских лидеров и потребителей средств массовой информации.
"У каждого из нас есть свои причины для этого", - сказал Браун, призвав христианское сообщество критически оценивать учения, с которыми они сталкиваются, и поддерживать центральное место Евангелия во всех формах служения.
"Если кто-либо будет проповедовать вам какое-либо Евангелие, отличное от того, что проповедую я, да будет он проклят", - сказал Осман, перефразируя Галатам 1:8. "Я думаю, это широкая кисть, и именно этой кистью я готов рисовать".