Хотите воссоединиться с Богом? Попробуйте помолиться “Ежедневным экзаменом”. Эми Пай объясняет, как вы можете это сделать
|
Таню это не убедило. «Зачем мне это нужно?» — спросила она, сморщив нос. «В моей жизни и так достаточно негатива».
— Но это не негативная практика, — ответил я. «Это живительно! Я обещаю тебе."
Я пытался убедить свою подругу, что эта “молитва экзаменом” не связана с разглядыванием пупка или перечислением всех грехов, которые мы совершили. Скорее, эта форма молитвы, вдохновлённая Игнатием Лойолой (1491–1556), может помочь нам понять, движемся ли мы к Богу или удаляемся от Него в нашей повседневной жизни. Мы можем использовать её как инструмент, чтобы заметить, как мы сотрудничаем с Богом и как Он приглашает нас сотрудничать с Ним.
Игнатий разработал эту практику как двухразовую в день для проверки или взвешивания совести — отсюда и название “экзамен”. Он советовал людям следовать пятиступенчатому подходу, чтобы оглянуться на прошедшие часы с помощью Святого Духа. Поскольку это динамичный способ молитвы, который вызывает обновление и духовный рост, Игнатий высоко ценил его. Фактически, он призывал членов своего религиозного ордена, иезуитов, продолжать “молиться экзаменом”, даже если они стали слишком заняты для других молитв.
Впервые я узнала об “экзамене”, когда училась на степень магистра христианской духовности. Джемма Симмондс, одна из моих лекторов, сказала: «Я молюсь “экзаменом” как часть моей беседы с Богом в конце рабочего дня и как способ прикоснуться к тому, как обстоят дела в моём внутреннем мире. Я часто очень занята, и я нахожу “экзамен” отличной защитой от потери осознания того, как Бог присутствовал для меня в деталях дня с Его требованиями, возможностями, разговорами и чувствами. Это напоминает мне, что ни одна часть моей жизни не находится за пределами или недостойна Божьего прикосновения».
ПЯТЬ ШАГОВ
Итак, каковы пять шагов “экзамена” Игнатия? Вот краткий обзор. Помните, что эта молитва — не моралистический кодекс, призванный ограничивать нас, а упражнение, поощряющее свободу и индивидуальность в нашем стремлении служить Христу.
1. Благодарите
Для Игнатия неблагодарность была корнем всех грехов. Он заметил, что когда мы не благодарны, мы не признаем хороших вещей, которые даёт нам Бог. Напротив, благодарение за Божьи дары порождает чувство удивления Его творением. Поэтому мы начинаем “молитву экзаменом” с возношения благодарности Богу. Шеридан Войзи, писатель и телеведущий, говорит: «Мне нравится, что всё начинается с благодарности. Вот что пишет Игнатий в шестнадцатом веке, и теперь все эти исследования говорят о важности благодарности для нашего благополучия. “Благодарение Богу — это духовная дисциплина”.
2. Просите благодати, чтобы узнать свои грехи и отвергнуть их
Игнатий признавал важность прошения; то есть просить Бога о помощи в развитии и изменении. Поиск Божьей благодати отражает партнёрство любви, посредством которого Бог с любовью обнажает наши недостатки. Этот разговор не превращается в мрачное и интроспективное время бичевания себя за свои грехи. Вместо этого мы понимаем Бога как нашего любящего родителя, а не как божественного надзирателя или незаинтересованного божества. Даже когда мы получаем Божье исправление, мы чувствуем Его безграничную любовь к себе.
3. Дайте отчёт о своих мыслях, словах и делах
Этот шаг включает в себя движение через действия и мысли дня. Мы фокусируемся на движении нашей души — как мы реагировали в различных ситуациях. Когда мы чувствовали страх, скуку, радость, гнев, покой, отвращение или удовлетворение? Как мы приближались к Богу или удалялись от Него? Игнатий понимал, что Святой Дух пробуждает в уме конкретные мысли, ответы и реакции и помогает нам возрастать в проницательности.
4. Просите Бога простить свои грехи
Игнатий признавал, что для того, чтобы испытать свободу, людям нужно прощение. Он рассматривал грех как «беспорядочную привязанность», когда наши мечты, стремления, голод и желания удерживают нас от следования за Богом. Когда мы называем наши грехи, мы просим Бога простить нас. Когда мы осознаем цену наших грехов – что Христос умер из-за них – мы можем испытать глубокую любовь к Богу и нашему ближнему.
5. Примите решение исправиться с Божьей благодатью
На пятом шаге мы оглядываемся на прошедший день, чтобы различить наши шаги на следующий день. Мы беседуем с Богом о прошедших часах и о том, как мы реагировали, предвкушая переход к следующему дню. Благодаря этому разговору мы можем открыть для себя Божьи любящие сюрпризы, которые подтолкнут нас к росту и изменению.
ТЯЖЕСТЬ ГРЕХА
Когда Шеридан Войзи впервые начал молиться “экзаменом”, он был удивлён тем, что испытал. Он предположил, что эта практика может вызвать «типичные» грехи, такие как гнев, преувеличение или похоть. Но больше всего он заметил раздражение: «Меня раздражали радикальные левые, раздражали крайне правые, раздражали тот и этот человек…».
Для Войзи “молитва экзаменом” побудила его справиться с этой эмоцией до того, как она укоренилась в нём. Он отпустил свои эмоции Богу, сказав: «Господи, я не хочу быть раздраженным человеком. Я хочу прожить свои дни с радостью, благодатью и благодарностью». Впоследствии он отмечал, что почувствовал себя легче и свободнее, говоря: «Грех в любом виде тяжел. И даже такая мелочь, как раздражение, может истощить нас. Это то, чего нам часто не хватает в святости — Бог призывает нас к святости для нашего же блага».
ОБРЕТЕНИЕ МИРА
Пенелопа Суитинбэнк, духовный наставник, провела “экзамен” с одним из своих подопечных. Лора оказалась на распутье, столкнувшись с увольнением и задаваясь вопросом, не следует ли ей переехать ближе к своим стареющим родителям. И всё же она не стремилась покинуть свой дом и церковь, которые любила. Она спросила Суинтинбэнк: «Откуда мне знать, какие планы у Бога на меня? Что, если я выйду из Его планов?
Суинтинбэнк поставила перед Лорой задачу обнаружить Божье присутствие в своей жизни: «С молитвой задавай себе два набора вопросов каждый вечер в течение следующего месяца», — сказала она. «За что я благодарна сегодня? Где я увидела действие Бога? Где я познала радость? И где я сегодня подвела Бога? Когда мне не хватало покоя? Когда мне не хватало удовлетворения?»
Месяц спустя Лору уже не одолевали беспокойства: «Божий замысел состоит в том, чтобы я больше походила на Христа в своей повседневной жизни. Где я живу и чем занимаюсь — это второстепенно», — сказала она. Она по-прежнему сталкивалась с серьезными решениями, но заметила, что «теперь они основаны на отношениях с Богом, а не на моих страхах и беспокойствах. И это сильно изменило мою повседневную жизнь». “Молитвенный экзамен” каждую ночь также повлияла на Лору физически. Она сказала, что это «не только привело к необычайному умиротворению, но и к гораздо лучшему сну».
Для Карен Тернбулл, занятого пастора и мамы, найти время для молитвы было проблемой. Как и многие из нас, она регулярно заканчивала свой день, плюхаясь на диван и просматривая свой телефон. Но она нашла “экзамен” «живительным оазисом дня». Она заметила: «Жизнь настолько занята, что мне кажется, что я бегу от одного конца дня к другому, не переводя дух. Но время на “экзамене”, кажется, остановилось, и у меня есть место, чтобы посидеть с Иисусом и проанализировать свой день. Я нахожу Его таким терпеливым, сострадательным и заботливым компаньоном».
Теперь, она не была бы без этой практики. «”Экзамен” стал частью кардинальных изменений в моём отношении к Богу и действительно дал жизнь посреди некоторых больших испытаний».
ДВА ГЛАВНЫХ ВОПРОСА
Игнатий всегда подчеркивал нашу свободу, поэтому, если вы находите пяти шаговый экзамен слишком формальным или однообразным или вам трудно внедрить его в свою повседневную жизнь, поэкспериментируйте с тем, что лучше всего подходит для вас. Вот несколько вопросов, которые следует учитывать в различные моменты дня. Размышляйте о них с Богом, прося проницательности и мудрости.
За что я больше всего благодарен?
За что я менее всего благодарен?
Когда я сегодня чувствовал себя наиболее живым?
Когда моя энергия ушла из меня?
Когда я лучше всего чувствовал себя сегодня?
Когда я чувствовал себя наиболее рассеянным?
Что принесло мне радость?
Что меня раздражало?
Бог призывает нас к святости для нашего же блага
ДАВАЙТЕ ПОМОЛИМСЯ “ЭКЗАМЕНОМ”
Отложите всего 15 минут; если вы сделаете время коротким и лаконичным, вы, скорее всего, будете его придерживаться. Возможно, вы захотите написать свои молитвы или обратиться к Богу.
1. Благодарите. Обратите своё сердце к Богу с благодарностью, называя конкретные вещи, за которые вы благодарны.
2. Попросите. Пригласите Бога жить с вами через Духа и Сына, когда вы ищете Его силу, мудрость и понимание.
3. Обзор. Подумайте о своих словах, мыслях и действиях в течение дня, а также о том, почему вы реагировали именно так. Где и когда вы приблизились к Богу и почему? Куда и когда вы ушли от Него? Почему?
4. Покайтесь. Попросите Бога простить вас за то, что вы потерпели неудачу, и получите прощение через Его любовь и благодать.
5. Обновите. Разговаривая с Богом, с нетерпением ждите завтрашнего дня, составляя планы того, как вы хотите жить как дитя Божье.
Вы также можете использовать приведённую выше структуру, чтобы проанализировать свой прошлый год и молиться в течение следующих двенадцати месяцев.
ПРИНИМАЯ СВОБОДУ
Когда вы молитесь “экзаменом”, верьте, что Бог будет сотрудничать с вами. Когда вы будете говорить с Ним о событиях дня, Дух вызовет у вас воспоминания и озарения. Когда мы видим, как мы движемся к Нему или удаляемся от Него, мы начинаем лучше понимать себя так, как видит нас Бог. Мы возрастаем в мудрости и проницательности и можем принять свободу жить и любить Бога и ближнего. Моя подруга Таня Марлоу говорит, что в “молитве экзаменом” ей выделяются три вещи: во-первых, это не то же самое, что сдать табель успеваемости Богу, как суровому директору школы; вместо этого это включает в себя чувство сотворчества. Во-вторых, этот процесс основан на предпосылке, что Бог глубоко любит нас. И в-третьих, наши эмоции могут дать ключ к тому, что нужно изменить в нашей жизни. Если мы сможем подойти к процессу с таким пониманием, «может быть, — говорит она с улыбкой, мы поверим, «что этот “экзамен” может быть положительным».
Amy Boucher-Pye — писательница, спикер и духовный наставник. Она является автором четырёх книг.
|