Печально, что многие в Теле Христовом поражены ложными доктринами, как то отсутствие бесов в христианах или например, невозможности спора между христианами и т.д. И вместо того, чтобы просто залезть в интернет и почитать всё об этом, благо в наше время это не представляет для нас никакой сложности, было бы желание, многие продолжают спорить, а возможны ли споры) О бесах позже, а пока о спорах)
"Когда реальность вызывает слишком много вопросов, в мозгу нарастает дискомфорт. Или по-научному: возникает когнитивный диссонанс. Чтобы не напрягаться и восстановить гармонию, мозг изобретает уловки восприятия: блокирует невыгодную информацию, находит нужные доказательства, успокаивает, убаюкивает. Этим свойством нашего мозга без зазрения совести пользуются окружающие. Так что знание уловок поможет не просто понять себя получше, но и противостоять манипуляции.
Что такое когнитивный диссонанс
Когнитивный диссонанс — это состояние мысленного или психологического дискомфорта, вызванное столкновением конфликтующих идей, поступков, убеждений, эмоций или чувств. Возникает, когда человек получает неожиданную информацию, отличную от его прошлого опыта. Или когда становится свидетелем непредсказуемых действий, необъяснимых событий. В основе механизма когнитивного диссонанса лежит простая, но частая ситуация: наличие двух взаимоисключающих желаний.
Диссонанс является противоположностью баланса, к которому стремится наш мозг. Согласно теории баланса люди предпочитают гармонию и последовательность в своих знаниях о мире. Психике тяжело находиться в состоянии тревожного несоответствия. Поэтому, чтобы уменьшить психологический дискомфорт от внутреннего конфликта, человек меняет свое мнение, придумывает оправдание изменению, а впоследствии изменяет и поведение. Так он сохраняет свое душевное равновесие.
Как наш мозг уменьшает дискомфорт при когнитивном диссонансе
Допустим, вы не верите в иные языки и получаете информацию о пользе языков. Люди переживают близость Небес, истолковывают их для себя и для других, получая из этого выгоду. Существуют способы сохранить душевное равновесие.
Изменить поведение: «Я ищу этот дар, чтобы быть более плодотворным для Царства Небесного и исполнить волю Божью»
Обосновать свою неверие: «Я видел множество фанатиков, говорящих на этих языках и то, что их психическое состояние в норме, вызывает у меня большие вопросы»
Изменить самооценку или важность принятия решения: «Если я начну ими говорить, я стану таким же странным и от этого мне и остальным святым будет еще хуже»
Игнорировать данные, которые противоречат убеждениям: «Я знаю не говорящих языками всю свою жизнь и близко ходящих с Богом. Так что этот дар не такой уж необходимый».
И так далее.
(взято отсюда - https://wikigrowth.ru/chto-takoe/kognitivniy-dissonans/ с небольшими изменениями)
Что мы должны делать? Конечно же всегда отстаивать истину. Не смотря ни на что. И если кто-то при этом погружается в когнитивный диссонанс, то это абсолютно нормальная реакция человеческой психики. Другое дело, что отстаивать истину нужно всегда с мудростью, но отстаивать её необходимо)
"Каждый из нас рано или поздно соприкасается с человеком, у которого мировоззрение несколько отлично от нашего. Нередко среди христиан возникают споры по тем или иным вопросах богословия и практического образа жизни. Порой споры принимают весьма ожесточенный характер и нередко заканчиваются обидами друг на друга.
В большинстве случаев, что касается христианской жизни Писание неодобрительно отзывается о спорах. Но важно понимать и то, что в некоторых случаях споры все же допускаются.
Прежде чем мы перейдем к аргументам «за» и «против», давайте мы рассмотрим значение основных слов, которые в Новом Завете употребляются для обозначения различных словесных баталий.
Они суть следующие: разномыслия (αιρεσις, расхождения во мнениях), словопрение (λογομαχεω, букв. вести словесную войну, оспаривать чьи-то слова, спорить о мелочах, придираться к пустякам, BDAG, 598 ), пустословие (κενοφωνια, говорить о том, что не имеет никакого значения, пустая болтовня, BDAG, 539), спор (φιλονεικια, букв. любовь к словам, сварливость, дискуссия, BDAG,1058).
Таким образом, мы видим, что по факту, значение обозначенных слов имеет больше негативный оттенок, чем позитивный. Можно допустить (и это будет справедливо), что споры как таковые неугодны Богу по нескольким причинам: (1) они являются плодом греховной природы человека; (2) они разрушают единство между христианами; (3) споры нередко приводят к более греховным последствиям: ссоры, гнев, рукоприкладство и т.д.
Но когда мы смотрим на споры в контексте различных библейских ситуаций, то увидим, что они могут не только деградирующее влиять на сообщество христиан, но в определенных моментах служат для отстаивания истины.
Но прежде давайте посмотрим, какие зачастую приводят аргументы противники любых споров, включая и споры для отстаивания истины.
Аргументы «против»:
1. Аргумент: Мк. 9:33-34; Лк. 22:24 – Иисус осуждает спор учеников.
Опровержение: В данном отрывке Иисус осуждает спор по той причине, что он был из-за греховных мотивов учеников. Они спорили о своем месте в царстве Божьем. Иисус осуждает не столько сам спор, сколько гордость и надменность учеников.
2. Аргумент: 1Кор. 11:16 – «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии».
Опровержение: Кажется, что Павел против споров вообще. Такой вариант можно допустить. Но при внимательном изучении контекста (1 Кор. 11:5-15) можно увидеть, что апостол говорит о ненужности спора касательно волос женщины. Он утверждает данный факт без надобности дальнейших рассуждений о предмете спора.
3. Аргумент: 1Кор. 1:11; 3:3 – «…потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли [обычаю] поступаете?»
Опровержение: Здесь Павел считает грехом спор, когда преследуются личные интересы. В данном случает это было разделение на сторонников Павла, Аполосса и Кифы. Христиане, объединяясь в различные фракции, гордились своей принадлежностью к своему учителю и спорили о превосходности своего наставника.
4. Аргумент: 1 Тим. 1:3-7; Тит. 3:9
Опровержение: Павел не запрещается спор как таков. Он акцентирует внимание на бесполезности споров о законе и различных родословиях.
5. Аргумент: 1 Тим. 6:3-5, 20 – «…тот горд, ничего не знает, но заражен [страстью] к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения».
Опровержение: В контексте видно, что Павел предостерегает Тимофея от пустых (бесполезных) споров с еретиками, которые только и заняты тем, чтобы спорить с другими людьми.
6. Аргумент: 2 Тим. 2:14, 16 – «…заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих».
Опровержение: Павел вновь увещевает Тимофея не спорить с еретиками, которые топчутся по истине, как свиньи по бисеру. Напротив, за лучшее Тимофей пусть займется верным преподаванием истины.
Итак, мы постарались кратко рассмотреть и опровергнуть аргументы противников споров любого характера (объяснение не претендует на полноту и завершенность).
Теперь давайте мы посмотрим на конкретные библейские примеры, когда споры были необходимостью для защиты и провозглашения христианской истины.
Деян. 6:9 – иудеи спорят с Стефаном. Стефан участвовал в споре тогда, когда нужно было провозгласить и защитить истину об Иисусе Христе.
Деян. 15:1-2 – Павел с Варнавой спорят с иудеями касательно ненужности обрезания по закону Моисея.
Деян. 17:18 – Павел спорит с афинскими философами касательно факта воскресения Иисуса Христа.
Деян. 25:19 – Фест свидетельствует о том, что Павел спорил с иудеями касательно поклонения Иисусу Христу.
Павел спровоцировал спор между фарисеями и саддукеями (Деян. 23:6-9) и иудеями (Деян. 28:17-31).
Гал. 2:11-14 - Павел спорил, когда защищал истину о том, что Бог благоволит как иудеям, так и язычникам.
1Кор.11:18,19 – Павел допускает разномыслия для того, чтобы открылись испытанные люди.
В итоге мы можем с уверенностью сказать, что споры возможны и нужны только в одном случае: в отстаивании истины. И то, не из-за всякой истины нужно спорить (напр.1 Кор. 11:16). И не во всех случаях нужно отстаивать истину (напр. 2 Тим. 2:14, 16).
Важно понимать вот еще: если христианин страстно желает защищать истину, то он это должен делать мудро и компетентно. Мудрость заключается в проявлении христианского характера (1П. 3:15). Компетентность – в отличном знании предмета спора. Если вы раздражаетесь при виде своего богословского оппонента и с пренебрежением критикуете его взгляды – лучше не спорьте. Если вы недостаточно хорошо знаете область спора (например, богодухновенность Писания, богочеловечность Христа и т.д.), но стараетесь защитить истину – лучше не делайте этого (1Тим.1:6,7). Предоставьте дело более знающим христианам, а сами займитесь тщательным изучением темы и молитвой за апологетов."
( взято отсюда - https://www.hristiane.ru/teoblogia/r/article/1432639 )
"В латинском языке слово «спорить» звучит как аргию и означает «показывать, аргументировать, делать ясным». Оно определяется как «Предлагать причины для поддержки или опровержения предположений, взглядов или мер; приводить доводы; обсуждать; дебатировать; диспутировать».
Приводить доводы означает «выводить следствия просто из каких-то предположений; спорить; рационализировать; обсуждать для того, чтобы сделать что-то понятным».
Обсуждать значит «основывать на чем-то; дебатировать; спорить».
Дебаты определяются как «спор или приведение доказательств между двумя людьми, имеющими различные мнения; диспутирование; противостояние».
Диспутировать означает «предаваться спору; доказывать или спорить для противопоставления; дебатировать»
(Все определения взяты из Нового Энциклопедического Словаря Уебстера).Слова «спорить» и «спор» каждое встречаются один раз в английских Библиях (Иов 6:25 ВКЯ; 23:4. Посмотрите 13:3, 6, где тоже самое еврейское слово переведено как «приводить доводы» и «доводить»). Павел часто приводил доводы для других «из Писаний»; т.е. он «доказывал из Писаний» (Деян. 17:2). (Таер, стр. 139; ср. Деян. 17:17; 18:4, 19; 19:8, 9; 24:25). Степан, будучи «мужем исполненным веры и Святого Духа», диспутировалс некоторыми иудеями (6:5, 9). Павел спорил как с неверующими, так и с верующими (9:29; 15:2). В Иерусалиме апостолы и старейшины имели «немало споров» (ВКЯ) с некоторыми поверившими иудеями (15:5-7). Иисус постоянно вступал в дебаты с религиозными лидерами Своего времени (ср. Мат. 22:15-46).
Христианам предписано «все проверять» и «испытывать духов» (1 Тим. 5:21; 1 Ин. 4:1). Господь похвалил ефессян за то, что они испытали лже-апостолов (Отк. 2:2). Далее святым предписывается «честно подвизаться за веру» (Иуда 3). Павел провозгласил, что ему было завещено «защищать Евангелие» (Фил. 1:16).
Для того, чтобы исполнять это необходимо приводить доводы, обсуждать, дебатировать, дискутировать или спорить насчет Писаний.
Разумеется, будет неправильным завлечь себя в личные передрязги («дебаты» ВКЯ; Рим. 1:29; 2 Кор. 12:20) и диспуты касательно басен и глупых вопросов (1 Тим. 1:4; 4:7; 2 Тим. 2:23). Ни в коем случае нельзя позволить втянуть себя в лже-обвинения друг друга и дикую злобу, как это сделали опоненты Степана (Деян. 6:10-14; 7:54, 57-59). И такое безобразное поведение никогда не должно быть оправданием для повального обвинения всех религиозных противоречий (ср. Прит. 25:9; Ис. 1:18).
Некотрые спорят о том, что спорить нельзя. Они дебатируют, что дебаты неправильны. Они дискутируют с тем, чтобы иметь право на дискуссию. Таким образом они сами себя обвиняют в этом."
( взято отсюда - https://bible-help.ru/mozhno-li-sporit-po-povodu-biblii/ )
Иэ этого видно, что споры, как и критика, могут быть конструктивными, а могут быть деструктивными)
|