Церковь – Божья армия, призванная двигаться в сверхъестественной духовной силе и власти, разрушая дела дьявола, как в обществе так и в жизни индивидуальных людей.
Новый Завет описывает церковь как Божья ekklesia (здесь и далее геч.). Датч Шитс (Dutch Sheets) имеет удивительное учение о значении слова ekklesia. Он объясняет, что во времена древнего мира, когда войска Римской Империи захватывали новую территорию, группа людей, называемая ekklesia посылалась на ту территорию, что бы основать новую колонию. Он описывает это так:
Для Римлян, [ekklesia] являлось группой людей, посылаемых в завоеванный регион, что бы управлять, но так же что бы изменить культуру пока она не станет в точности соответствовать Римской. Представители этой группы людей проникали в правительсво, языковую среду, социальную структуру, школы, и т.д, пока люди не начинали говорить, думать и поступать как Римляне. Иными словами, они несли культуру и идеалы Римской Империи в тот регион за которым они были закреплены указом. Цель ekklesia заключалась в обучении обитателей земли тому, что значит жить уже в статусе гражданина Римской Империи. Ekklesia обладала правительственными полномочиями с целью того, что бы “новые Римляне” изучили законы Рима. Ekklesia так же обучала их языку, обычаям и традициям Рима. В результате обитатели новой территории осваивали пользу и ответственность нахождения в соситаве Римской Империи. Кога Иисус сказал, что Он построит Свою “Церковь” – Свою Ekklesia – Он говорил о группе людей, которые будут осуществлять духовное законодательство и управление от Его лица, распространяя влияние и правление Его Царства на земле.1
В свете этого понимания, я думаю становиться вполе ясно почему авторы Нового Завета используют слово ekklesia для описания Церкви. Когда Павел пишет в Eф. 4, что мы есть Божья ekklesia, это именно то, что он хотел донести. Люди проживавшие в Ефесе моментально бы поняли что он имел в виду.
Для того, что бы Церковь влияла на общество как ekklesia Божья, все христиане должны быть оснащены для исполнения своей роли оттеснения врага и утверждения Божьего царства на своих территориях.
ЛОЖЬ ВРАГА
Несмотря на то, что власть Сатаны править этой землей была сломлена, он активно использует стратегию ослабления и армии Божьей. Сатана восстанавливает свою власть через устрашение и ложь.
Что бы ослабить Божью армию, вначале Сатана лжет женщинам. Он говорит им, “Женщины не могут служить! Это дело мужчин!”. Если женщины верят ему, половина армии садиться не скамью и перестает участвовать в сражении.
Далее Сатана говорит мужчинам, “Христианство не мужественное”. Если они ведутся на эту уловку, другая часть армии садится на скамью. Без единой битвы, Сатана устранил противостоящую ему силу и теперь ничто не мешает ему продолжать властвовать.
Как мы видели ранее, изначально Божий план для мужчин и женщин заключался в том, что бы трудиться рука об руку, владычествую на земле. Хороший пример этому мы находим в книге Судей 4 и 5 главах в истории о Деворе и Вараке. Бог поднял Девору что бы участвовать в битве рука об руку с Вараком, дабы изгнать врага с земли. Варак был сильным воином, но он признал что без Деворы ему не преуспеть. Божий план по прежнему не изменен и сегодня, по мере того как Он восстанавливает 5-ти гранное служение и апостольскую церковь, он так же готовит женщин в служении.
Иногда женщины, которые знают что призваны служить воздерживаются, потому что они не уверены о том, что Библия говорит о служащих женщинах. По этому нам важно знать что говорит Библия!
НОВОЗАВЕТНЫЕ ЖЕНЩИНЫ В СЛУЖЕНИИ
Новый Завет описывает женщин, участвовавших во всех видах служения. Первым евангелистом была Самарянка в Иоанна 4, которая обратила к Богу весь свой город. Церковная история описыват жизнь этой женщины по имени Фотин (Photine). Она привела к Богу своих двух сыновей и пять дочерей и все они стали благовестниками. В итоге она даже совершила странствие в города Карфаген, проповедуя Евангелие, и стала мучеником в период гонений при императоре Нероне.
Иоанна 20 повествует о Марии Магдалене, которая была послана возвестить ученикам о воскресении Иисуса.
Женщины пророчествовали и были признанными пророками.
Луки 2:36 называет Анну пророчицей.
Деяния 21:9 говорит о четырех дочерях Филипа, которые все являлись пророчицами.
1 Кор. 11 дает указание женщинам которые пророчествуют во время церковного служения.
1 Кор. 14 говорит, что все могут пророчествовать.
1 Кор. 14 так же указывает, что каждый получил свободу упражняться в даре говорения на иных языках и истолковании. Женщины при этом не были исключением.
Женщины были учителями.
В Деян. 18, Прискилла учила Аполлоса.
Павел пишет в 1 Тим. 1:5, что Лоидия и Евника учили Тимофея.
1 Кор. 14 и Евр. 5 обе указывают на то, что все могут учить.
1 Кор. 11 дает указание женщинам ведущим общественные молитвенные собрания.
Деян. 9 рассказываот о том, как Тавифа служила практическим служением.
Деян. 16 упоминает о служении гостепреимства Лидии, как она открыла свой дом Павлу и его спутникам в Фиатире.
Рим. 16 упоминает Фиву, диаконицу и Юнию – апостола. Павел говорит нам о том, что Юния не просто была апостолом, но была выдающимся среди апостолов!
Рим. 16:3 Павел приветствует Прискиллу и Акиллу (именно в такой последовательности) и церковь, которая собиралась в их доме. Они были названы со-работниками Павла, который являлся апостолом и лидерами своей церкви.
Кол. 4:15, Павел приветствует Нимфана, чье имя во всех англо-язычных Nympha – Нимфа (абсолютно женское имя) и церковь собиравшуюся в ее доме. Она по-видимому была одинокой жинщиной управлявшей церковью. В Синодальном переводе Библии это имя почему-то было заменено на мужской вариает - Нимфан.
Со всеми этими Библейскими примерами женщин принимавших активное участие в новозаветном служении, как возможно что Сатана смог убедить большую часть церкви в том, что женщинам недопустимо служить? Он смог добиться этого вырвав из контекста несколько отрывков Писания и использовал средневековые культурные верования, что бы повлиять на то как они были переведены на английский, русский и другие языки.
1 ТИМ. 3:1-5 МОЖЕТ ЛИ ДЕНЩИНА БЫТЬ ЕПИСКОПОМ?
Один из перывх отрывков часто используемый что бы исключить женщин из служения находиться в 1 Тим. 3:1-5, где Павел перечисляет квалифицирующие характеристики епископа. В переводе New American Standard Bible, отрывок начинается так: “Вероно утверждение: если какой мужчина епископстава желает, он желает исполнять полезную работу” (It is a trustworthy statement: if any man aspires the office of oversee, it is a fine work he desires to do, NASB).
Для большинства читателей, первый стих безошибочно утверждает, “Духовное лидерство – это мужская функция”. Ведь стих же говорит, “он желает исполнять полезную работу”. Похоже, что это однозначно исключает женщин! Основываясь на этом стихе, многие традиционные деноминации говорили женщинам, что руководство церкви удел лишь одних мужчин.
Однако есть большая проблема в таком истолковании. Проблема в следубщем: в греческих текстах этого стиха, слово “мужчина” совершенно отсутствует! Перевод New International Version одна из немногих версий, которая правильно переводит данный стих, “Любой желабщий епископства, желает благородного дела” (Whoever aspires to be an overseer desires a noble task, NIV).
В книге Eddie Hyatt Paul, Women and the Church, он конкретно рассматривает этот стих, указывая на следующее:
“Нигде в этом отрывке Павел не использует греческое слово обычно используемое для “мужчина” – aner, но вместо этого использует исключающее половую принадлежность личное местоимение tis, что означает “кто-либо” или “любой”. К примеру в стихе 3:1 не “если какой мужчина” как в KJV и NKJV, но если “кто-либо” (NLT) или “любой” (NIV, NRVS).
То же самое касается и стиха 5, где Павел снова употребляет tis, не aner, что бы подтвердить, что епископство касается не только мужчин. Если бы Павел желал исключить женщин из данной функции, он мог бы легко использовать местоимение не исключающее принадлежность к мужскому полу. Вместо это он использует исключающий половую принадлежность язык в течении всего обсуждения данног вопроса”.
Так же некоторые могут возразить, что список квалификаций епископства Павла включает в себя утверждение что еписком должен быть “одной жены муж”. Не означает ли это, что только мужчины могут быть епископами?
Hyatt отвечает на этот вопрос так, “В языческом патриархальном обществе Греко-Римского мира мужчины имели право разводиться, повторно вступать в брак, содержать любовниц и по прежнему оставаться почетными членами общества, но женщины не могли, по этой причине это требование было включено в перечнь”.2 Павел не исключал женский пол из служения управления, когда говорил, что епископ должен быть “одной жены муж”.
Так как в греческом нет отдельного слова для “муж”, этот отрывок буквально означает что еписком должен быть “мужчиной одной женщины” или “одноженцем”. Ударение здесь ставится на том, что брачные отношения мужчины желающего служения епископа, должны быть охарактеризованы преданностью и чистотой.
Совсем было не обязательно добавлять это ограничение для женщин, потому что женщины в то время не имели законных и культурных свобод разводиться, повторно вступать в брак, и вступать в незаконные отношения.
Женщин считались непорядочными если те поступали так, но в той культуре это было совершенно приемлимо для мужчин. По этой причине Павлу было необходимо включить условие которое было только для мужчин в квалификационный перечень для tis (любого), кто желал стать епископом.3
ЕФЕССКИЙ ВОПРОС (1 ТИМ. 2:11,12)
Еще один часто не правильно используемый отрывок, это 1 Тим. 2:11,12. В это отрывке, Павел пишет церкви в Ефессе и говорит о том, что женщина должна учиться в безмолвии со всякой покорностью, и то что ей не позволительно “учить или властвовать” над мужем, но быть в безмолвии”.
По причине традиционного истолкования данных стихов, многие пришли к выводу, что женщины не могут нести роль руководителей, ни иметь власть, и не учить в церкви. Видя Библейские примеры женщин, которые делали все это, как это стих может ознчать то, что он претендует означть?
Проблема в том, что этот стих вырван из контекста этого отрывка в целом. В стихе 11, когда Павел говорит об “обучении в безмолвии и с покорностью”, греческое слово которое он употребляет – manthano, означает – обучаться путем практики или наблюдения. Cогласно David Stern, в его Jewish Commentary on the New Testament, это слово означает взаимоотношения ученичества, идентичноые тому, которые Иисус имел со своими учениками. В первом веке, взаимоотношения ученичества были долгосрочными очень близкими отношениями, которые подразумевали, что ученик жил радом со своим учителем день и ночь, подчиняясь его власти и уделяя особое внимание его словам, осваивая не только его учение, но и познавая стиль его жизни. В 12 стихе, когда Павел говорит о том что женщина не должны учить и властвовать над мужчинами, он имеет в виду именно такого рода отношения.
Подобные взаимоотношения ученичестви были обычным делом в первом веке, но определенно такие отношения не могли иметь место между женщиной и мужчинами.
В то время как Павел не дает разрешение женщине быть наставником мужчины, есть множество других путей какими женщине позволяется учить. Греческий язык имеет много слов описывающих различные виды учения. Слово katakeo – озачает “наставлять в вере”, буквально учить христианским доктринам, paradidomai – передавать информацию, традиции и наставления, paideuo – наставлять, обучать (в учебном заведении). Женщинами нет запрета учить во всех этих различных ситуациях.
Другое несоответствие с реальностью в этом стихе, это перевод “властвовать (упражняться во власти)” над мужчиной. Слово которое используется здесь не означает просто управлять или властвовать. Это слово authento – что буквально означает узурпация власти. Это слово происходит из корневого слова, которое означает “убивать”. Обычно оно означает, “доминировать, захватывать и узурпировать власть”.
Явно, что Павил описывает нездоровую и неординарную ситуацию в Ефесе, где женщина наставляла мужчин по типу Иисус-ученики и доминировала над ними до полного подавления их воли.
Третья проблема перевода в этом отрывке, это слова для “быть в безмолвии”. Греческие слова, которые употребяются здесь, это en esukia. Обыденный перевод дает данному стиху звучание от которого кажется, что Павел говорит жещнинам “заткнуться!”. Но греческое слово на самом деле означает, “тишина, спокойствие, относящееся к тихой жизни, свободной от запредельных амбиций”.
Лучший перевод этого стиха будет, “Я не позволяю женщинам быть наставником мужчины, или подавлять мужчину. Она должна жить жизнью свободной от запредельных амбиций”. В контексте всего остального Нового Завета, Павел однозначно не против женщин в служении. Он разбирается с особенной проблемой в Ефесской церкви.
КОРИНФСКИЙ ВОПРОС (1 КОР. 14:34,35)
Третий отрывок, которые используется в учении о том, что женщинам запрещено служить – это, 1 Кор. 14:34,35. “Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви”.
O, это очень жестко! Традиционное истолкование – женщины должны молчать и не служить. На основании этого стиха часто женщинам говорят сесть и закрыть рты.
Как бы то ни было, в такой интерпретации так же прослеживаются серьезные проблемы. Во-первых, очень ясно, что женщины служили на протяжение всего Нового Завета, и служили эффективно.
В этой же самой главе, Павел ставил ударение на том, что каждый верующий получил свободу служить. В стихе 24, он говорит все могут пророчествовать. В стихе 26, он ободряет что бы каждый приходя на собрания имел псалом, учение, откровение, язык, и столкование. Он не ограничивает это право только мужчинами.
В главе 11, он дает указания о том как женщины должны одеваться когда пророчествуют или молятся в церкви. Не имело бы особого смысла вначале говорить им как одеваться при служении, а потом говорить, “Но вам не разрешено ничего говорить”.
Опять же полезно обратиться к контексту. Предыдущая глава является 1 Кор. 13, знаменитая глава “любви”. 1 Кор. 13 вся посвящена важности поступать по отношени к друг другу в любви всегда. Павел переносит эту же тему в первый стих 14 главы, “Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать”.
Затем Павел обращается к пророческим служениям и языкам, давя особые указания о том, каким образом каждое из этих служений должно функционировать в церковном собрании. В отношении обоих этих даров, часть иструкции Павла “действовать в любви” включает в себя так же указание “молчать” в определенных ситуациях.
Например, в 1 Кор. 14:27,28 нам говорится, “Если кто говорит на незнакомом языке… один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви…”. И таким образом “достигать любви” для того, кто хотел бы нести послание на ином языке, означало воздержаться и молчать, в случае если не было никого, кто бы на тот момент смог истолковать послание на ином языке.
В 1 Кор. 14:29-30, мы читаем, “И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи”. Достигать любви для пророка означало, что будут времена, когда нужно промолчать и передать право говорить и истолковывать откровение тому, кто желает говорить в данный момент.
Затем, в 1 Кор. 14:33-35, Павел адресует инструкции к третьей ситуации, где пребывать в любви тоже озночало молчать. В этом отрывке Писания, Павел обращается к женам, нежели к женщинам в целом. (Греческое слово используемое здесь иногда может быть переведено как женшина, но Complete Word Study Dictionary, указывает, что в данном отрывке правильный перевод жены). David Stern, в своем Jewish New Testament Commentary, так же указывает в стихе 35, что Павел ясно обращается в своем указании к женам.4,5
Коринфская церковь испытывала столько проблем, что им даже пришлось фактически отправить Павлу список своих проблем и просьбу в его апостольском совете. Его ответ пришел в виде 1 Посления к Коринфянам. На протяжение всей книги, Павел дает указание как разрешить ту или иную проблему одна за другой, через свои апостольские постановления.
В этом отрывке, проблема явно заключалась в группе жен, которые продолжали говорить между собой во время собраний. Возможно они обсуждали учение, или задавали вопросы в отношении утверждений, которые они не могли понять, но их постоянная болтовня отвлекала от хода собрания. По видимому это стало настолько большой проблемой в церкви, что церковь попросила Павла дать совет в этом отношении.
Читая эти стихи нам важно понимать, что Павел адесует свое послание к конкретной проблеме в Коринфской церкви. Он вносит свое постановление фразой: “Потому что Бог не есть Бог не устройства, но мира”.
Эти говорливые жены по всей видимости создавали неустройство и нарушали мир на собрании. Совет Павла был к ним в том, что бы они научились ходить в любви избрав молчание, вместо того, что бы продолжать говорить.
Когда Павел указывает этим женам не говорить, важно заметить слово которое он использует. Слово, которое он использует в значении “говорить” – laleo, что означает "говорить наугад”. Complete Word Study Dictionary говорит, что это слово используется для описания того как говорят дети, когда говорят слишком много. Это слово антоним греческого слова lego, которое означает граматную и обдуманную речь.6
В случае пророчества и говорения на языках, указание Павла молчать не вовсе не является запретом служения, но наоборот, увещеванием следовать пути любви в служении. Те, кто служат пророчествами и языками были обязаны молчать в некоторых обстоятельствах, для того, что бы вся церковь получала назидание. Точно так же, указание Павла тут, не для того, что бы запретить женщинам упражнятся в своих Богом данных дарах. Это было указание конкрнтным женам - прекратить нарушать ход собрания своим разрушаюшим общий мир поведением.
За тем он обращаясь к этим женам говорит, что если они желают “научиться чему-либо”, то они должны спросить об это своих мужей в домашней обстановке. Слово преведенное как “хотят научиться”, то же самое слово, которое употреблеятся в 1 Тим. 2:11, которое там переводиться как “учиться (в безмолвии)”. Опять же, зесь идет отсыл к взаимоотношениями ученичества. Павел говорит этим женам, что они могут получить ответы на свои вопросы, не через переговоры между собой в то время, как кто то учит. Они должны дождаться возвращения домой и обсудить все вопросы со своими мужьями.
То, что Павел говорит в этом отрывке достаточно ясно. Он говорит этим женщинам, “Прекратите создавать неустройство своими переговорами, подобными детской незрелой болтовне, в то время как учит кто-то другой”. Павел не пытается выдать запрет женщинам служить. Он воспрещает беспорядочное и прерывающие благоустройство поведение во время церковных собраний.
ВРЕМЯ МЕНЯТЬСЯ
Враг использовал эти три места Писания в отрыве от контекста и истинного значения, что бы держать женщие в несвободе на протяжении целых поколений и веков. Женщины, которые были одарованы и призваны Богом были отвергнуты церковью, но при этом пострадали не только они - Церковь и Божье Царство так же понесли значительный урон.
Пришло время женщинам вырваться из традиционного взгляда на служение и войти в призвание и судьбу, предназначенные им Богом в распространении Его Ekklesia, Его Царства.
ССЫЛКИ
- Sheets, D. (2015, Jan 6). Dutch Sheets Reveals the Key to The Governmental Authority, Retrieved from http://www.charismamag.com/blogs/prophetic-insight/22183-dutch-sheets-reveals-the-key--to-governmental-authority.
- Hyatt, E. (2018, March). 5 Reasons Women Can Minister. Charisma Magazine.
- Hyatt, E. (2016). Paul, Women and Church. City: Grapevine, Texas. Hyatt Press.
- Zodhiates, S. (1992). The Complete Word Study Dictionary. Chattanooga, TN: AMG Publishers..
- Stern, D. (1992). Jewish New Testament Commentary. Clarksville, MD: Jewish New Testament Publication.
- Zodhiates, S. (1992). The Complete Word Study Dictionary. Chattanooga, TN: AMG Publishers.
|