Немного странный взгляд, много научных терминов и личного восприятия. Несогласен что эти три принципа писсимистичны, в свое время это был взрыв и привело к обновлению взгляда на истину и на христианство в целом. И не только на западе в то время были религиозные войны, на востоке их было не меньше просто на западе это не удалось потушить , а на востоке реки крови не согласных с официальным учением текли не меньшие просто этого не хотят признавать " мы же не такие плохие как они". Преследование тех кто несогласен, это не проблема только запада или только востока, это проблема каждого верующего, готового идти плотским путем для решения проблем. И выход не указывать пальцем на других чтобы самим чувствовать себя чище, а в покаянии, и принятии Его пути для всего что будет сопровождать нашу жизнь на земле.
Вообще странно слышать, что Лютер был менее образованным чем Кальвин. Лютер был профессором Ветхого Завета Виттенбергского университета. В этом отношении Лютер был профессиональный богослов и что не мало важно, он имел солидную аскетическую практику в монастыре. Кальвин был хоть и знал богословие, но был профессиональным юристом. Отсутствие глубокого богословского образования у Кальвина видно уже в его диспуте о причастии, где Кальвин явно плавает в тех вещах, в которых Лютер стоит на твердой почве богословия и предания.
"Специфика римско-католической сакраментологии, на мой взгляд, во многом проистекает из идеи фактической субстанциональности благодати. Западные-же богословы рассматривают благодатные дары не как божественные нетварные энергии, предвечно исходящие от общей Трем Лицам сущности Божией, но как тварные посредства между Богом и человеком. Учение КЦ подразумевает учение о тварной благодати, исключающее восприятие паламитского богословия в неизменном виде. Т.к. Палама учил о благодати как о нетварной энергии исходящей от Божества, обоживающей человека в процессе углубления в исихастское делание - то учение о тварной благодати вносит кардинальные изменения в понимание того, что происходит с исихастом в процессе его практики. Самой-то практикой внешне можно заниматься - это понятно - но понимание ее процесса и результата будет, насколько я понимаю, совсем иным - не паламитским". ;)