Левое и правое — как пророческие символы суда и милости в жизни человека
Всем шалом!
Начну с известного практически всем места Писания, которое в той или иной форме можно многократно найти: «Не уклоняйся ни налево, ни направо…». Как многие уже знают, есть такое понимание, которое мы можем увидеть в Слове Всевышнего, что этот мир был создан на основании двух основных принципов: «хэсед» и «дин» — «суда» и «милости». В комбинированном виде мы это можем видеть в Танахе как «мишпатим» — или «суды, смягченные милостью». И именно в этой комбинации во всей полноте проявляется любовь нашего Небесного Отца. Без милости этот мир не устоял бы, так как никто не может жить всегда в соответствии с максимальными моральными стандартами Всевышнего. Без качества «дин» («суд») не было бы ответственности за свою жизнь и свои поступки, без чего человек не смог бы уподобляться Ему, постоянно возрастая и в т.ч. поднимаясь на более высокую моральную ступень. Образ Всевышнего в нас вложен изначально, но подобия Его мы должны достигать всю нашу жизнь. «Милость превозносится над судом», но «кто жалеет розги сыну своему — тот не любит его», т.к. «всякого сына, которого любит Отец — Он наказывает», и «всякую ветвь, которая приносит плод, Он обрезает, чтобы еще больше принесла плода». Любовь — это не попустительство и потворство эгоизму, лени и прочим нехорошим вещам, но мудрость в том, чтобы помочь человеку избавиться от этого и во всем уподобиться Господу, «чтобы в нас были те же чувства, что и в Мессии Йешуа».
Человек создан так интересно и несколько «симметрично», что все в нем говорит об этом принципе. «Не уклоняться ни налево, ни направо» — это значит — не вдаваться в «суд без милости», т.к. мы знаем, что «суд без милости не оказавшему милости», а также не вдаваться в попустительство, которое приводит к духовной деградации. Символически, левая сторона символизирует собой «суд», а правая — «милость». Но не только это, конечно. «Правое» и «левое» как совместно понимаемый термин и понятие могут иметь несколько основных значений:
- Как милость и суд.
- Как благословение и проклятие.
- Как «первый» и «второй», или точнее, как «первый, первенец» и «второй, последующий».
- Как «более сильный» и «менее сильный/более слабый».
Некоторые понятия близки друг к другу и местами пересекаются.
«По правую и левую сторону»
Вспомните Голгофу и три стойки казни или три креста. По правую сторону с Йешуа был тот преступник, который совершил тшуву и которому была явлена милость. А по левую висел преступник, который был жестким в сердце своем, и который получил меру суда без милости.
Мф.27: 38 Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.
Этот эпизод на Голгофе — пророческий, который во многом предвосхищает события уже не очень далекого будущего:
Мф.25:33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ………
41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его:
Это как результат пророческого образа послушания и непослушания, как результат выбора либо Жизни, либо смерти в образе благословения и проклятия на горе Гризим и горе Геваль:
Втор.11:29 Когда введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, тогда произнеси благословение на горе Гаризим, а проклятие на горе Гевал…
Втор.27:12 сии должны стать на горе Гаризим, чтобы благословлять народ, когда перейдете Иордан: Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Иосиф и Вениамин;
13 а сии должны стать на горе Гевал, чтобы [произносить] проклятие: Рувим, Гад, Асир, Завулон, Дан и Неффалим.
Это как написано: «жизнь и смерть Я предложил тебе», и каждый сам делает свой выбор:
Еккл.10:2 Сердце мудрого— на правую сторону, а сердце глупого — на левую.
«Поражение милости»
А вот еще интересное место Писания:
Зах.11:17 Горе негодному пастуху, оставляющему стадо! меч на руку его и на правый глаз его! рука его совершенно иссохнет, и правый глаз его совершенно потускнет.
Здесь уничтожение правой руки и правого глаза — это как пророческий символ отсутствия правильного, милостивого отношения, «взгляда» на людей, на ту или иную проблему, а также отсутствие милостивых шагов, действий, решений.
Вспомните эпизод, когда в Гефсиманском саду Кефа выхватил меч и отсек слуге по имени Малх ухо, которое потом Йешуа чудесным образом вернул на место. Кефа действовал из мотива защиты своего Учителя, но в том эпизоде он совершил суд там, где Йешуа показал пример милости. Помните, какое именно ухо отсек Кефа? Правильно: правое. Т.е. как бы отсек милость в некотором смысле. Правое ухо символизирует собой слышать голос Руах гаКодеш — Духа Святого, когда Всевышний говорит о милости.
Ин.18:10 Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх.
Очищение и обновление милости
Коэны по Писанию имели правое плечо приношения, что говорило о милости и даре ходатайства и заступничества.
Следующий эпизод — Моше помазывает кровью край правого уха, и большие пальцы правой руки и правой ноги главного коэна — Аарона и его сыновей. Пророчески — это очищение духовного слуха, чтобы коэны могли отчетливо слышать голос Руах гаКодеш, призывающий к милости, а также, чтобы коэны творили «дела милости» и были милостивы в путях своей жизни и служения.
Лев.8:23 и заколол [его] Моисей, и взял крови его, и возложил на край правого уха Ааронова и на большой палец правой руки его и на большой палец правой ноги его.
24 И привел Моисей сынов Аароновых, и возложил крови на край правого уха их и на большой палец правой руки их и на большой палец правой ноги их, и покропил Моисей кровью на жертвенник со всех сторон.
А это эпизод очищения прокаженного, что символизирует очищение от греха и смерти:
Лев.14:16 и омочит священник правый перст свой в елей, который на левой ладони его, и покропит елеем с перста своего семь раз пред лицом Господа;
17 оставшийся же елей, который на ладони его, возложит священник на край правого уха очищаемого, на большой палец правой руки его и на большой палец правой ноги его, на [места, где] кровь жертвы повинности;
Здесь мы видим пророческий символ очищения и освящения духовного слуха, наших дел и путей. Но есть интересный нюанс. Во-первых, здесь помазывают не коэна, но бывшего прокаженного, который должен очиститься. А во-вторых, здесь присутствует елей, а нее кровь. Елей, символизирующий милость, — на левой руке, символизирующей принцип суда. Указательный палец, символизирующий обвинение, указание на ошибки — он именно правой руки, символизирующий милость, плюс еще смягчен елеем Духа. Здесь очень явно видно правильное совмещение этих двух основных принципов, которым Всевышний учит нас в том числе и в такой, вот, форме. Почему здесь присутствует именно елей, а не кровь? Кровь — это, прежде всего, очищение и искупление. Елей — это, прежде всего, — смягчение и посвящение. Прокаженный — это значит, что его плоть, определенные черты характера — то есть, то, что соприкасается с внешним миром — заразилось, зачерствело и стало отмирать. И поэтому выздоровление — это прежде всего — смягчение и защита того, что было черствым и отмирающим.
«Эффект Биньямина»
Правая рука у большинства людей более сильна и развита, и это пророческий намек именно на то, что милость сильнее суда, или «милость превозносится над судом». «Биньямин — сын правой руки» — т.е. можно пророчески перевести, как «сын милости».
Это так, «для начала разговора», можно сказать. А теперь давайте прочитаем интересный отрывок из Танаха:
Йез. 47:1 Потом привел он меня обратно к дверям храма, и вот, из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника.
«Из милости» вытекает река Святого Духа. И здесь мы можем обнаружить связь Храма именно с Биньямином — «сыном правой руки». Давайте вспомним, что Мишкан («скиния»), где затем был построен Храм, и где была шхина, т.е. проявленное присутствие Всевышнего, — все это было построено именно на территории колена Биньямина. Есть такое понимание в Торе, что без Биньямина нет Израиля, как написано:
Быт.44:22 Мы сказали господину нашему: отрок не может оставить отца своего, и если он оставит отца своего, то сей умрет. …..
30 Теперь если я приду к рабу твоему, отцу нашему, и не будет с нами отрока, с душою которого связана душа его,
31 то он, увидев, что нет отрока, умрет; и сведут рабы твои седину раба твоего, отца нашего, с печалью во гроб.
Написано, что душа Израиля связана с душою Биньямина, и без него Израиль умрет. Это имеет несколько пророческих значений. Это говорит нам и роли детей и молодежи, так как Биньямин был самым молодым, а также именно об особой роли евреев, родившихся в самом Израиле, так как из всех сыновей Яакова только Биньямин родился на территории Эрец Кнаана — т.е. места, отведенного для жительства Израильтянам. Но помимо этих двух важных смыслов, есть еще один: Биньямин ассоциируется с Храмом, т.е. шхиной, или проявленной славой Всевышнего. А без этой шхины нет настоящего Израиля, нет настоящего народа Господа: это как бы «форма без содержания». Извините, если кого обидел…
Первенство Эфраима перед Менаше — как приоритет духовного над душевным
А теперь эпизод благословения Яаковом Эфраима и Менаше.
Быт.48:13 И взял Иосиф обоих, Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему.
14 Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец.
Имя «Менаше» точнее всего переводится как «забвение»:
Быт.41:51 И нарек Иосиф имя первенцу: Манассия, потому что [говорил он] Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего.
Всевышний не мог позволить, чтобы первенцем Йосефа был тот, чье имя, а стало быть, и основное направление призвания, было забвение «дома отца». Йосеф давал это имя и оно стало отражением его негативных переживаний и душевных эмоций: обиды, горечи и т.п. Но Яаков «перевернул ситуацию», поменяв благословение «правой и левой рук», т.е. поменял главенство. Эфраим, имя которого в очень упрощенном варианте значит «плодоносность, плодовитость», в более точном, несколько расширенном формате значит: «Всевышний дает постоянное, непрекращающееся умножение плодов». На это указывает буква «алеф» перед глаголом «пара», который и значит «умножение, плодоносность», а также множественная форма окончания «-им». И именно «умножение плодов, которые дает Всевышний» через возложение правой руки Яакова-Исраэля, поставило духовное, т.е. «плоды от лица Всевышнего», на первое место. А вопрос душевных переживаний — «душевное» — через возложение левой руки поставлено в подчиненную роль. Душевное будучи подчиненным духовному стало играть положительную роль: вместо «забвения дома отца», оно стало играть функцию памяти. На это есть намек в том, что колено Менаше — единственное, которое было разделено примерно пополам и находилось по обе стороны Ярдена, в определенном смысле сохраняя общую память Израиля. Т.о. правильное главенство и подчиненность приносит благословение вместо проклятия.
«Осквернение милости»
Один из основных пророческих смыслов т.н. «печати антихриста», «метки зверя» — это уничтожение, подавление, извращение милости как понятия.
Откр.13:16 И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их …..
Ожесточение, злость, непримирительность, ненависть и т.п. — там где должна быть милость, терпение, сострадание. И как извращение милости к тому, к чему должна быть однозначное отношение: ко греху, богохульству, к сексуальным извращениям, идолопоклонству и т.п.
Взаимодействие
В данном отрывке мы можем видеть взаимодействие «двух рук»:
Суд.7:19 Гедеон и с ним сто воинов добрались до края лагеря в начале средней стражи, сразу же после того, как сменили часовых. Они затрубили в трубы и разбили кувшины, которые были у них в руках.
20 Тогда все три отряда затрубили в трубы и разбили кувшины. Держа в левой руке факелы, а в правой трубы, в которые они трубили, они закричали: — Меч за Господа и за Гедеона!
(Пер.МБО)
В этом отрывке несколько пророческих смыслов, но акцентирую внимание только на двух. С одной стороны, Всевышний — это как «правая рука», и Мессия Йешуа — Он Первенец в понимании главенства и позиции. Он — Царь царей. Мы — царственное священство, цари с маленькой буквы, и мы Его соработники: «левая рука». Всевышний высвобождает Свой голос, и голос шофара символизирует это. Мы — как царственное священство, которое приняло Его шхину в свой дух. Храмовые жертвы после жертвенной смерти Ягненка — Мессии Йешуа перестали нести пророческий смысл, и ровно через 40 лет Храм был разрушен. Со смертью и воскресением Йешуа, шхина ушла из Храма и стала обитать в сердцах следующих за Всевышним и Его Мессией, как написано: «вселюсь в них и буду ходить в них», и как Йешуа сказал: «вы — свет миру!».
Очень созвучен с этим следующий стих:
2 Кор.6:7 в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке,
Притч.3:16 Долгоденствие — в правой руке ее, а в левой у нее — богатство и слава;
Так же это может быть символом союза, взаимодействия «верующих из иудеев» и «верующих из народов»:
3 Цар.7:21 И поставил столбы к притвору храма; поставил столб на правой стороне и дал ему имя Иахин, и поставил столб на левой стороне и дал ему имя Воаз.
И’ахин — Он утвердит
Бо’аз — в [Нем] сила
Эти два столпа по правую и левую сторону входа в Храм подобны правой и левой чашечке Меноры, куда заливался елей:
Зах.4: 2 И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его;
3 и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее ……
12 Вторично стал я говорить и сказал ему: что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото? …..
14 И сказал он: это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли.
Откр.10:1 И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные,
2 в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю,
3 и воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими.
Море здесь — это символ «народов», а «земля» — это Эрец Исраэль. Т.е. пророчески Ангел поставил одну ногу на «верующих из народов», а вторую — на «верующих из иудеев».
А вот еще одно «взаимодействие»:
Йез.1:10 Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех.
Лица человека и льва — с правой стороны — это «милость», тельца и орла — «суд». Тема эта большая и интересная насчет всех этих лиц и их пророческих символов, но углубляться здесь сейчас не буду.
Сторона «милости»
Ин.21:6 Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить [сети] от множества рыбы.
Здесь пророческий образ: чтобы стать «ловцами человека, необходимо «закидывать сети» в сторону «милости», а не «суда».
Следующий образ:
Лк.1:11 тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.
12 Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.
Правая сторона от жертвенника — это также «сторона милости»: именно «со стороны милости» явилось пророческое послание о рождении сына, который должен стать пророком и исполнить исключительно важную миссию, связанную с милостью Всевышнего, которую Он явил через Своего Сына.
3 Цар.11:1 И пришел Наас Аммонитянин и осадил Иавис Галаадский. И сказали все жители Иависа Наасу: заключи с нами союз, и мы будем служить тебе.
2 И сказал им Наас Аммонитянин: я заключу с вами союз, но с тем, чтобы выколоть у каждого из вас правый глаз и тем положить бесчестие на всего Израиля.
«Правый глаз» — это пророческий символ «милостивого взгляда», «милостивого сердца». Выколоть правый глаз — это не просто и не только значит положить бесчестие на Израиль, но это также как «лишить Израиль милостивого взгляда, сердца; лишить Израиль качества «хэсед».
Лева рука — «рука суда»
Несколько примеров:
Суд.3:15 Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и Господь воздвигнул им спасителя Аода, сына Геры, сына Иеминиева, который был левша. И послали сыны Израилевы с ним дары Еглону, царю Моавитскому.
21 Аод простер левую руку свою и взял меч с правого бедра своего и вонзил его в чрево его,
Суд.5:26 [Левую] руку свою протянула к колу, а правую свою к молоту работников; ударила Сисару, поразила голову его, разбила и пронзила висок его.
Здесь, во втором случае, «в процессе» принимала участие и правая рука, конечно, но левая, все-таки «начинала действо». Есть еще и другие косвенные места, но мы здесь не углубляемся и не акцентируем, что называется, но лишь проводим «основную сюжетную линию».
Если взглянуть на человека, и то, что Господь дал ему две руки и две ноги, два глаза, два уха и т.д. и т.п. — все это даже на таком, вот уровне нам говорит о правильном балансе между этими двумя основными принципами, которые находятся в основании жизни Вселенной: «хэсед» и «дин», или «суд» и «милость». Любовь — это не принцип, любовь — это сама суть Небесного Отца, это Он Сам. Но именно эти два принципа дают проявится Его любви во всей ее полноте и глубине. Не стал вдаваться в подробности, детали и нюансы, а то можно было бы книгу в нескольких томах писать. Поразмышляйте сами, здесь много интересных, символических моментов, которые прослеживаются в нашей жизни.
Завершить эту интересную тему, хочется местом из книги пророка Йоны:
Йона 4:11 Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?
Не умение отличить «правой руки от левой» — это образное выражение, говорящее, что у этих людей перепутано все в понимании добра и зла, «черного и белого», а также того, что есть действительно «суд», а что «милость». И именно качество «хэсед», т.е. «милость», Всевышний постарался «выправить» у Йоны. И у Него это получилось. Да поможет нам наш Небесный Отец «выровнять, выправить» эти два качества в нашем сердце, в нашей душе, чтобы мы имели те же чувства, что и Он Сам, и могли поступать справедливо и милостиво, праведно и мудро.
|