Сегодня очень модно рассуждать о пятигранном служении и о том, кем же являются «эти пятеро». Как правило, за основу берётся «заезженное» Еф.4:11, причём разные толкователи видят в этой последовательности разный смысл.
Например, Кеннет Е. Хейгин утверждал, что данный порядок является показателем исторического возникновения служений. Лично я с этим не вполне согласен, поскольку верю, что Слово, несмотря на свой исторический контекст, является образцом для Тела на все времена. Кроме того, помазание пророка существовало и ДО апостольского и с этой точки зрения считать, что Еф.4:11 подразумевает только историческую последовательность, будет не совсем корректно.
Ульф Экман (и не только он) сравнивали пятигранное служение с пальцами руки. Звучит красиво, эстетично и даже вроде как подтверждается пятью гладкими камнями, с которыми Давид выступил против Голиафа, но всё же нужно признать, что строго говоря, термин «пятигранное служение» не является библейским. Хотим мы этого или нет, но оригинал текста даёт все основания полагать, что пастор и учитель в конце списка Еф.4:11 — это ОДНО лицо.
Я не против небиблейских терминов (таких, например, как «Троица»), но против того, чтобы какой-либо термин затенял или скрывал подлинный смысл Богодухновенного текста. Наверное, в теме так называемого «пятигранного» служения можно упомянуть ещё много авторов, приводящих самые разные определения (что на сегодняшний день, повторюсь, довольно модно), но будет лучше, если в такой важной теме мы будем более библейски внимательны, чем историчны, эстетичны или психологичны.
Для этого возьмём 1Кор.12:28 и увидим там три маленьких, но таких важных фразы: «во-первых», «во-вторых» и «в-третьих». И если уж вести речь о каком-то порядке или о какой-то иерархии в так называемом «пятигранном» служении, то данные слова в данном месте для понимания нашей темы просто неоценимы. Именно здесь мы и можем увидеть иерархию, причём не просто историческую, но конкретно иерархию ВЛАСТИ в Теле Христовом.
Я верю, что в Еф.4:11 тоже есть некий порядок, но там последовательность выстроена не совсем вокруг власти, а немного по другому принципу (об этом я упомяну позже). Но здесь, в 1Кор.12:28, фраза «во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; ДАЛЕЕ, иным дал силы чудодейственные...» содержит слишком много слов, которые обычно используют для формирования чёткой безошибочной последовательности в умах тех, к кому обращена речь.
Упс! И где же здесь пастор? Кеннет Хейгин в книге «Он дал дары человекам» пишет, что он «прячется» в словосочетании «дары управления», но я смею утверждать, что пастор и учитель — это одно лицо. «Что же, — спросите вы, — по-твоему выходит, что у нас четырёхгранное служение?» Не-а! Скорее ТРЁХГРАННОЕ! (шучу, но в каждой шутке есть сами знаете доля чего...)
Для этого рассмотрим Рим.12:6-8: «имеешь ли пророчество — пророчествуй по мере веры; учитель ли — в учении; увещатель ли — увещевай». В данной цитате я привёл только три компонента из списка «даров благодати», поскольку именно эти три и составляют полный перечень того, как мы можем оперировать в Слове. Остальные четыре компонента (служение, раздаяние, начальствование, благотворительность) не являются проповедническими функциями (кстати, 1Пет.4:11 поддерживает эту мысль).
Хотим мы этого или нет, но в Новом Завете есть только три функциональных разновидности служения словом. Это пророчество, учение и увещание (перечисляю в порядке, указанном в Рим.12:6-8). Конечно, в данном месте Павел не акцентирует внимание на власти. Он просто упоминает характерные функции, но очевидно, что пророчествование является функцией для пророка, учительство — для пастора, а увещание — для евангелиста.
Другими словами, если мы, по совету Павла, скромно по мере веры оценим себя и начнём функционировать в том, на что у нас действительно имеется благодать, то увещатель потенциально может «дорасти» до евангелиста, учитель — до пастора, а пророчествуюЩИЙ — до пророка.
Апостол — это большАя отдельная тема, но в отношении него хотелось бы заметить следующее. Каким бы великим он ни был, он всё равно может функционировать не более чем в трёх вышеперечисленных ипостасях. Он будет или пророчествовать или учить или евангелизировать. Четвёртой «словесной функции» или «проповеднической модели» в Новом Завете не существует.
Я же, с учётом приведенных мест Писания, хочу сконцентрироваться на следующей главной мысли (или откровении, поскольку для меня так оно и есть): пастор имеет власть в церкви, а евангелист — НЕТ (на практике так оно и есть). В иерархии власти пастор стоит ВЫШЕ евангелиста. Об этом говорит 1Кор.12:28 и Рим.12:6-8, в которых евангелист «прячется» в словосочетаниях «силы чудодейственные, дары исцелений» и «увещатель ли — увещевай» соответственно.
В тех же 1Кор.12:28 и Рим.12:6-8 пастор нигде не «прячется». Просто он и учитель — это одно и то же лицо, а термины «управление» и «начальствование» имеют отношение не к власти, а к администрированию. Таким образом, если вестИ речь об иерархии, то правильно будет не «апостол, пророк, евангелист, пастор, учитель», а «апостол, пророк, пастор-учитель, евангелист». Именно это подчёркивают вышеприведенные места.
Начало списка 1Кор.12:28 (апостол, пророк) совпадает с Еф.4:11, но последний (в отличие от первого) не содержит упорядочивающих словосочетаний, а посему составлен, как я верю, немного по другому принципу — в порядке возрастания РАСПРОСТРАНЁННОСТИ служений. Т.е. подразумевается, что апостол является наименее, а пастор-учитель — НАИБОЛЕЕ распространённым служением (на практике так оно и есть).
Отсюда же видно, что перечень проявлений Духа из 1Кор.12:7 тоже составлен по возрастанию уровня распространённости, т.е. речевые дары в его конце являются наиболее распространёнными (на практике так оно и есть). Чем ближе к началу списка, тем каждый последующий дар встречается реже. На вершине пирамиды стоит слово мудрости (ведущий апостольский дар). И действительно, ПОДЛИННОЕ слово мудрости — это большая редкость.
Из этих же сравнений видно, что хотя настоящие силовики-евангелисты встречаются гораздо РЕЖЕ пасторов (на практике так оно и есть), в отношении власти они подчиняются последним. Кстати, этим и объясняется наличие одарённых женщин-евангелисток (например, Эми Симпл МакФерсон, Кэтрин Кульман и т.д.). Поскольку, как мы увидели, евангелист не имеет фиксированной ответственности (власти) над конкретными людьми в церкви, то женщины-евангелистки вполне вписываются в Павловы ограничения насчёт того, чтобы им не учить и не властвовать (как евангелистки, они, в отличие от пасторов-учителей, действительно не делают ни того, ни другого).
Может, кому-то все эти рассуждения покажутся «нехлебными». И, чего мол, так во всё это углубляться? СтОит ли столь скурпулёзно отслеживать всю эту иерархию, поднимать все эти болезненные вопросы власти и выяснять, кто из служителей больше, а кто меньше?
Думаю, что да, стОит. Во-первых, в порыве всеобщего «энтузиазма восстановления», когда все дружной толпой ринулись к мантиям пророков и апостолов, кто-то должен предостеречь нас от «ломки дров». Нам нужно увидеть в Писании, что как ни крути, но позиция пастора-учителя (не говоря уже о позициях апостола и пророка) — это вопросы ВЛАСТИ и великой ответственности.
Во-вторых, преследуя благородный лозунг «чтобы всё было как в дни Деяний», нам нужно увидеть, что современное состояние церкви, в которой пастор имеет достаточно много власти — это тоже по Писанию. Мы убедились, что многое из того, о чём говорит Писание о служениях, совпадает с сегодняшней практикой (это когда я твердил, что на практике так оно и есть).
Вышеперечисленные выкладки пришли ко мне после одного интересного переживания прямо на остановке общественного транспорта. Я «прокручивал» в голове место Писания, где Павел пишет, что кто епископства желает, доброго дела желает. «Что ж, — думалось мне, — по Писанию пасторство является вопросом ЖЕЛАНИЯ, так что тут нечего особо заморачиваться».
И вдруг Дух Святой чётко проговорил: «Нет, пасторство не является вопросом желания. Если смоделировать ситуацию, о которой говорится в 1Тим.3, то здесь апостол пишет письмо старшему пастору поместной церкви. И когда Павел говорит о желаниях, то имеется в виду не желания Тимофея, а желания его подопечных по отношению к лидерству в этой церкви ПОД ЕГО ЖЕ РУКОВОДСТВОМ. Это совсем не то, когда речь заходит о пасторстве Тимофея. Те ребята могли чего-то желать или не желать, но пасторство Тимофея — это не вопрос его желаний или выбора. Данная позиция является позицией власти, а посему является вопросом не человеческого желания, а Моего НАЗНАЧЕНИЯ».
насчет даров и служений может быть путаница, которая хорошо разъясняется в статье у Фаата, он там расписывает что в том месте писаний дары и служения различны. Про пятигранность имеется в виду служения. На практике различия между пастором и учителем очень часто можно видеть. Например есть хороший учитель, может и хорошо учить, проповедовать изъяснять доктрины, но как пастор может быть никакой, т.е. он не может управлять церковью. Мое предположение что Апполос в Коринфе был таким. Это я часто встречал и видел в жизни. А бывает но гораздо реже что пастор хороший и управляет домом Божьим но учитель слабый. Но это гораздо реже, чаще пастор он еще и учителен, наверно по этому ты сделал вывод что пастор и учитель одно. Я видел ситуацию когда пастор хороший управленец, и конечно проповедует но как учитель он слаб и такой нуждается в церкви в учителях, которые имеют дар и служение Поэтому насчет пятигранного служения я считаю все верно, нет четырехгранного служения т.е. есть пять видов служения есть те кто могут совмещать в себе все пять это апостолы (а есть еще пятигранные пророки, евангелисты, пасторы и учители, они могут двигаться в пяти служения но основное у них одно, но это отдельная тема). А дары это другое тут не надо путать количество даров с количеством служений
Я так понял, вам больше симпотизирует число "3" вместо числа "5":
Увидим там три маленьких, но таких важных фразы: «во-первых», «во-вторых» и «в-третьих». «Что же, — спросите вы, — по-твоему выходит, что у нас четырёхгранное служение?» Не-а! Скорее ТРЁХГРАННОЕ! (шучу, но в каждой шутке есть сами знаете доля чего...)
В данной цитате я привёл только три компонента из списка «даров благодати», поскольку именно эти три и составляют полный перечень того, как мы можем оперировать в Слове.
Хотим мы этого или нет, но в Новом Завете есть только три функциональных разновидности служения словом.
И вот, чтобы придерживаться этого стандарта, вы придумаете следующее: увещатель потенциально может «дорасти» до евангелиста, учитель — до пастора, а пророчествуюЩИЙ — до пророка.
Но у меня вопрос: "А увещатель может "вырасти" не в евангелиста, а в "пастора"? А "пророчествующий" - не в пророка, а в "евангелиста"? Если да (а на практике так оно и есть), то эта теория трещит по швам.