«Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю всё это».
Утверждение в этом отрывке настолько смелое, что Маркион, раннехристианский еретик, использовал этот текст, чтобы доказать, что Бог Ветхого Завета был иным существом, чем Бог Нового. Таким образом, природа этого жесткого высказывания проста: является ли Бог автором зла?
Многочисленные тексты прямо заявляют, что Бог не является и не может быть автором зла. Например, Второзаконие 32:4 провозглашает, что “совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды в Нём; Он праведен и истинен". Точно так же, Псалом 5:5 отмечает: "ибо Ты Бог, не любящий беззакония”. Если мы читаем Библию в её полном каноническом окружении, вам покажется, что Бог не имеет зла и не претендует на зло.
Текст же, о котором идет речь, относится к физическому злу. Как Плач Иеремии 3:38, он противопоставляет процветание и невзгоды. Таким образом, благо - это физическая благость и счастье, в то время как зло - это физические страдания, несчастья, бедствия и стихийные бедствия, такие как бури, землетрясения и другие бедствия.
Несмотря на то, что большая часть физического зла часто приходит через руку нечестивых мужчин и женщин, в конечном счете, Бог допускает это. Таким образом, согласно еврейской манере, которая игнорирует вторичную причинность так, как никогда бы не сделала западная мысль, всё, что Бог позволяет, может быть прямо приписано Ему, часто не замечая, что вторичная и греховная часть были непосредственными причинами катастрофы.
Зло, о котором говорится в этом тексте и подобных отрывках (например, Иеремия 18:11; Плач Иеремии 3:38 и Амос 3:6), относится к природному злу, а не к моральному злу. Естественное зло проявляется в извержение вулкана, чуме, землетрясение и разрушительном огне. Именно Бог должен позволить (и это правильный термин) этим бедствиям прийти. Но, можно было бы спросить: не Бог ли, который допускает стихийные бедствия, тем самым причиняет моральное зло?
Ставить вопрос таким образом - значит спрашивать о происхождении зла. Христианство более чем ответило на проблему присутствия зла (ибо это и есть всё послание Креста) и проблему конечного результата зла (ибо воскресение Христа показывает, что Бог может победить даже последнего врага и величайшее зло – саму смерть). Но самый трудный вопрос христианства - происхождение зла. Почему Бог вообще допустил “эту штуку"?
Августин учил, что зло - это не субстанция. Это как бы побочный продукт нашей свободы и особенно нашего греха. Последствия этого греха упали не только на мир людей. Его изнурительные последствия поразили и весь природный мир. Тем не менее, это не значит, что Бог ничего не может сделать или что Он так же удивлён, как и мы, естественным злом. Любое бедствие должно подпадать под суверенную волю Бога, даже если Бог не является спонсором или автором этого зла. Когда мы пытаемся гармонизировать эти утверждения, мы начинаем вторгаться в Царства божественной тайны.
Но в чём мы можем быть уверены, так это в том, что Бог никогда не был создателем и автором зла. Это противоречило бы всей Его природе и бытию как таковому, раскрытому в Писании.
См. также комментарий к Исходу 9:12; Плач Иеремии 3:38-39.