Предыдущая
ЗВЕРЬ, ВЫХОДЯЩИЙ ИЗ ЗЕМЛИ
После описания зверя, выходящего из моря, в 13 главе Откровения раскрывается видение второго зверя, выходящего из земли (см. Откр.13:11-15). Библейское выражение «зверь, выходящий из земли» более точно переводится как «зверь из земли [ge]», что относит его появление к земле Израиля. Рим / Нерона называли зверем, выходящим из моря, потому что Рим можно было "увидеть", глядя через море - напротив Иерусалима. Т.е. для евреев Рим был зверем из-за моря. Но поднялся и другой зверь, ближе к дому. Этот второй зверь возник из земли Израиля ([ge]) и служил целям зверя из моря.
Для современников Откровения - христиан, читающих видение Иоанна, интерпретация этого символа была проста. Зверь, поднимающийся с территории Иерусалима, был символом правителей Храма, символом священнической аристократии, которая действовала под делегированной властью зверя из моря (см. Откр.13:12). Хотя Храмовые священники должны были служить Божьим целям, вместо этого они подчинились Римской империи и помогали ей навязывать свою волю еврейскому народу. Мы видим это в стихах "и дано ему было вложить дух в образ зверя", а также в печально известном начертании зверя, которое второй зверь ввёл в действие от имени первого. Иоанн описал это так:
И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.
(Откровение 13:16-17).
Это начертание стало источником многих страхов, поскольку люди пустились в споры о том, что бы это могло быть. Здесь я хотел бы внести ясность относительно начертания зверя, теперь, когда мы идентифицировали зверя как Римскую империю. В древнем Риме общегородской рынок был основным местом для покупки и продажи товаров и услуг. Если люди хотели зайти на рынок, они должны были пройти через главные ворота, где им приходилось отдавать дань поклонения статуе-идолу Императора. Сделав это, жрецы потирали пеплом их руку или лоб, чтобы показать, что они могут свободно выйти на рынок и вести торговлю. Это называлось «принять знак». Это простое объяснение демистифицирует знак зверя и дает ему логическое объяснение в историческом контексте.
Описывая эти обычаи, Н.Т. Райт указывает на крайнюю важность знака зверя для ранних верующих.
Ведь поклонение или не поклонение мгновенно становились разделительной чертой между принимаемыми и не принимаемыми обществом людьми. Чуть позже некоторые местные чиновники ввели официальное требование, что не принесшие необходимые жертвы императору не будут допущены на рынок. Имелись различные виды отметок или видимых знаков, которые использовались, чтобы отделить «допущенных к торговле» от «не допущенных к торговле». С довольно раннего времени христиане столкнулись с экстремальным выбором: либо оставайся верен Агнцу, рискуя потерять все средства к существованию и возможность торговать; либо сдайся перед монстром империи, жертвуя Цезарю необходимое по воле местных чиновников - и тогда все будет в порядке, кроме твоей непорочности как последователя Агнца.
Ричард Энтони подтверждает эту дилемму, с которой столкнулись ранние верующие, желавшие оставаться верными Иисусу, но также имевшими потребность вести бизнес в римском мире.
Христиане первого века находились под военной властью Рима, страны, которая открыто объявляла своих правителей-цезарей богами. Все те, кто находился под юрисдикцией Рима, были обязаны по закону публично провозгласить свою преданность Цезарю, сжигая щепотку фимиама и объявляя: «Цезарь - Господь!». Выполнившим требования этого закона предоставлялся документ на папирусе, называемый «libellus», который они должны были предъявлять при каждой встрече с римской полицией, либо при попытке заняться коммерцией на римском рынке, что увеличивало трудности покупки или продажи без этой отметки. В этом суть предостережений Писания ранним христианам от принятия на себя «знака зверя».
Все это дает понять, что знак зверя был коммерческим законом первого века, созданным зверским императором, который требовал от всех, кто хотел покупать и продавать, поклонения себе. Закон действовал не только в Риме, но и в Иерусалиме, где второй зверь служил империи, а не Богу. Таким образом, вместо того, чтобы побуждать людей поклоняться Богу (как и должно быть), они заставляли евреев поклоняться образу императора.
Начертание зверя или число его имени упоминается в следующем стихе, где Иоанн говорит: Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть. (Откр.13:18) Истерия окружает это число, но когда мы отходим на пару шагов назад и взираем на картину, понимая, что описывается прошлое, а не наше будущее, мы обнаруживаем простую интерпретацию.
Чтобы придти к ней, мы должны понять, что Иоанн ожидал, что его читатели смогут вычислить это число и прийти к такому же выводу, как и он. Иоанн писал не читающим сотни лет спустя, а своим конкретным современникам, и ожидал, что они придут к правильному толкованию. Он не имел в виду глубочайшую нераскрываемую тайну, а естественное понимание, говоря: «здесь мудрость» и «кто имеет ум, тот сочти». Он говорит об этом, потому что код, используемый Иоанном, является ивритом, а не используемым современниками греческим языком того времени. Когда еврейские читатели увидели, что написал Иоанн, они мысленно перевели числовое значение в соответствующие еврейские буквы и прописали Nrwn Qsr или, как мы бы это произнесли, Нерон Цезарь. Некоторые варианты текста говорят, что число это 616 (проверьте, не курсивом ли у вас это число в вашей Библии), что также определяет имя Нерона, опять же, еще больше укрепляя эту интерпретацию. Другими словами, это был просто еще один способ, которым Иоанн идентифицировал зверя для своих читателей первого века.
Зверь, выходящий из моря в 13 главе Откровения является символом Нерона и Римской империи, которой он правил. Зверь, выходящий из земли был правителями Иерусалимского храма, которые насаждали волю первого зверя для еврейского народа и велели им поклоняться идолу римского императора.
ВЕЛИКАЯ ЖАТВА
После того, как Иоанн описывает этих двух зверей, в 14 главе Откровения он видит Иисуса (как Агнца), стоящего с христианами (144 000), избежавшими разрушения Иерусалима в безопасном месте на горе Пелла. В то же время (под горой) три ангела пролетают над Иерусалимом (Вавилоном), объявляя о его разрушении.
Многие истолковывают этот отрывок, рассказывая о жатве душ в конце времен, когда миллиарды будут спасены в Божье Царство. Мне нравится идея гигантской волны спасения, и я верю, что Царство Божье будет продолжать возрастать, пока не заполнит всю землю (см. Даниила 2, Матфея 13:31-33) Однако, не думаю, что именно об этом говорится в 14 главе Откровения. Смысл раскрывается в том, что в Откровении 14:17-20 говорится об ангелах жатвы, пожинающих в точило Божьего гнева, а не в спасение или пробуждение! Другими словами, в этом отрывке урожай не является символом евангелизма.
Если мы отступим от картины и посмотрим на параллельное заявление Иисуса, символы обретают значение. В 13 главе Евангелия от Матфея Иисус говорил о приближающейся жатве. Иисус даже указал, что она произойдет в конце века (аион), что и случилось в 70 году н.э.
Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
(Матф.13:37-43).
Иисус говорил о хорошем семени и плохом семени. В Откровении 14:4 говорится о христианах как первых плодах, о добром семени. В Откровении 14:14-20 говорится, что плохое семя собирают, жнут и судят. Таким образом, ни в 13-й главе Матфея, ни в 14-й главе Откровения мы не видим доказательств "жатвы душ" конца света! Вместо этого, как и в остальных частях Откровения, глава предсказывает разрушение, настигнувшее Иерусалим в 70 году н.э. Образы из 12-14 глав Откровения, этого центра поэтической "арки", дают нам совершенно новый драматический взгляд на события разрушения Иерусалима в 70 году. Мы читаем о женщине и ее ребенке, драконе, который выступает против них, о двух зверях, которые стремятся управлять людьми и требуют поклонения, Агнца и Его верных свидетелей и ангелов-жнецов, собирающих души нечестивых для суда. Вновь главной темой является борьба между теми, кто следует за Христом, и теми, кто не следует, приводящая к падению Иерусалима.
Продолжение
|