«Старейшины послушают тебя и пойдут с тобой к Египетскому царю, и вы скажете ему, что Иегова, Бог иудейского народа, явился нам и велел нам идти три дня по пустыне, а после того принести жертвы Иегове, Богу нашему».
Это пример полуправды или ухищрение, чтобы обмануть фараона? По другому говоря, просьба израильтян о походе на три дня в пустыню для жертвоприношения Богу была всего лишь поводом, чтобы уйти из Египта и убежать в Палестину прежде, чем войска фараона могли легко настигнуть их?
Поскольку этот языческий царь так никогда и не подчинил свою волю Божьей воли, оправдано ли для Моисея и старейшинам хитрить с ним, пока дети Израиля не выйдут? Цель оправдывает средства? Или же, если это слишком сложно для верующих, не должны ли Моисей и старейшины были избрать меньшее зло ради возможно большего добра?
Каждый из этих вариантов был предложен в этической теории. Но каждый поднимает разного рода проблемы для христиан. Даже место в Псалме 17:27 с истолкованием раввина Раши не проясняет ситуацию: «а с лукавым [некоторые предполагают фараона] - по лукавству его». Но мы возразим, что Божий суд не пришел на фараона пока он не отверг все попытки принять Божий план.
Всё же, наилучшее решение было давно предложенно отцом церкви четвертого столетия, Августином и пятнадцатого столетия испанским экзегетом Абарбанелем. По их мнению, Бог преднамеренно уменьшил Свой запрос к Фараону, представив его вначале как честную простую просьбу, чтобы народу Израиля было позволено совершить трехдневный поход в пустыню после которого бы они вернулись. По правде говоря, эта первая просьба привела бы ко всё более сложным для фараона; однако они должны были подготовить фараона сделать то, чего он не мог бы сделать иначе.
Если бы фараон согласился с этой просьбой, то израильтяне не могли бы превысить пределы этого разрешения. После возвращения в Египет им пришлось бы представить серию таких просьб, ведущих к окончательному освобождению. Здесь мы можем увидеть Божью нежную любовь и заботу о фараоне. Этот царь больше, чем пешка в плане Божьем. А Израиль имел ответственность почитать власть имущих.
Примечательно, что Бог предупреждает Моисея, что царь египетский не примет просьбу. Таким образом, Бог знал, что происходит на самом деле и что могло бы произойти. Это предупреждение подтверждает Амоса 3:7: «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам». Ни Божья «могучая рука» в чудесах, ни казни не убрали ожесточение и упрямство фараона.
Уместно рассмотреть ещё одни вопрос: не намеренно ли Моисей, по наущению Иеговы, ввёл в заблуждение фараона, когда скрыл свои истинные намерения? Если Моисей изначально намеревался просить фараона отпустить израильтян, то такое сокрытие не является ли полуправдой? По другому говоря, не есть ли это по существу лживым намерением и обманом? Если бы фараон принял, что Моисей хотел только отойти достаточно далеко, чтобы принести жертвы не оскорбляя египтян (в жертвы были бы принесены животные, священный в Египте), то Моисей и Бог говорили неправду?
Нет! Есть большая разница между тем, чтобы говорить ложь и утаивать информацию, которую они лишились права знать из-за их недружелюбного отношения к Богу или их моральных стандартов. Царь Саул, например, лишился своего права знать всех причин прихода пророка Самуила, которые на самом деле были в помазании Давида следующим царём (1 Царств 16:1-2). Мы должны уточнить наше определение лжи как средство преднамеренного обмана человека, которые имеет право знать правду от нас, и обстоятельств, при которых он или она имеют претензии на такое знание. Смысл в том, что ложь – это более чем преднамеренный обман. Такой обман может быть моральным злом, но кто-то может и не рассказать всю правду, пока не определено, что эта личность имеет претензии на всю или даже часть правды. Поэтому, все мужчины и женщины имеют обязательство говорить только правду, но нет обязательства всегда говорить всё, что знают, только потому что их спросили – особенно когда кто-то лишился своего права знать правду, попирая истину, которой уже обладал.
См. также комментарий на Исход 9:12; И. Навин 2:4-6, 1 Царств 16:1-3; 3 Царств 22:20-22; 4 Царств 6:19.