Но женщина взяла двух человек тех и скрыла их и сказала: точно приходили ко мне люди, но я не знала, откуда они; когда же в сумерки надлежало затворять ворота, тогда они ушли; не знаю, куда они пошли; гонитесь скорее за ними, вы догоните их. А сама отвела их на кровлю и скрыла их в снопах льна, разложенных у нее на кровле.
Одобряет ли Бог двусмысленные действия, чтобы исполнить Его волю в определённых опасных ситуациях? Может ли сильная вера иди рука об руку с использованием методов, которые чужды чистоте Божьего характера и слова? Оправдано ли предательство и ложь Раав, возможно как «белая ложь»?
Библия без сомнения хвалит Раав. Евреям 11:31 хвалит её веру в Бога, в то время как Иакова 2:25 хвалит её за принятие и отпущение их другим путём. Но одобрение Раав в этих областях не значит, что она имела Божьей одобрение во всех областях своей жизни. Области веры Раав и должны быть внимательно исследованы.
Она завоевала признание библейских авторов, потому что поверила в Бога Израиля больше, чем поверила в своего правителя Иерихона. Она слышала, что Бог сделал для Израиля у Красного Моря и о поражении двух царей за Иорданом (И. Навин 2:8-12). И она продемонстрировала свою веру, приняв шпионов/соглядатаев и направила их другим путём. Даже И. Навин 6:25 отмечает её действия и противопоставляет её реакцию с Аханом.
Поэтому никакой вины не приписывается к её предательству по отношению к своим людям, которые, как и она, имели большую причину поверить в Бога евреев. Когда приходит время выбрать между служению Богу или местному царю, ответ всегда будет служить высшей силе, Богу (Деяния 4:19).
Ложь Раав, с другой стороны, нельзя так легко пропустить. Она сказала: «не знаю, куда они пошли». Это была явная ложь. Римлянам 3:8 предупреждает нас не говорить, «не делать ли нам зло, чтобы вышло добро». Не стоит спорить, особенно с описательной или повествовательной точки зрения на отрывок, что текст оправдывает обман при определённых обстоятельствах.
Так называемая ложь подолгу игнорирует то, насколько драгоценна истина в Божьих глазах. Хотя ложь и говорится ради благих целей, она не свободна от Божьего неодобрения. Более того, даже если по фактическому провидению Бога неправда Раав позволила этим двум шпионам избежать поимки, это не оправдывает такой метод. Бог не опускается до не святых действий, чтобы исполнить Свою волю. Самое большое, Бог позволил, чтобы Его цели исполнились самым необычным способом, потому что Его благодать может действовать вопреки греховному маневрировании мужчин и женщин. Неправда не может быть оправдана просто потому, что она тесно связана с общим результатом.
Спорить о лжи таким образом было бы не только плохой экзегезой и богословием, но и плохой теодицией. Любое другое заключение оправдывало бы прелюбодеяние Давида, потому что следующим их потомком в мессианской линии, Соломон, появился на свет от союза Давида с Вирсавией. Нам специально сказано, что грех Давида был противен Богу. Так получается, что нам не сказано тоже о грехе Раав. Нет причины думать по-другому в этих двух случаях; каждое из них противоречит ясной заповеди Бога.
Мы не можем сказать, что защита невинных жизней является большим добром, чем требование всегда говорить правду. Писание нигде не защищает или позволяет такую иерархию. Сделать это, тогда часть Божьей природы разделится против других частей Его природы. Сказать, что ложь является меньшим злом, чем быть невольно задействованным в убийстве – это искусственная и субъективная конструкция. Нам нужно следовать всему Божьему Слову, и это Слово включает почтение к жизни и истине, сколь тяжело это не является в мире, который часто противопоставляет один моральный абсолют против другого.
Говорение правды – не только ответственность по завету (т.е., ответственность к тем, кто является частью семьи Бога), но универсальной ответственностью на все времена, для всех людей и во всех местах. Мы не должны подстраивать свои субъективные иерархии или личные приоритеты в соответствии со своим мнением о том, что есть большее добро или меньшее зло.
С другой стороны, мы не можем предавать невинных жизни только потому, что армия или полиция требуют это. Раав должна была спрятать шпионов и затем не отвечать на вопрос, скрывала ли она их. Они могла, например, предложить: «Зайдите и посмотрите», в то время молясь, чтобы Бог запутал гонящихся.
Возможно поддерживать позицию бесконфликтных абсолютов. Бог обеспечит способ, как избежать конфликты (1 Коринфянам 10:13).
См. также комментарий к Исход 1:15-21; 3:18, 1 Царств 16:1-3, 3 Царств 22:20-22.
Hard Sayings of the Bible
|