Предыдущая Глава 15. Сила примера
Мы заявили ранее, что Иисус призвал нас обращать людей в Его учеников. Я верю, что мы ошибаемся, когда думаем, что это произойдет само по себе или от простого посещения людьми наших церковных собраний каждое воскресенье. Слушание учений не обязательно делает из человека ученика.
Иисус был плотником, но не построил ни одной церкви! Он не начинал организацию, у Него не было церковной службы хотя бы раз. Он также не начинал библейскую школу, чтобы заполучить работу. Нет, то, как Он делал учеников полностью отличалось от того, каким образом мы это делаем это сегодня. В четвертой главе Евангелия от Матфея мы читаем как Иисус призывает первых учеников.
Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. (От Матфея 4:18-20)
Иисус призывал учеников со словами: "Следуй за Мной". Ученик Иисуса был и продолжает являться последователем Иисуса. Мы оставляем то, что мы делали за спиной, чтобы последовать за Ним. Тем не менее, что делал Иисус, чтобы обратить людей в Своих учеников? Построил ли Он церковь, где бы они могли бы встречаться каждое воскресенье? Начал ли Он библейскую школу, где Он мог бы встречаться со студентами каждое утро и учить их?
В Ежедневной Датский Библии есть толкование для стихов, которые мы только что прочитали. Там говорится:
"В те дни обучение заключалось в следовании за мастером своего дела и обучению (повторению) за ним (на его примере). Таким образом, ученик больше, чем студент. Именно поэтому ученики и другие люди часто называют Иисуса Учитель (прим. пер. в англ. - Мастер)».
Очень много истин скрыто в этом определении. Иисус и первые христиане действовали совершенно в иной культуре, отличной от современной. Быть наученным кем-то означало следование за мастером. Однако, следование за мастером не означало, что вы обучались лишь сидя и слушая, но повторяя (действуя), глядя на мастера. Это было и наставление и обучение навыкам на собственном примере.
Сегодня почти все обучаются в Церкви слушая, как кто-то проповедует. Что делает студент? В основном сидит и слушает учение. На самом деле всё наше общество функционирует таким образом. К счастью, все больше и больше школ начинают вводить новые способы обучения. Они начинают вовлекать детей в процесс так, что они не просто слушают, но и принимают активное участие. Исследования о наиболее эффективном обучении показывают следующее:
Мы запоминаем:
10% того, что читаем,
20% того, что слышим,
30% того, что видим,
50% того, что слышим и видим,
70% того, что мы говорим сами,
90% того, что мы делаем сами.
Как вы видите, есть большая разница в том, что мы узнали просто сидя и слушая (что мы и делаем в большинстве церквей) и тем, что мы узнали говоря, видя и делая.
Иисус учил Своих учеников, призывая их следовать за Ним. Таким образом они не просто переживали на практике то, о чём Он учил, но они также видели, как Он жил. Они смотрели, как Он "работал", а затем Иисус посылал их делать то же самое, что Он уже показал им. Это важная часть обучения, которая, к сожалению, часто упускается сегодня.
То обучение, которое проводится в настоящее время в церквях с лёгкостью создает разрыв в отношениях между обычным посетителем церкви и пастором или спикером, и это именно то, что я чувствовал, когда был новообращенным христианином. Из-за этого расстояния люди часто не растут в своей вере.
Часто, когда я выезжаю из страны - встречаю людей, которые высказывают уважение ко мне из-за моего служения. Одно дело уважать меня за то, что они видели у меня сайте или слышали от меня пару раз в год за кафедрой, но совсем другое, когда ты разговариваешь со мной и мы встречаемся в различных ситуациях в повседневной жизни. Те, кто слышал как я учу, запомнят лишь 20% того, что я говорил. Люди, общающиеся со мной ежедневно, растут совершенно по-другому, особенно когда я беру их на практику в том, что они узнали.
Они учатся не только через мои слова, но и через мой образ жизни. Они не только слушают, но они тоже учатся, видя, как я отношусь к моей жене и детям, как я думаю о других, и как я провожу время с Богом, и т.д. Они учатся, следуя за мной и делая то, что делаю я. Церковь должна быть частью повседневной жизни, а не чем-то, что происходит только в определенном месте в течение нескольких часов в неделю.
Если предположить, что то, о чем мы учим, происходит на самом деле, и люди обучаются видя и повторяя на практике, как это делают другие, тогда чему же учим во многих церквях сегодня? Вы научились свидетельствовать? Вы научились быть хорошим отцом и хорошим мужем? Нет, это то, что чему учатся в повседневной жизни, а не то, чему можно научить за два часа сидения в церкви в воскресенье утром. Конечно, нас можно научить, слушая проповеди, но это по-прежнему не обучение своим примером. А в церкви мы узнаем как проповедуют, поют песни, приветствуют других, и многие другие вещи, свойственные именно церковной жизни.
Бог, однако, не призывал нас быть «профессиональными» христианами, живущими «профессиональной» церковной жизнью. Мы призваны идти и делать учеников из всех наций, учеников, живущих жизнью ученика каждый день. Бог не призвал нас служить Ему лишь в некоторых маленьких областях нашей жизни, оставляя остальное себе. Быть успешным проповедником в то время, как твоя семья разваливается, означает не быть успешным вовсе. Нет, речь о всей твоей жизни целиком. Вот почему Иисус призывал людей оставить всё и последовать за Ним, так что через жизненные вызовы они будут учиться на Его примере.
Хорошую картину того, как жили Иисус и первые христиане показывает пример подмастерья и мастера. Эта практика, которая, к сожалению, не встречается сегодня также часто, как годы назад. Идея, лежащая в основе этой практики в том, что ученик (подмастерье) обучается у опытного учителя (мастера), подражая его примеру, пока не станет опытным и не подтвердит свою компетентность. Как же подмастерье учится? Ну, в первую очередь, наблюдая за тем, что делает мастер. При обучении таким образом, подмастерье обучается не только глядя, но и слыша и делая.
Через некоторое время, подмастерье начинает пытаться делать вещи сам. Тем не менее, мастер остается рядом и наблюдает, как у него получается и корректирует и помогает, когда и где это необходимо. Через некоторое время, подмастерье начинает делать всё сам больше и больше, пока, наконец, он полностью не обучен и способен двигаться дальше сам. В христианской жизни должно быть на самом деле то же самое. Мы следуем за другими зрелыми христианами и учимся на их примере. Через некоторое время, мы будем готовы к выполнению задач и сможем научить других сами.
"Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его." (От Луки 6:40)
В Евангелии от Луки девятой главе вы можете прочитать еще один пример того, как Иисус учил Своих учеников. Здесь Он дает им задание вместе с некоторыми практическими инструкциями. Среди прочего, говорится:
и послал их проповедывать Царствие Божие и исцелять больных. И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды; и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь [в] [путь]. (От Луки 9:2-4)
Все, о чём Иисус говорит здесь ученикам предназначено для обучения с конкретными нюансами. Ниже мы читаем:
И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу. (От Луки 22:35-37)
Иисус выслал их в определенное время, чтобы они научились чему-то конкретному: доверию Богу.Позже, когда Иисус сказал: "как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас." (От Иоанна 20:21), Его ученики знали, что это значит. Они видели, как Он был послан на дело Отцом. Иисус был со Своими учениками лишь три года, но этого было достаточно для них, чтобы затем пойти и изменить мир.
Сегодня мы видим, как христиане сидят на церковных скамьях в течение 15 или 20 лет без каких-либо больших изменений. Почему? Может быть причина в том, что мы создали церковную систему, не способную на обучение людей через личный пример? Может быть причина в том, что люди запоминают лишь двадцать процентов того, что слышат?
Представьте себе молодого человека, который очень хочет стать электриком. Конечно, он начинает со студенческой скамьи, слушая учителя и читая книги. Но самое смешное в том, что по прошествии четырех лет обучения, он лично ничего не сделал. Он только слушал и читал, не применяя свои знания на практике. Он прочитал все книги и прослушал все учения о том, как "это должно быть сделано". Он знает все об этом. Но вот настало время показать, чему он научился за эти четыре года. Как вы думаете, что произойдет? Да, вероятней всего он будет бояться, нервничать, ощущать опасность и будет испытывать трудности в том, чтобы вспомнить все, что он слышал и читал.Он будет думать: "Что я должен делать? Это не похоже на то, что я слышал и читал. А что делать, если всё пойдет не так как надо? " Он, возможно, решит сдаться, потому что он поймёт, что разрыв между теорией и реальной жизнью слишком велик.
К счастью, сейчас такого никогда не произойдет с электриком. Уже будучи студентом, он будет постоянно практиковаться, а многие из уроков будут целиком практические. Через некоторое время он начнет стажировку и будет работать рядом с более опытным электриком, пока, наконец, не начнёт работать самостоятельно.
Единственное место, где мы не учим практически - в наших церквях. Сегодня в церкви мы просто слушаем и читаем, никогда не приобретая практически опыт. Вот почему церковь наполнена страхом и никогда не выходит в реальный мир, делая то, что Иисус заповедал делать. Мы знаем все о том, как и что делать, но, кажется, что мы просто не можем сделать этого сами.
Давайте посмотрим на такой пример: человек приходит ко мне, он действительно хочет услышать о Боге, и я направляю его к христианину, который регулярно посещает церковь в течение десяти лет. Я поручаю христианину: "Объясни ему Евангелие. Если покается, крести его в воде, крести Святым Духом, а затем сделай его учеником Христа». Как вы думаете, что произойдет? Я думаю, что христианин не будет знать, что делать. Истинный обученный ученик Иисуса, однако, с удовольствием сделает другого учеником, потому что это часть миссии, порученной нам Иисусом.
Сегодня огромный дух страха стоит между церковью и миром. Мы можем прогнать его, начав превращать людей в учеников ежедневно, как Иисус и учил нас.
Посмотрите на христиан, которые просидели в церкви десять-пятнадцать лет. Спросите себя, в состоянии ли они сделать то, о чём я говорю. Если ответ отрицательный, то вы понимаете, что они не смогут сделать этого и в будущем, продолжая учиться еще десять-пятнадцать лет. Мы часто настолько доверчивы, что думаем, будто если мы продолжим "обучаться" еще некоторое время, то ситуация изменится. Я убежден, что если изменения не происходят сейчас, они не произойдут никогда, если вы продолжаете делать то же самое снова и снова.
Когда мы понимаем, что учимся мы именно на примере, мы поймём невероятную важность того, с кем мы находимся.По правде говоря, мы не узнаем большинство практических вещей от прослушивания проповедников в церкви.На самом деле, на нас больше влияют те, с кем мы встречаемся в церкви и проводим всё остальное время ежедневно. Это напоминает историю с утенком, который впервые открывает глаза. Он считает, что первый, кого он увидел - его мамочка. Таким же образом, когда вы родились свыше и открыли духовные глаза, окружающее христианство будет казаться "нормальным" и "настоящим". Конечно, это можно изменить, но это не так просто.
Если вы становитесь частью общения, в котором многие живут в грехе, есть большой риск, что вы начнете делать то же самое. Если же, наоборот, вы становитесь частью общения, где люди горят для Господа и служите Ему в слове и деле, то вы, вероятнее всего, загоритесь для Него. Правда в том, что мы обучаемся через то, что видим и переживаем вокруг, и мы, как правило, адаптируемся к окружению.
Поэтому так важно строить отношения с людьми, которые являются настоящими, горящими учениками Иисуса. В первой церкви, вы не могли просто придти с улицы и стать частью общения. Должны были быть доказательства того, что вы действительно покаялись и живете правильно перед Господом. Библия ясно говорит, что так должно быть и сегодня. Нам следует очистить жизни от зла, потому что малая закваска квасит всё тесто (1-е Коринфянам 5:6)
Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас. (1-е Коринфянам 5:11-13)
Это невероятно важно. Вновь и вновь я удивлен, как растут новообращенные христиане, когда они находятся в общении, где люди любят Иисуса Христа всем сердцем. Я видел людей, идущих на улицы молиться за больных и делиться Евангелием, людей, от которых я никогда не ожидал бы этого. Однако, после того как они попадают в общение, где многие делали так же, для них становится естественным делать то же самое. То, каким мы видели "Христианство" в начале - это то, что должно стать нормой. Итак, мы должны приступить к созданию общения, в котором мы действительно служим Иисусу словом и делом. Тогда мы научимся, глядя вокруг и по-настоящему влияя на людей, с которыми мы себя ассоциируем.
Продолжение
|