Определение
Бог - это Отец, Сын и Святой Дух. Он вечен, внутренне Триедин, и когда Он действует вне Себя, Он действует в соответствии со своей сущностью — от Отца, через Сына, силой Святого Духа.
Резюме
В Евангелии Бог открывает себя как Отец, Сын и Святой Дух. Таким образом, Троица является реальным содержанием и концептуальной основой христианской веры. Отец, Сын и Святой Дух едины в своём бытии и различаются своими вечными отношениями: Отец вечно порождает Сына; Сын вечно рождён от Отца; Святой Дух является связующим звеном их любви. Когда Бог действует вне Себя, творя и спасая, эти личности действуют в единстве — от Отца, через Сына, силой Святого Духа.
Бог Евангелия
Триединый Бог — это Бог Евангелия, высшая реальность, раскрытая в Благой вести о Господе Иисусе Христе.1 В Евангелии Бог открывает Себя как Отец, Сын и Святой Дух. Таким образом, Троица является реальным содержанием и концептуальной основой христианской веры. Более того, спасительное познание церковью Бога происходит через примирение с Ним в единородном Сыне Отца силой Святого Духа.
Наставления Христа о крещении в Матфея 28:19 демонстрируют существенную связь между Троицей и Евангелием.2 Христианам поручено крестить “во имя Отца, Сына и Святого Духа” не как простую формальность, а в силу природы нашего спасения. Господь Иисус определяет Бога как Отца, Сына и Святого Духа. Поступая так, Бог возвещает нам о Себе, именуя Себя для нас, тем самым открывая Свою вечную сущность. Он есть Отец, Сын и Святой Дух, и наше крещение во имя Его означает наше участие в Его любящем, Триедином общении. Евангелие — это милостивый акт Триединого Бога-Отца, посылающего единородного Сына стать человеком ради нас и нашего спасения, чтобы в силе Святого Духа мы могли участвовать в Его вечной жизни. В нашем крещении мы соединяемся со Христом в Его смерти и воскресаем для Его жизни (Рим. 6:4), жизни Троицы. Затем воскресший Христос посылает Свою церковь провозгласить это Евангелие, открытое приглашение для всех присоединиться к нашему общению в Триединой жизни (1 Ин 1:3) через единение с Ним в Его смерти и воскресении.
Несколько слов о словах
Когда мы описываем Бога нашего спасения и возвещаем о Нём друг другу, природа и ограниченность языка создают трудности для нашего богословского понимания. Каждое слово, которое мы используем, говоря о Боге, уже имеет значение в другом контексте. Например, когда вы слышите слово “отец”, у вас складывается предвзятое представление о его значении, связанном с вашим пониманием отцовства человека. Когда мы используем слово “Отец” для обозначения Бога, мы должны привести наше понимание этого слова в соответствие с его божественным значением и сохранять благоговение перед Божьей святостью. Бог открывает Себя нам в привычных терминах, но мы должны свободно понимать эти термины и позволять Богу определять Себя для нас, признавая Его вечную, бесконечную благость и нашу собственную конечность. Мы должны использовать богословский язык, ожидая, что Бог откроет Себя в наших речах и даст нам понимание благоговения, соответствующего Его присутствию.
Единство и причастность Божьего существа: вечные отношения
Вечная жизнь Бога “активна и полна”3. Отец, Сын и Святой Дух - это вечное содружество изобильной жизни и любви, не по добровольному выбору, а как сама сущность Божьего существа. Иоанн дважды напоминает нам в 1 Иоанна, что “Бог есть любовь” (4:8, 16), не как утверждение о том, как Бог действует, а о том, кто такой Бог. Бог не только любит нас; Бог есть любовь в Своём внутреннем, вечном существе. Отец вечно любит Сына. Сын вечно возлюблен Отцом. Святой Дух является связующим звеном между Отцом и Сыном в их любовном общении. Вечные отношения любви (иногда называемые “процессии”) Триединого Бога являются основой Его бытия и тем, что отличает Отца, Сына и Святого Духа.
Библия использует два параллельных языковых мотива для описания вечных отношений бытия Божьего — любви и порождения. Читатели видят, что вечное общение с Богом раскрывается в терминах любви при крещении Христа. Матфей рассказывает нам, что “крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (3:16-17). Отец называет Иисуса Своим “возлюбленным Сыном”. Отец любит Сына, а Сын любим Отцом — Своим Возлюбленным. В Евангелии от Иоанна тот же язык порождения используется для описания взаимоотношений между Отцом и Сыном. Известный стих из Иоанна 3:16 учит, что “так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного”. “Единородный сын” - это перевод греческого термина "monogenes", который подчеркивает особую связь порождения между Отцом и Сыном. Отец вечно порождает Сына, и Сын вечно рождён от Отца.
Библейские авторы описывают вечные отношения между Отцом и Сыном, подчёркивая темы любви и порождения. Отец, в силу Своего божественного Отцовства, вечно даёт жизнь и любовь Сыну, порождая Сына как то же самое существо, что и Он Сам. В то время как отцовство человека начинается в определённый момент времени и предполагает определённую степень иерархии, отцовство Бога вечно, и нет никакой разницы в том, что оно находится вне самих отношений. Аналогичным образом, Сын вечно любим и рождён от Отца – одно с Ним. В то время как человеческое сыновство начинается в определённый момент времени и предполагает некоторую степень подчинения, Божье сыновство вечно, и нет никакой разницы в том, что оно находится вне самих отношений.
Как и в случае с Триедиными взаимоотношениями, упомянутыми выше, отношения рождения/порождения не возникают по добровольному выбору. Отец не принимает решения породить Сына; если бы Он это сделал, это означало бы, что Отец существовал до Сына и Сын был Его творением. Рождение описывает, кто такой Бог, а не то, что Он делает. Бытие Бога вечно существует как единство Отца и Сына. Ранние отцы церкви обобщили это учение для церкви в «Никейском символе веры», написав, что Господь Иисус Христос есть “единородный Сын Божий, рождённый от Отца своего прежде всех веков, Свет от Света, истинный Бог от истинного Бога, рождённый несотворённо, от единого существа с Отцом”.
Святой Дух - это единство любви Отца и Сына. Он исходит от Отца и Сына вечно. При крещении Иисуса Святой Дух нисходит от Отца к Сыну. Движение Святого Духа от Отца к Сыну указывает на Его вечную связь как на общение Отца и Сына. Святой Дух вечно участвует в любящем и живом общении Отца и Сына, поскольку Он исходит от Них обоих. Он един в Своём бытии с Отцом и Сыном и отличается только отношением исхождения. Он не подчинён Отцу и Сыну и не отличен от Них по Своей природе.
Три “Личности”
Отец, Сын и Святой Дух различаются Своими вечными отношениями, но едины в Своём существе. Или, как гласит известное и правдивая изречение: Троица - это три личности (hypostasis), но одно существо/природа/сущность (ousia). Из-за того, как мы используем это слово в нашем созданном контексте, “личность” может вводить в заблуждение в зависимости от того, как мы её определяем. Мы должны помнить о концептуальных рамках, которые мы привносим в наше понимание понятия “личность” в её тринитарном смысле.
Если мы будем навязывать Триединым личностям наши предположения о том, что отличает людей друг от друга, тринитарная ошибка будет неизбежна. Человеческие личности различаются, по крайней мере, тремя существенными признаками: (1) пространством — у нас отдельные тела, (2) сознанием — у нас разные умы и (3) волей — у нас разные желания. Если мы примем эти различия между Отцом, Сыном и Святым Духом, мы подорвём единство их бытия и функционально будем придерживаться тритеизма вместо тринитаризма.
Провести различие между личностями Троицы с точки зрения пространства невозможно, потому что Бог есть дух (Иоанна 4:24). Что касается разума, то знание Бога разделяется таким же образом, как и Его бытие. Бог делится Своим разумом/самопознанием в общении Отца и Сына - как сказал Иисус: “никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына” (Матфея 11:27). Дух участвует в познавательном общении Отца и Сына, поскольку “Божьего никто не знает, кроме Духа Божия” (1Кор. 2:11). Таким образом, разум Божий передаётся таким же образом, как и Его существо, — от Отца к Сыну в общении Святого Духа.
Божья воля также передаётся от Отца к Сыну Святым Духом. Божьи цели и действия соответствуют тем же принципам вечного общения Троицы. Иисус объясняет: “ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына” (Ин. 5:19-20). Другими словами, то, что по Своей воле совершает Отец, Сын совершает также из-за любви Отца к Сыну. Так же обстоит дело и со Святым Духом. Он может открыть волю Божью, потому что это Его собственная воля (Кол. 1:9, Рим. 12:1-2).
Ни тело, ни воля, ни разум не разделяют Отца, Сына и Святого Духа. Только вечные отношения отличают личности Троицы.
Единство действий Бога: неразделимые операции
Бог вечно, внутренне является Отцом, Сыном и Святым Духом. Когда Триединый Бог действует вне Себя, Он действует в соответствии со Своей сущностью — от Отца, через Сына, силой Святого Духа. Библия раскрывает эту модель Триединых взаимоотношений в Божьих созидательных и спасительных действиях.
При сотворении мира Отец творит через Сына в силе Духа. В Книге Бытия, глава 1, Бог Отец говорит о сотворении всего сущего.4 Он является автором творения — “создателем всего видимого и невидимого”, как говорится в «Никейском символе веры». Когда Иоанн объясняет главу 1 Книги Бытия, он учит, что всё сущее было сотворено через Слово, которое является вечным Сыном Божьим (Ин. 1:3); таким образом, Сын - это Слово, изречённое Отцом, посредством которого Он творит. Далее, в Книге Бытия говорится, что Дух Божий витал над водами, из которых появляется всё живое (Быт 1:2). Присутствие Духа указывает на Его силу, делающую актуальным или действенным Слово, изречённое Отцом, дающее жизнь. Таким образом, нет такой созидательной деятельности Отца, которая не осуществлялась бы через Сына в Духе. Отец, Сын и Святой Дух так же неразделимы в Своих внешних актах созидания, как и в Своём внутреннем существе.
Точно так же и в деле спасения Отец спасает через Сына в силе Святого Духа. Когда Павел излагает тринитарную основу Божьей спасительной деятельности в послании к Ефесянам, Он начинает с восхваления Отца, который разработал план спасения прежде создания мира (Еф. 1:3-4). В частности, Отец планировал, что церковь будет принята им Самим через Его Сына. Для выполнения этой работы Отец послал Сына стать человеком и спасти нас (Ин. 3:16). Отец является автором нашего спасения и совершает наше спасение через Сына.
Сын, который вечно един с Отцом и послан Отцом в истории, является проводником нашего спасения. Он совершает наше спасение в воплощении. Бог благословил нас Своей благодатью “в Возлюбленном” (Еф. 1:6), который стал человеком, чтобы спасти нас Своей жизнью, смертью, воскресением и вознесением. Благодаря Его жертвенной, заместительной смерти христиане получили “искупление кровью Его, прощение грехов” (Еф. 1:7). Своим воскресением и вознесением Бог “оживотворил со Христом... воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе” (Еф. 2:5-6). Благодаря нисхождению Сына в нашу человеческую природу, Его заместительному послушанию до самой смерти и Его восхождению из могилы одесную Отца христиане получили усыновление “через Иисуса Христа” (Еф 1:5). Благодаря спасению, совершенному во Христе, мы обретаем сыновство в воплощённом Сыне.
Святой Дух, исходящий от Отца и Сына, посылается Отцом и Сыном для того, чтобы сделать действительным и действенным в церкви спасение, совершенное во Христе. Святой Дух пребывает в верующих, так что они “запечатлены обетованным Святым Духом” (Еф. 1:13), соединяя их со Христом в Его смерти и воскресении. Согласно Римлянам 8:11, “Если же Дух Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса, живёт в вас, то Воскресивший Христа из мёртвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас”. Точно так же как Дух оживил творение посредством Слова Божьего, Дух приносит жизнь в наши смертные тела посредство Христа в соответствии с планом Отца. В результате мы спасаемся благодаря совместной работе Триединого Бога, поскольку Отец действует в Сыне силой Святого Духа.
Общение Церкви с Богом: природа и миссия
Вечная жизнь, данная церкви во спасение, - это участие в любящем общении Отца, Сына и Святого Духа. Непосредственно перед распятием Иисус молится Отцу за Своих учеников, настоящих и будущих, чтобы “любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них” (Ин. 17:26). Иисус молится о том, чтобы мы могли присоединиться к Тринитарному общению любви, приняв вечную любовь, которой Отец возлюбил Сына. Мы получаем любовь Божью по Его благодати в “Возлюбленном” (Еф. 1:6) и в “общении Святого Духа” (2 Кор. 13:14), который является узами любви между Отцом и Сыном. В этом и заключается славная тайна нашего спасения, что мы, “бывшие некогда далеко, стали близки кровию Христовою” (Еф. 2:13), чтобы обрести в Нём вечную любовь Отца. Во Христе мы имеем Его жизнь, и имеем её с избытком (Ин. 10:10). Наше спасение и Евангелие, которое мы провозглашаем, невозможно понять без правильного понимания вечного Триединства Бога.
Церковь выполняет свою миссию, возвещая о Христе и приглашая других присоединиться к нам в общении с Богом. Мы, узревшие Христа, теперь проповедуем Его миру, чтобы, уверовав в Него, они тоже могли обрести вечную, изобильную жизнь, дарованную Богом. Как объясняет Иоанн в своём послании, “о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом” (1 Ин. 1:3). Поскольку церковь участвует в Божьей миссии, проповедуя Евангелие, Божья жизнь и любовь распространяются по всему земному шару, поскольку люди из “всех народов” крестятся в общение с Богом “во имя Отца, Сына и Святого Духа” (Мф. 28:19). Природа и миссия церкви основаны на Триедином Боге. Его сущность обеспечивает концептуальную основу веры церкви, и Он открывает Себя — Отца, Сына и Святого Духа — когда мы провозглашаем Евангелие. Триединый Бог — это Бог Евангелия, высшая реальность, раскрытая в Благой вести о Господе Иисусе Христе.
Примечания
1. Kevin J. Vanhoozer и Daniel J. Treier, Theology and the Mirror of Scripture: A Mere Evangelical Account (Downers Grove, IL: IVP Academic, 2015), 1.
2. Я понимаю, что способ крещения может варьироваться в зависимости от церковной традиции, но центральная роль Триединого Бога, явленного во Христе, обеспечивает общую основу для всех конфессий, даже если наши практики различаются.
3. Fred Sanders, The Triune God, Michael Allen and Scott R. Swain, eds. (Grand Rapids, MI: Zondervan Academic, 2016), 131.
4. Термин “Бог” может относиться как к Божеству, так и к личности Отца. В Книге Бытия 1 Бог изрекает Слово, и это Слово изрекается о Боге. Таким образом, текст указывает на то, что действия Бога согласуются с Его Триединым существом.
Для дальнейшего чтения:
Reeves, Michael. Delighting in the Trinity: An Introduction to the Christian Faith. Illustrated ed. Downers Grove, IL: IVP Academic, 2012.
Sanders, Fred. The Deep Things of God: How the Trinity Changes Everything. 2nd ed. Wheaton: Crossway, 2017.
Sanders, Fred. The Triune God. Michael Allen and Scott R. Swain, eds. Grand Rapids, MI: Zondervan Academic, 2016.
Swain, Scott R. The Trinity & the Bible: On Theological Interpretation. Bellingham: Lexham Press, 2021.
Torrance, Thomas F. The Christian Doctrine of God: One Being Three Persons. 2nd ed. T&T Clark Cornerstones. New York, NY: T&T Clark, 1996.
Vanhoozer, Kevin J. and Daniel J. Treier. Theology and the Mirror of Scripture: A Mere Evangelical Account. Studies in Christian Doctrine and Scripture. Downers Grove, IL: IVP Academic, 2015.
Christine Thornton (доктор философии, Юго-Восточная баптистская теологическая семинария) - заместитель директора по аспирантуре и директор программы ThM в Юго-Восточной баптистской теологической семинарии.
Это эссе является частью серии "Краткая теология".
|