Теология совершенного существа берёт своё начало в теологических размышлениях Ансельма Кентерберийского (1033-1109), который, основываясь на библейских утверждениях о Боге, пытался понять, каким должен быть совершенный Бог. Сегодня теология совершенного существа часто не исходит из библейских основ, что приводит к большой путанице и идолопоклонству в рамках нынешних попыток.
Резюме
Теология совершенного существа - это попытка перейти от концепции Бога к конкретным сведениям о том, каким должен быть Бог. Этот тип медитативных теологических рассуждений берёт начало в двух работах Ансельма Кентерберийского "Монолог" и "Прослогион" (1077-78), в которых он развил идею Бога как самого совершенного существа на основе библейских высказываний о Боге. Это основа онтологического аргумента, заключающегося в том, что поскольку (1) Бог - самое совершенное существо и поскольку (2) существовать лучше, чем не существовать, то (3) самое совершенное существо должно существовать, и, следовательно, (4) Бог должен существовать. Более поздние схоластические и реформатские теологи не слишком полагались на аргументы Ансельма, отдавая предпочтение космологическим аргументам таких теологов, как Фома Аквинский. Современная теология совершенного существа показывает слабость метода Ансельма: если первый принцип аргументации не является библейской истиной, то “бог”, о котором идёт речь, в большей степени является отражением теолога, чем библейским самооткровением Бога.
Бог как Величайший
Ансельм Кентерберийский в двух произведениях "Монолог" и "Прослогион" (1077-78) развил идею Бога как наиболее совершенного существа, чтобы развить систематическое понимание божества. Как Бог, “которого нет более великого”, Он является объектом нашего служения и поклонения. Отсюда мы получаем "теологию совершенного бытия". Ансельм развивал её в терминах классического теизма. Далее, он полагал, что идея о Боге как о самом совершенном существе может быть развита в доказательство, основанное на том, что Бог является самым совершенным существом, а совершенное существо не может не существовать. Это основа онтологического аргумента, аргумента в пользу существования Бога, основанного на рассмотрении только идеи Бога.
“Идея Бога” здесь не означает образ Бога в воображении. Такой образ обязательно должен быть ограниченным и неадекватным. Изображения Бога, будь то физические или ментальные, запрещены. Скорее, это концепция Бога. Человеческий подход заключается в создании мысленных или литературных образов Бога, но Библия не поощряет такой подход. Монолог - это непрерывное, требующее много времени размышление о сущности Бога.
Теология совершенного бытия в реформатской традиции
Божественное совершенство в позднейшей реформатской теологии понималось как следствие божественной необходимости и независимости, Его несотворённости. Бог ни в чём не нуждается; Он живой, Он совершенен. Совершенство не входит в число атрибутов Бога, но каждое из них может быть понято как совершенство, поскольку они совершенны.
Джон Оуэн подчеркивает ту же связь совершенства с божественной самодостаточностью.
Бог абсолютно совершенен; Ему следует приписывать всё, что имеет отношение к совершенству; в противном случае Он не мог бы быть ни абсолютно самодостаточным, вседостаточным и вечно благословенным Сам по Себе. Он абсолютно совершенен, поскольку у него нет недостатка ни в каком совершенстве, и сравнительно выше всего, что мы можем себе представить о совершенстве (Труды, том II). XVI, 95).
Из-за слабости метода Ансельма и того факта, что в Писании нет и следа такого доказательства существования Бога, справедливо будет сказать, что схоластические, реформатские и пуританские теологи XVI и XVII веков ставили онтологические аргументы Ансельма ниже космологических доказательств, разработанных Фомой Аквинским в своих “Пяти путях”. Такие аргументы исходят не из представления о Боге, а опираются на факты о нашем мире, следуя подходу апостола Павла в Римлянам 1 и 2, а также в его проповеди язычникам в Афинах и Листре (Деяния 14; 17). Как и Фома Аквинский, в своей естественной теологии, основанной на общем откровении Бога, реформаты практически не интересуются онтологическими аргументами.
Божественное совершенство — более позднее развитие
В "Прологионе", более длинной и продуманной книге, чем "Монолог", есть слабое место метода Ансельма. Его ключевой вопрос звучит так: “Лучше ли быть ...(“х”)... чем не быть”? Если ответ “да”, то этот пробел заполняется атрибутом, способствующим совершенству. Некоторые ответы на вопросы немного неожиданные. Например, что для Бога лучше быть вечным, чем пребывать во времени, лучше быть триединым, чем нет, лучше быть творцом, чем нет, и так далее. Однако Ансельм также предполагает, что Бог больше, чем можно себе представить, и обитает в недоступном свете.
Опасность субъективизма
Но это не очень хороший метод, если у нас нет разработанного, согласованного способа определения того, что такое идея Бога. Сам Ансельм рассматривал такую теологию как дисциплину, развивающую мышление человека относительно библейских утверждений о том, что такое Бог и на кого Он похож. В его руках это не потакание своим желаниям, создание “Бога, которого я хочу”, а усердное размышление о Господе Боге Писания и созерцание Его совершенств. Медитация в этом случае предполагает не опустошение ума, а его наполнение и сосредоточение на открытой истине о сущности Бога. Обе упомянутые ранее книги были обращены к Богу и построены Ансельмом как медитации. Они рассказывают не только о существовании единого Бога, который прост, но и о Боге как Творце и Его триединстве - Отце, Сыне и Святом Духе, включая их работу в домостроительстве искупления. Совершенство проявляется не только в Боге, каков Он есть Сам по Себе, но и в Его деяниях в творении и в том, как Он открыл себя как Отец, Сын и Святой Дух. Такой подход, который Кэтрин Роджерс называет “средневековым взглядом”, остаётся близким к свидетельству Писания и, как мы увидим, менее спекулятивен и связан с нашей культурой.
Это описание метода доказательства существования Бога может звучать как способ изобрести Бога, создать Бога, характер которого я считаю наиболее достойным восхищения. Если использовать онтологический аргумент таким образом, то и деист, и пантеист, и универсалист разработают концепцию Бога, отличную от той, которую предлагал Ансельм. Поскольку каждый из них имеет дело со своей идеей божественного совершенства. Его метод богословского развития является жертвой субъективизма или релятивизма человеческой культуры.
Свидетельство Писания
В Писании говорится, что Бог и Его дела совершенны (Иов 11:7; Пс. 17:31; 18:8; Мф. 5:48). Когда в Писании говорится, что мужчины и женщины совершенны, это является отражением собственного совершенства Бога, как в заповеди Христа “Будьте совершенны, как совершенен Бог”, имея в виду совершенство, полученное от творения. В некоторых случаях слово “совершенный” используется в другом смысле, означая “завершенный”. Человек, способный управлять всем своим телом, является “совершенным” (Иакова 3:2). Автор Послания к Евреям, объясняя Божий завет, заключенный с Авраамом, ссылается на Бога, который скрепил этот завет клятвой, и поскольку у него не было никого более великого, кем Он мог бы поклясться, Он поклялся Самим Собой (6:13). Идея, стоящая за этим величием, - это идея совершенного существа, более великого которого невозможно представить, библейская идея. Величие заключается не в размере, форме или весе, а в сущности Бога. Таким образом, Он сам является величайшим по силе и знанию, справедливости, любви и мудрости и так далее. В том же духе в Послании к Евреям о Христе говорится, что Он “великий первосвященник” (Евр. 4:14). “Совершенный” - это повторяющаяся тема в Послании к Евреям (Евр. 2:10; 5:9; 7:28; 10:1; 11:40; 12:23). Христос, наш Спаситель, навеки стал совершенным благодаря страданиям, и, став совершенным, Он стал источником совершенного, вечного спасения для всех, кто повинуется Ему, для праведников, которые стали совершенными. Совершенство имеет чёткую христологическую направленность в Новом Завете.
Современность
В нашей современной культуре более привычно думать о Божьем совершенстве как о Его силе и благости, проявляющихся в достижении приятных и наполняющих жизнь состояний человека. В наше время Бог, прежде всего, “всеблаг” по отношению к Своему творению, особенно к тем, кто создан по Его образу и подобию. Как мы уже видели, Бог заключил завет с Авраамом. Помимо выполнения этих обязательств, есть ли у Бога другие обязанности? И есть ли у Него права? И есть ли Его воля в том, чтобы все мы всегда были счастливы? Итак, божественное совершенство обусловлено культурой, а не Писанием.
Следуя этому изменчивому пониманию совершенства, теология совершенного существа (как её называют) в настоящее время используется в философии религии в качестве общего стандарта, согласно которому люди с различными теологическими позициями могут найти единый философский стандарт для формирования аргументов, проверки своей интуиции и так далее. Один из способов - думать как о величайшем существе, как о том, кто один достоин поклонения. Другой - следовать настойчивому вопросу Ансельма в "Прологионе": лучше ли быть “х”, чем нет?
Таким образом, если человек уже считает, что Бог пребывает во времени, то его интуиция может противоречить интуиции Ансельма. То есть, он может привести к теологии совершенного бытия вывод, к которому он пришел откуда-то еще. В наши дни теология совершенного бытия стала гораздо более гибким инструментом, учитывающим или отражающим представления о Боге, которые могут быть получены из различных источников. Такая теология изобретательна в плохом смысле этого слова, поскольку она основана на идее Бога, которого люди хотели бы иметь, и рассуждениях о таком Боге.
Для дальнейшего чтения:
• Ансельм, Monologion and Proslogion, in Anselm of Canterbury, the Major Works
• Jeff Jordan, “The Topography of Divine Love”
• John Owen, Works XII
• Katherin Rogers, Perfect Being Theology
• R. C. Sproul, “God Is the Most Perfect Being”
• Richard Muller, Post-Reformation Reformed Dogmatics, Vol. III, 320f.
Paul Helm - профессор теологии в Хайлендском теологическом колледже в Шотландии и научный сотрудник Риджент-колледжа в Ванкувере, Канада. Он автор книг.