Всякий раз, когда два или три харизмата собираются вместе, возникает четыре или более мнений о Кеннете Хейгине, отце движения “Слово веры” (или “Позитивное исповедание”). Для некоторых учение кроткого, похожего на дедушку техасца открыло врата к более полной жизни, полной духовного, физического и материального изобилия. Для других его учение имеет серьёзные недостатки. И это только для начала.
Родившийся и выросший среди южных баптистов, интерес Хейгина к здоровью был не просто теоретическим; у него был врождённый порок сердца плюс заболевание крови, что означало болезненное детство. В возрасте пятнадцати лет он посвятил свою жизнь Христу, а год спустя, хотя и был прикован к постели, получил поразительное исцеление, сосредоточившись на Марка 11:23-24 — “Ибо истинно говорю вам, что всякий, кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море; и не усомнится в сердце своём, но поверит, что то, что он говорит, сбудется; у него будет всё, что он скажет. Поэтому я говорю вам: чего бы вы ни пожелали, когда молитесь, верьте, что получите это, и будет вам” (KJV). В последующие годы он неоднократно цитировал эти стихи.
Он основал неденоминационную церковь ещё до своего двадцатилетия и, узнав о крещении духом на палаточном собрании пятидесятников, был пастором конгрегаций Ассамблеи Божьей на протяжении 1940-х годов. В 1949 году он начал путешествовать в качестве преподавателя Библии и евангелиста, в конечном счёте на несколько лет обосновавшись в Гарленде, штат Техас, прежде чем в 1966 году переехать в Талсу. К тому времени у него была ежедневная радиопередача под названием “Семинар веры в прямом эфире”, и он излагал своё фирменное послание: что Бог ответит на то, что верующие заявляют в вере, что приведёт ко всевозможным добрым и благочестивым вещам. В конце концов, разве в Библии не сказано: “Смерть и жизнь во власти языка, и любящие его будут вкушать плоды его” (Притчи 18:21)? Разве Бог не наставлял Моисея и Аарона: “Скажите им: истинно, пока я жив, говорит Господь: как вы говорили в уши Мои, так и Я поступлю с вами” (Числа 14:28)?
И разве апостол Иоанн ясно не написал: “Возлюбленный, я желаю превыше всего, чтобы ты преуспевал и был здоров, как преуспевает душа твоя” (3 Иоанна 2, KJV)?
За свою долгую жизнь Кеннет Хейгин написал и самостоятельно опубликовал более сотни кратких книг с такими названиями, как "Сам заполни билет от Бога" и "Как Бог научил меня процветанию". Его самой популярной работой была "Власть верующего" (1985), которая разошлась тиражом более миллиона экземпляров; на задней обложке написано:
Есть ли у нас власть, о которой мы не знаем, которую мы не обнаружили, которую мы не используем?
. . .Некоторые из нас едва добрались до края этой власти, но прежде, чем Иисус придёт снова, будет целая компания верующих, которые восстанут с властью, которая принадлежит им. . . они будут выполнять работу, которую Бог предназначил им выполнять.
Сегодня в эту “целую компанию” входят около 26 000 выпускников Библейского учебного колледжа "Рема" в Брокен-Эрроу, штат Оклахома (большая Талса), плюс ещё шестьдесят тысяч из параллельных школ в 253 кампусах в 51 стране. Тысячи людей приходят каждый июль на недельное лагерное собрание "Рема"; ещё больше смотрят еженедельную телепрограмму Rhema Praise и делятся друг с другом видеороликами. Почти в каждом городе Америки есть одна или несколько поместных церквей в духе Слова веры.
Молодые ораторы смотрели на “папу” Хейгина как на наставника и следовали его примеру: Кеннет и Глория Коупленд, Джойс Майер, Крефло Доллар, Фредерик К. С. Прайс, и это лишь некоторые из них, не говоря уже о его собственных сыне и невестке, Кеннете У. и Линетт Хейгин, которые сейчас возглавьте служение "Рема".
Однако, как хорошо известно, были подняты серьёзные вопросы по поводу учения позитивного исповедания, особенно его направленности на здоровье и процветание. Учёные критиковали то, как тщательно подбираются фрагменты Библии - например, “Слово близко к тебе, даже в устах твоих и в сердце твоём, то есть слово веры, которое мы проповедуем” (Римлянам 10:08). Они говорят, что популярный стих из 3-го Евангелия от Иоанна 2 - это не что иное, как простое приветствие вроде “Я надеюсь, что у тебя всё хорошо в эти дни”. Одним из первых высказавшихся теологов был Чарльз Фара-младший из близлежащего университета Орала Робертса (ORU), который в 1979 году предостерегал от человеческой самонадеянности, что Бог сделает всё, что мы скажем. Выпускник ОRU по имени Д. Р. Макконнелл поставил перед собой серьезную задачу в своей книге "Другое Евангелие" (1988).
К тому времени уважаемый исследователь Нового Завета и переводчик Библии Гордон Д. Фи (чьё образование, как и у Хейгина, было связано с Ассамблеей Божьей) написал серию статей под названием “Болезнь Евангелия здоровья и богатства”, призывая читателей помнить о библейской предрасположенности к бедным и смиренным. В одном из заключений Фи написал: “Любое "Евангелие", которое не будет "продаваться" так же хорошо среди верующих в Уагадугу, Верхняя Вольта или Дакка, Бангладеш... как в округе Ориндж, Калифорния, или округе Талса, Оклахома, не является Евангелием Господа нашего Иисуса Христа”.
Но чтобы быть справедливым в оценке учения Кеннета Хейгина (часто высмеиваемого как “назови это и провозгласи это” или ещё более грубо как “разболтай это и схвати это”), нельзя обойти вниманием последнюю книгу, которую он написал в возрасте 83 лет, озаглавленную "Прикосновение царя Мидаса — сбалансированный подход к библейскому преуспеванию". В своём вступительном слове он признал:
За время моего более чем шестидесятипятилетнего служения я... наблюдал множество учений и практик, которые как помогали, так и препятствовали Телу Христову....
По моему опыту, практически в каждом библейском сюжете есть главная дорога истины с канавами заблуждений по обе стороны дороги. Церковь не всегда была очень хорошим водителем, часто испытывая большие трудности с удержанием на середине дороги. . . .
Тема денег и процветания не является исключением. В канаве на обочине дороги есть те, кто учит, что Иисус жил в крайней бедности, что деньги - это зло и что библейское процветание вообще не имеет ничего общего с материальными вещами. А с другой стороны, есть люди, которые проповедуют, что стать богатым - это главный фокус веры, что главная забота Бога - это ваше материальное благополучие, и что деньги - это истинное мерило духовности. Где истина? Она вдали от обеих крайностей, на гораздо более возвышенном месте.
Затем Хейгин перешел к осуждению...
Те, кто “пытается превратить ведёрко для пожертвований в своего рода небесный торговый автомат... Нет духовной формулы, позволяющей посеять Форд и пожать Мерседес”.
Те, кто просит аудиторию “назвать своё семя” (конкретную сумму денег, которую они пожертвуют, чтобы получить большее ответное благословение). Он сказал, что это “искажает само отношение к нашей природе отдавать”.
Точно так же он сказал, что понятие “стократного возвращения” не соответствует Библии. Он подсчитал и пришел к выводу, что если бы это было правдой, “у нас были бы христиане, разгуливающие не с миллиардами или триллионами долларов, а с квадриллионами долларов!”
Тем, кто проповедовал “сверхъестественное списание долгов” с помощью пожертвований, сказали: “Я не знаю ни одного места из Библии, которое подтверждало бы такую практику. Боюсь, это просто схема сбора денег для проповедника”.
Особенно он критиковал одного радиопроповедника, который сказал слушателям, что отнесёт их молитвенные просьбы к Иисусу в “пустую гробницу в Иерусалиме и помолится над ними там" — если жертвователи приложат особый подарок любви. Чего этот радиопроповедник действительно хотел, так это чтобы больше людей присылали пожертвования”.
Кеннет Э. Хейгин искренне хотел, чтобы христиане могли жить более насыщенной жизнью на всех уровнях. И за это — как бы несовершенно это ни было сформулировано — кто может его винить?