Поскольку церковь в Германии разрабатывает целое служение, управляемое ИИ, Тим Вятт беседует с экспертами в области технологий и этики, чтобы выяснить, должны ли христиане использовать такие инструменты, как ChatGPT, в своем служении. (Chat Generative Pre-trained Transformer) — это чат-бот на базе искусственного интеллекта, созданного компанией OpenAI)
«Дорогие друзья, для меня большая честь стоять здесь и проповедовать вам в качестве первого искусственного интеллекта на съезде протестантов в Германии в этом году».
С этих слов бородатый мужчина, проецируемый на экран телевизора, начал свою проповедь в церкви Святого Павла в немецком городе Фюрт в июне этого года. Но «человек» на самом деле вовсе не был человеком. Его образ, его голос и, конечно же, содержание его проповеди, а также молитвы, песни и псалмы в других частях литургии — все это было создано программой искусственного интеллекта ChatGPT (и, следует отметить, с небольшой помощью местного богослова).
ChatGPT, как известно, увеличил число пользователей до 100 миллионов всего за два месяца после публичного запуска в прошлом году. И теперь это далеко не единственная программа искусственного интеллекта с большой языковой моделью, доступная в Интернете. Очевидно, что эксперимент во Фюрте был неизбежен, и весьма вероятно, что другие пасторы и церковные лидеры также используют эти новые инструменты для написания проповедей, молитв, изучения Библии и многого другого.
Но мудро ли это? Может ли Бог действительно говорить через слова, написанные не человеком, вдохновленным Святым Духом, а через машину?
Во-первых, это не просто прерогатива айтишников. Крис Госвами, баптистский священник и ветеран технической индустрии с 30-летним ста
... Читать дальше »
30 Отличительные черты “Людей Иисуса” в Иерусалиме включают ежедневное храмовое богослужение, молитвы, учение апостолов, общение, преломление хлеба, крещение
33 Первые “дьяконы”, назначенные в церкви, позже ставшие теми, кто причащает больных
37 Распространяется христианское богослужение; в Антиохии основана церковь
55 Павел описывает Вечерю Господню и неофициальное богослужение в 1 Коринфянам (гл. 11, 14)
90 Христиане-евреи практически исключены из синагогальных служб
95 Написана “Книга Откровения”, христианское пророчество, данное “в Духе в День Господень”
96 1-е послание Климента (письмо от Римской церкви к Коринфской церкви) перекликается с молитвами о причастии
100 В Дидахе, самой ранней церковной богослужебной книге, описывается трапеза агапе. Появляются скандальные слухи о том, что христиане в своем богослужении практикуют каннибализм и кровосмешение. Игнатий, епископ Антиохийский, в письмах против докетистов (тех, кто говорит, что Христос только казался человеком) подчеркивает “реальность” плоти и крови Христа в Евхаристии
112 Плиний, римский наместник в Вифинии, расспрашивает христиан об их собраниях
125 2-е послание Климента, самая ранняя из дошедших до нас христианских проповедей
150-180 Споры о подходящем дне (воскресенье или будний день?) праздновать Пасху (спор о четвертодециманах)
150-250 Разработка “правила веры”, краткого изложения христианской веры, специально для использования против гностиков