Уильям Уилберфорс, знаменитый аболиционист, сказал о нём: "Весь мир безумен". И один епископ применил к нему слова Данте: "Святой борец, нежный к своим и страшный к своим врагам".
Они говорили о Томасе Чалмерсе, человеке необычайной энергии и страсти, чья жизнь — по крайней мере, после его обращения — приобрела лазерный фокус, чтобы ответить на вопрос, который он сам однажды задал риторически: "Каков наиболее эффективный метод воздействия христианства на население, чтобы оно достигло каждой двери и соприкоснулось со всеми семьями?"
Приходская система
Чалмерс родился в Анструтере, Шотландия, на побережье Файф, и получил образование в местных школах, а затем, начиная с 12 лет, в Университете Сент-Эндрюса (он был вторым самым молодым студентом). В 1802 году он стал священником в Килмани, где больше интересовался национальной интеллектуальной жизнью, чем своим приходом: в брошюре 1805 года он писал, что священник должен быть в состоянии выполнить все свои обязанности за два дня и провести остаток своего "непрерывного досуга" так, как он пожелает.
Но неспособность добиться литературной славы или академического назначения в сочетании с приступом туберкулеза подтолкнула Чалмерса к духовному кризису, а затем к обращению. Затем он начал общаться с евангелистами и стал ревностно относиться к миссиям, посещениям на дому и оказанию помощи бедным.
Его репутация проповедника также росла. В возрасте 35 лет его пригласили стать священником в богатом приходе Глазго, где его красноречие привлекло к нему внимание всей страны. То, что воспламенило его страсть в Глазго, опустошенном грязью, нищетой и эксплуатацией промышленной революции, — это удовлетворение потребностей его бедных прихожан.
В своём следующем приходе, Сент-Джонсе, самом бедном приходе в Глазго, он получил полную свободу действий, чтобы попробовать свои планы сделать приход центром духовной заботы, образования и помощи бедным. Он хотел, чтобы у каждого была церковь (1) достаточно близко, (2) с достаточно низкой арендной платой и (3) с достаточно маленьким районом, о котором можно было бы тщательно заботиться.
Он разделил приход в 10 000 человек на управляемые районы и назначил дьяконов и старейшин для посещения семей; он отверг государственную помощь и поощрял самопомощь и общинное участие как способы помочь бедным. Чалмерса резко критиковали как фантазёра, и многие утверждали, что он в итоге навредил бедным, но Чалмерс утверждал, что его эксперимент удался.
В 1823 году он оставил приходское служение и занял кафедру нравственной философии в Университете Сент-Эндрюса. Его все больше беспокоил индивидуалистический эгоизм, пропагандируемый экономистами и политиками. Он считал, что единственным средством от зла индустриализации — и сопутствующей ей нищеты, отсутствия корней, неграмотности и угрозы революции — является приходская система, в которой можно эффективно заботиться о жизни бедняков.
Кроме того, Чалмерс считал, что приходская система может работать только в том случае, если ею управляет хорошо обеспеченная национальная церковь. В 1834 году он начал энергичную кампанию за приходскую систему, в которой ни один приход не превышал 2000 жителей, в которой христианская дисциплина и сотрудничество будут возрождены посредством евангельской проповеди и в которой Шотландия станет "благочестивым содружеством".
"Раскол"
Хотя Чалмерс основал более 200 церквей, британское правительство отказалось пожертвовать в них. Отношения Чалмерса как с британским, так и с шотландским правительствами испортились ещё больше, когда суды, вопреки многочисленному церковному лобби, согласились продолжать разрешать покровителям церквей (независимо от того, были ли они членами Церкви Шотландии или нет) назначать служителей в местные приходы (даже против желания прихода).
Это было слишком много для Чалмерса, который привёл треть духовенства и людей в Свободную церковь Шотландии (FCS) в 1843 году (это событие обычно называют "Раскол"). За несколько лет FCS построила более 800 церквей и 500 школ и стала второй по величине церковью в стране.
Чалмерс, однако, был обескуражен неспособностью FCS обратить вспять нищету и растущую нерелигиозность в городах, и он провел свои последние годы, пытаясь организовать городские миссии. Он утверждал, что это гораздо важнее, чем даже интересы Свободной Церкви.
Категория: История |
Просмотров: 421 |
Добавил: Sergey
| Рейтинг: 5.0/2 |
| ИСТОЧНИК |