Сэр Томас Мор, знаменитый лорд-канцлер Англии при Генрихе VIII, сказал, что это одна из трех книг, которыми каждый должен владеть. Игнатий Лойола, основатель ордена иезуитов, читал по главе в день и регулярно раздавал экземпляры в качестве подарков. Основатель методистов Джон Уэсли сказал, что это лучшее резюме христианской жизни, которое он когда-либо читал.
Они говорили о "The Imitation of Christ"pdf Фомы Кемпийского, классике богослужения, переведенной более чем на 50 языков, в изданиях, слишком многочисленных, чтобы учёные могли их отслеживать (к 1779 году было уже 1800 изданий).
О самом Фоме мало что известно, и он известен немногим другим — хотя этого одного вклада в историю, по-видимому, достаточно.
Смирение прежде всего
Названный "катастрофическим веком", четырнадцатый век, в котором родился Фома Кемпийский, ощущал тень апокалипсиса. Постоянные войны и повторяющиеся приступы “Черной чумы” привели к сокращению населения. Великий раскол разорвал церковь на части, посадив одного папу в Риме, а другого в Авиньоне. В сельской местности бродячие мародеры не знали никаких ограничений, и крестьянские восстания заставляли городские центры шататься от смятения.
Фома рано отдал себя голландскому августинскому монастырю, связанному с группой под названием "Братья общей жизни". Там он стал помощником приора, которому было поручено наставлять послушников в духовной жизни. В этом качестве он написал четыре брошюры между 1420 и 1427 годами; они были собраны и названы в честь названия первой брошюры: “Подражание Христу”pdf.
В “Подражании” Фома сочетает мучительно точный анализ души с ясным видением полноты божественной жизни. Он не описывает духовную жизнь линейно, как будто один шаг предшествует другому, а вместо этого повторяет и украшает темы, как симфонический композитор.
В первом трактате "Полезные напоминания для духовной жизни" Фома излагает основное требование для духовно серьезных людей: "Мы должны подражать жизни Христа и Его путям, если мы хотим быть действительно просветленными и освободиться от тьмы наших собственных сердец. Пусть тогда самым важным для нас будет размышление о жизни Иисуса Христа".
Высшая добродетель, из которой проистекают все остальные добродетели, — это смирение. Фома предлагает всем избавиться от иллюзии превосходства. "Если вы хотите научиться чему-то, что действительно поможет вам, научитесь видеть себя таким, каким видит вас Бог, а не таким, каким вы видите себя в искаженном зеркале собственной важности", - пишет он. "Это величайший и самый полезный урок, который мы можем усвоить: знать себя такими, какие мы есть на самом деле, свободно признавать свои слабости и недостатки и придерживаться скромного мнения о себе из-за них".
Кроме того, смирение ведёт нас к тому, чтобы принять путь страдания: "Планируйте, как вам нравится, и устраивайте всё как можно лучше, но вы всегда будете сталкиваться с некоторыми страданиями, хотите вы этого или нет. Идите, куда хотите, вы всегда найдёте крест.… Бог хочет, чтобы вы научились переносить неприятности без утешения, полностью подчиняться Ему и становиться более смиренными в невзгодах".
Фома продолжает рассказывать своим послушникам, как справляться с критикой, неудачами, чувственными желаниями и трудностями послушания — всегда с оглядкой на парадоксы более глубокой христианской жизни. Например, в главе 20 первой книги он пишет: "Если вы стремитесь к пылкой духовной жизни, тогда вы тоже должны повернуться спиной к толпе, как это сделал Иисус. Единственный человек, который может безопасно появляться на публике, — это тот, кто хочет быть дома. Только тот может спокойно говорить, кто предпочитает молчать. Только тот может безопасно управлять, кто предпочитает жить в подчинении, и только тот может безопасно командовать, кто предпочитает повиноваться".
Первые два трактата написаны как проповеди или размышления. В третьем трактате "О внутреннем утешении" Иисус и ученик вместе говорят о духовной жизни, а в четвертом трактате "Книга о Таинстве" Фома обсуждает, как Евхаристия может помочь верующим приблизиться ко Христу.
На протяжении всей книги совет Фомы один и тот же: не доверяйте себе, не потакайте себе, не выдвигайте себя вперёд; вместо этого полностью доверьтесь Богу и из любви к Божьей воле уступите всем обстоятельствам жизни, в которые Бог помещает вас.
Книга была опубликована на латыни, французском, немецком, испанском, итальянском и английском языках к концу пятнадцатого века и по сей день остается одним из самых популярных религиозных руководств.
Категория: История |
Просмотров: 454 |
Добавил: Sergey
| Рейтинг: 5.0/1 |
| ИСТОЧНИК |