Ян Гус происходил из местечка Гусениц находившимся в Чешском королевстве. Скорей всего он был не знатного происхождение как и Уиклиф. В те времена фамилии, созвучные с местом жительства или с родом занятия семьи, давались людям простого происхождения, когда они оформляли официальные документы подобные современному паспорту. После долгих лет учебы Ян получил должность преподавателя в университете в котором учился и священника. В те времена в Чехии распространились учения Уклифа оказавшее на взгляды Гуса большое влияние и во многом определившее его последующий курс.
Один из важных вопросов который может возникнуть, который я также задаю себе, это на сколько может быть успешна наша жизнь с Господом, служение и послание, когда мы многое берем от тех кто сегодня на передовой христианства, от достигнутого ими. Второй подобный вопрос, что будет с нашим собственным наследим во Христе, когда мы многое черпаем у других.
Современные исследования говорят о том, что служения последовавшие за другими, более успешными, получившими власть и большое влияние от Господа, как правило достигают меньшего по масштабу, чем их предшественники. А последовавшие за ними в свою очередь еще меньшего. Так стоит ли подражать предшественникам если статистика не на столько положительна. На самом деле многое зависит от того к чему мы призваны и что мы можем вместить. Не все могут выполнять роль первопроходцев, некоторым легче пользоваться тем, что достигли другие. Другим нравиться продолжать осваивать и развивать то что уже было достигнуто до них. Есть также те кто призваны продолжать заходить дальше того, что достигли другие, чтобы увидеть большее.
В любом случае все мы призваны унаследовать свой участок от Бога во Христе Иисусе. Подобно тому как Израиль получил одну большую обещанную землю разделенную на участки , так и нам дан один общий удел приобретенный на кресте и в воскресении, разделенный на индивидуальные участки. Отличие состоит в том что евреям того времени во многом было обещано земное и проходящее, нам сегодня верующим из евреев и из других народов небесное и сохраняемое в жизнь вечную.
Если мы хотим достичь полноты своего удела от Бога во Христе Иисусе нам придется уделить внимание и применять то что Господь открывает через других. Никто в теле Христовом не является самодостаточным, мы все зависим друг от друга, точнее от того, что было унаследовано в Господе. Со временем, по мере нашего возрастания и по мере использования того что доступно нам самим и того что нам доступно через других, Господь начинает доверять все больше того что относиться к нашему уделу. «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом . . . и если в чужом не были верны, кто даст вам ваше»? (Лук.16:10,12)
По мере того как мы все больше растем в умении пользоваться тем малым, что нам доступно и остаемся верными, Господь будет давать нам в пользование все большее. Не меньше ответственности чем за свое, мы несем когда трудимся в служениях других. От нашей верности им и их ведению, зависит до какой степени Господь сможет доверить нам в пользование наше. Многие сегодня просчитались, раньше времени покинув служение в котором их насадил Отец для их возрастания и подготовки. Они подумали что у них достаточно знаний и помазания чтобы начать свое. Но на данный момент я не встречал еще не одного, кто бы проявил неверность, бросив чужое, и имел успех в своем.
Это не означает что необходимо брать от тех кто приготовил нам путь абсолютна все. Есть разница между тем когда мы пользуемся достигнутым другими, подражаем их вере, и когда подражание выходит за свою черту назидания, когда люди копируют манеру поведения, плотские практики и привычки. Павел призывает верующих: «подражайте мне как я Христу». Это означает что, в чем мы видим Христа в других верующих или проповедующих, тому и необходимо подражать.
Так или иначе мы будем похожи на тех кто влияет на нас духовно, это последствия помазания действующего в их жизни. Для себя я давно решил, что мой путь к индивидуальности в Господе не будет лежать через внутренне отвержение или бунт против тех кто проложил путь. Он будет лежать в верности тому что становиться доступно во Христе Иисусе через любые источники которые Он использует. Если кто то из помазанных людей слишком отвлекает мое внимание от Господа , я начинаю более усердно искать Его, чтобы Он оставался всегда первым и главным ориентиром. Я ценю всех кого Господь каким либо образом использует чтобы говорить и приносить изменения в мою жизнь, и стараюсь почитать их всех, но поклоняться мы должны лишь одному Господу.
В любом случае у Господа хватит наследия для всех, для того чтобы каждый состоялся в своей индивидуальности. Но путь к этому всегда лежал через почтение к впереди идущим. Подобно Давиду не при каких обстоятельствах мы не должны поднять меча против тех кто готовил нам путь, даже если у нас возникают определенные проблемы из за них. Бог силен ввести нас в свое, но прежде у нас должна произойти определенная работа внутри, без которой войдя в свое мы будем находиться в большой опасности.
Яна Гуса, хотя и последовавшего за Уиклифом и использовавшего много материалов из учения английского реформатора, скорее можно назвать Аполосом поливающим то что посеял Павел, чем служителем взявшем модель служения и послания своего предшественника. Его проповедь нашла отклик в сердцах простого народа и положила начало реформации церкви Чехии. Он не имел власти начать реформацию во всей церкви, ему было дано отрыть эту дверь только для своей страны.
Уиклифа пророчески называли утренней звездой реформации. Гуса вполне справедливо можно назвать яркой или светлой звездой реформации. Звездой которая видна после того как уже пришел рассвет. Даже после того как взошло солнце великих перемен начавшихся в церкви Европы в шестнадцатом веке, он продолжал сиять на фоне более известных делателей.
Очень сильно на яркость сияния этой звезды, яркость сияния Христа в нем, повлияло то как он закончил свой путь. Он отдал самое дорогое что может отдать земной сосуд, свою собственную жизнь. Он отдал ее за истину которой жил и это жертва не была напрасной. Благодаря ей, благодаря свету этой жертвы, которая продолжает сиять в сердцах верующих, многие впоследствии выбрали и возможно еще многие выберут подобно ему, маленькую внутреннюю смерть предпочитая истину временному греховному заблуждению.