Джон Уклиф родился в небольшом селении Уиклиф-на-Тисе, откуда и происходит фамилия будущего реформатора. Он получил хорошее образование в Оксфордском университете. Его образование и даровитость позволили ему кроме должности священника быть назначенным еще на одну из важных должностей в Англии, его призвали быть советником молодого принца Эдуарда. Так же отстаивать интересы английской короны в борьбе против злоупотреблений клерикализма (движения за доминирующую роль церкви во всех сферах жизни общества). Историки наверняка не знают когда именно у него зародились реформаторские идеи, однако они сходятся в том, что вполне вероятно это произошло когда он стал изучать писание.
По долгу службы он отправился в Брюгге, в то время Нидерланды, чтобы представлять интересы Англии, где более близко познакомиться с господствовавшим тогда в церкви разложением, где стало еще более очевидно многочисленные расхождения с писаниями. При возвращение из этой поездки он стал более умело проповедовать против существующих злоупотреблений.
Настоящая реформация начинается не просто с новой информации которую мы услышали, она начинается с собственной души, когда мы принимаем истину в свое сердце и начинаем строить жизнь в согласии с этой истиной. Только тогда мы начинаем видеть искажения вступающие в противоречия с тем что мы приняли в свое сердце и получаем силу стоять в этом, несмотря на окружающие противоречия.
Написанное слово, это независимый арбитр всех участников забега, оно ставит перед нами одинаковые условия. Если мы его не знаем или знаем плохо то рискуем нарушать правила забега и до той степени до которой это происходит верующие могут дисквалифицировать себя от получения предопределенной награды. Спасение даруется нам по благодати дающей нам способность принять все что от Бога. Избавление от невежества или незнания приходит через истину. Без истины мы не знаем, что делать, куда идти и как спастись. На сколько мы знаем истину на столько нам известно все это.
Уиклиф просто открыл для себя священное писание и поставил его наивысшим авторитетом определения истинности, что позволило начать движение к очищению пути церкви, к посеву семян для ее еще большего очищения и еще больших перемен в будущем. Потому что урожай всегда больше посеянного в начале.
Некоторые из современных историков пытаются приписывать оскорбительные мотивы его реформам, как будто он просто выполнял заказ властей Англии. При более подробном изучении, это выглядит как очередной современный абсурд, пытающийся очернить любую добрую память благородных людей прошлого.
Как реформатор Уклиф ничем не отличался от будущих Божьих сосудов избранных для этой работы позднее. Он делал все, что будут делать через полтора века другие реформаторы. Проповедовал часто полемические проповеди против существующего искаженного положения вещей в церкви. Перевел писание на родной язык для людей которым был призван служить. Революционным для его времени и то что делали не все реформаторы в будущем, стала подготовка молодых проповедников для распространения евангелия по всей Англии. Однако вместе с тем он начал полемику в которую также будут втянуты следующие поколения верующих. Это был вопрос о взаимоотношениях церкви и государства, который найдет одно из своих решений намного позднее, при заключении Вестфальского мира. А также вопрос евхаристии который так и не найдет окончательного решения и послужит камнем преткновения для сближения протестантских течений в христианстве.
В понимании отношения между церковью и государством еще не поставлена окончательная точка. Мы имеем несколько ценных откровений данных нам новым заветом и некоторыми современными учениями. Мы можем найти также ценные понимании в трудах прежних поколений. Собирая эти части и соединяя их вместе мы придем к более полному и более здравому пониманию этого учения . Главные ориентиры или дорожные знаки в этих отношениях расставлены самой историей. Мы видим к какой трагедии приводит, когда церковь берет на себя полномочия государства, к чему она некогда не была призвана. Мы также видим другой запрещающий знак, когда государство использует церковь как инструмент для достижения своих целей. Как это обычно бывает дорога жизни находится между двумя этими крайностями. Церковь должна быть пророческим голосом для государства, а также примером праведности, что можно в этом мире, несмотря на его испорченность, оставаться праведными при помощи Бога. И это лишь некоторые пути идя которыми она может заквашивать окружающее общество.
Вопрос о евхаристии поднятый Уиклифом стал неподъемной ношей для будущих поколений, до тех пор пока в церковном служении центральную роль играла литургия и связанное с ней причастие. По мере того как в будущие века фокус церкви смещался в строну Господа и живых отношений с Ним, к практическому христианству и жизни согласно евангелия, этот вопрос все меньше беспокоил тело Христово и все меньше приносил разделения. Главный вопрос состоял в том на сколько или каким образом, Христос присутствует в хлебе и вине во время совершения причастия. Нельзя с точностью сказать что следующие за Уиклифом реформаторы подхватили эстафету в этом споре или сами вступили в него, но одно очевидно что никакие споры не стоят того, чтобы на них тратилось столько сил и времени сколько было потрачено на этот, когда каждая из сторон заранее была настроена чтобы не уступать.
Преткновение этого учения находится в его исходной точке, в попытке провести отчетливую границу между естественным и сверхъестественным миром , пытаться объяснить связь между видимым и невидимым. Писание дает нам некоторые вещи в виде утверждений в этой связи, не вдаваясь в глубокие подробности, которые нам предстоит просто принять верой. Например освещение пищи словом Божьим при благодарении, что нам следует просто принять верой. Попытки объяснить как им образом это происходит и до какой степени, будут оставаться в области теорий и собственных пониманий, а не то что можно утвердить как доктрину. Доктрина может утверждаться только при помощи писаний, а они не дают нам подробных ответов по этому поводу. Возможно кому то удастся сформулировать эти великие тонкости, но даже если это произойдет, их нельзя будет поставить в основание своего хождения с Богом. Они так и останутся великими тонкостями.
Есть великое приобретение в том чтобы получить знание некоторых тонкостей и тайн находящихся в писании. Почему Господь говорил или поступал так или иначе, во времена старого завета, что на самом деле подразумевали апостолы в некоторых своих высказываниях. Дающие ответы и на другие важные вопросы. Подлинные сокровища исходящие от Господа всегда будут созидать веру, надежду, любовь, освобождать от невежества и обмана врага. Восполнять внутреннюю жажду и служить опорой для нашего разума. Вместе с тем есть области знаний несущие для нас определенную опасность, где по разным причинам люди имеющие дар толкования не получили благодать раскрывать их. И попытки сделать это будут на самом деле граничить с беззаконием и возрастет опасность рождения ереси.
Уиклифа не случайно назвали утренней звездой реформации. Это звезда которая видна в самое темное время ночи перед самым рассветом. И на самом деле он жил в период самого глубоко разложения, когда церковь достигла своего дна в отпадении от благодати и истины. Уже при его жизни пришел великий раскол в Авиньоне и в последующие года, за редким исключением, все становилось только хуже. Вплоть до великого рассвета пришедшего через проповедь Мартина Лютера и реформации охватившей всю церковь.
Не смотря на некоторые ошибки, главное что сделал этот великий реформатор, по крайне мере на личном уровне, это сдал свои экзамены на верность Господу и открытой ему истины, не смотря на все угрозы для жизни исходившие от его оппонентов, и прошел свой путь до конца. Возможно он не выглядит на столько великим как те кто появиться в шестнадцатом веке, но он герой для Господа как многие из тех кто в жил прошлом и живет сегодня, кто выбирает оставаться верными Господу и истине, во всякое время.