Ин.16:24 «Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна»
Всё учение Христа пронизано чёткими обетованиями отвеченной молитвы. Эти обетования встречаются в различных вариациях во всех четырёх евангелиях. И в каждом из них присутствует ощущение абсолютной определённости и однозначности относительного того, будут ли наши молитвы отвеченными.
В Ин.16:24 эту определённость подчёркивает слово «доныне». Проводится как бы разделительная линия, веха, рубеж, начиная с которого Иисус учреждает для молитвы более высокую «отвечабельность». Кроме того, здесь показан очень простой и логичный результат всего этого – радость.
Не знаю как вы, но я испытываю постоянный диссонанс из-за несоответствия между такой однозначностью обетования и реальным ОПЫТОМ ответов на молитвы. Думаю, что это несоответствие является одним из основных факторов охлаждения в народе Божьем, особенно среди молодёжи.
Конечно, есть и другие факторы, но мне кажется, что если бы верующие НА САМОМ ДЕЛЕ получали ответы на свои молитвы, то от Бога их нельзя было бы и «за уши оттянуть». Дайте людям реальное переживание ответа на молитвы и вам не нужно будет ломать голову по поводу того, как «влюбить» их в Бога.
Сегодня я хотел бы порассуждать о причинах «НЕответа» на молитвы. На всякий случай заметим, что не на каждую молитву Бог обязан отвечать положительно, т.е. иногда Он имеет право ответить «нет». Но если этот ответ отрицательный ВСЕГДА, то очевидно, с нами что-то не так.
Мне вспоминается один старый псалом из классического сборника «Песнь возрождения» – №34, в котором приводится длинный перечень вероятных причин неотвеченной молитвы. Это и маловерие, и идолопоклонство, и отсутствие меры в желаниях, и непрощение. Как видим, все эти причины «самобичевательные», и такой подход отчасти верен, поскольку со стороны Бога проблем вроде как нет.
И всё же есть ещё одна причина, которая не лежит на поверхности и устранить её не так-то легко. Это «НЕМАССОВОСТЬ», т.е. банальная нехватка количества участников молитвы. Всякий раз, когда в Новом Завете мы встречаем обетование отвеченной молитвы, это обетование всегда обращено к множественному числу – «вы».
Конечно, это не значит, что индивидуальная молитва вообще не подразумевается, но формально, чтобы повысить «отвечабельность» молитвы, лучше, чтобы она была массовой. Т.е. чем массовей молитва, тем выше вероятность её ответа. Это подтверждается не только неявным обращением к множественному числу в евангелиях, но и явно в апостольской методике.
2Кор.1:11 «при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас». Здесь вероятность положительного ответа однозначно привязана к массовости (слово «многие»). Поэтому справедливо и обратное – «немассовость» молитвы существенно снижает вероятность её ответа.
Кто-то скажет, что мы вроде как регулярно молимся на специальных молитвенных собраниях, постоянно «промаливая» определённые темы, например, пробуждение. И что-то не особо видно, чтобы эта наша массовость приводила к каким-либо ощутимым результатам.
Очевидно, что подлинная массовость – это не просто количество, но количество плюс единство (особенно мыслей и желаний). На собрании нас может быть много, и провозглашать мы можем одно, но ХОТЕТЬ при этом мы можем абсолютно разного, даже в таком избитом вопросе, как, например, пробуждение.
Для одного пробуждение это прежде всего «присутствие Божье» (в весьма субъективном понимании), для другого обращение грешников, для третьего исцеление, для четвёртого сокрушение верующих и т.д. Мы можем называть это одним и тем же словом – «пробуждение», но Бог смотрит не на одинаковость употребляемых нами терминов, а на то, чего мы реально хотим.
Впрочем, все эти проявления не противоречат друг другу и в равной степени являются признаками пробуждения, но мы, пытаясь выпятить признак, который импонирует лично нам, формально в единстве не пребываем и массовости своему ходатайству не добавляем.
Более того, мы можем выражать свою приверженность тому или иному признаку пробуждения только внешне, а внутренне посвящать этому предмету не так уж много мыслей. Очевидно, что для ответа на молитву важно просить не одними лишь устами, но также и мыслями (Еф.3:20).
Количество наших мыслей о чём-либо является индикатором того, хотим ли мы этого по-настоящему. Поэтому массовость зависит не только от одинаковости понимания тех или иных терминов, но и от «настоящести» хотелок, связанных с этими терминами.
Получается, что Бог ищет возможности ответить, но натыкается на разнобой в том, чего мы действительно хотим. При всей видимой солидарности наша «массовка» оказывается совсем немассовой.
То же самое справедливо для любой другой нужды. Конечно, с менее глобальными нуждами дела обстоят получше, ведь чем меньше и «местячковее» нужда, тем меньшей массовости она требует. Однако сам принцип остаётся неизменным. Одной из причин неотвеченных молитв всё так же остаётся их «немассовость».
Как бороться с этим – вопрос другой. Пока же мы просто констатируем факт и в то же время радуемся обетованию отвеченных молитв. :-)