Быт.2:18 "И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному"
Наверное, большинство из нас неоднократно сталкивались с данной цитатой в проповедях и книгах о браке. Я вспоминаю, как в девяностые годы мы, неженатые братья, особенно из тех, кому "слегка за 20", всегда с вдохновением слушали вступительные проповеди наших наставников на семинарах о браке и семье, которые, как правило, содержали вышеприведенную цитату. И когда очередной проповедник делал акцент на данном месте Писания, мы возбуждённо переглядывались и начинали чесать затылки: "А ведь действительно - не хорошо..." Не знаю как сёстры, но мы после таких слов настраивались во что бы то ни стало решить данную проблему.
В подавляющем большинстве, подход, которым в то время была овеяна тема брака, можно охарактеризовать как восторг и эйфория. Брак рисовался перед нами как несомненное благо, к которому нужно стремиться и которого надо всеми силами добиваться. При этом, помимо вышеприведенной цитаты, делался большой упор на сходстве земного брака с отношениями между Христом и церковью, ну и ещё одна избитая цитата из Екклесиаста про нитку, втрое скрученную.
Кто-то скажет: "Это в 90-х, а что же сегодня?" Возможно, проповедей, семинаров или книг на предмет брака стало меньше, ну а сама тема? Стала ли она менее актуальной и интересной? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните случаи, когда в процессе вялого общения вдруг кого-то начинали "подкалывать" по поводу очередной "кандидатуры" на брак. Или же всплывала свеженькая тема о тех, кто недавно поругался/"разбежался"/развелся. Вы обратили внимание, насколько быстро при этом оживало общение? Каким естественным и непринуждённым оно становилось?
Итак, неважно, какое у нас сегодня время - "лихие" девяностые или "циничные" двухтысячные. Тема брака и сегодня, как говорится, всё ещё "в тренде" (или "в трЫнде" - от слова "трындеть"). Поэтому здесь я и хотел бы немного "потрындеть" (или "побухтеть" - кому как больше нравится) о браке. Но поскольку тема очень обширна, то в данной статье давайте остановимся пока только на том, о чём я только что упомянул - на общем подходе или отношении к браку.
Конечно, в этой теме важны какие-то конкретные этапы, а также отдельные практические шаги, но сегодня давайте начнём с главного - общего библейски здравого ВЗГЛЯДА на брак. Сразу хочу заметить, что это будет полезно не только неженатым/незамужним. Даже если поезд, как говорится, ушёл, выбор сделан и вы уже пару десятков лет "мучаетесь" в браке - то чем более ваш взгляд на этот вопрос будет библейски здравым, тем легче вам будет жить. "Познаете истину и истина сделает вас свободными" - это справедливо даже для "женатиков".
О-кей, возвращаясь к нашей цитате ("не хорошо быть человеку одному"), я хочу, чтобы мы заметили одну очень важную деталь - КОГДА это было сказано. Ответ - ДО грехопадения. Т.е. давая оценку Своему совершенному творению, Бог в тот момент констатировал: «Вот в этом состоянии - невинности, незатронутости грехом, неплохо было бы создать для человека подходящую "пАзлинку"/половинку - тоже, естественно, безгрешную». Кто-то скажет, что Божьи принципы, мол, остаются неизменными независимо от того, в какой период они были установлены или учреждены (т.е. до грехопадения или после). Позвольте с этим не согласиться, вернее, согласиться, но с некоторыми условиями и оговорками.
Во-первых, всегда, когда Господь провозглашал какой-либо принцип, то в последующих диспенсациях (пардон, последнее слово было специально для богословов, чтобы им тоже было интересно читать данную статью) Он всегда либо подтверждал этот принцип, либо комментировал некоторые к нему изменения/дополнения. Например, если во времена Авраама Бог сказал, что будет наказывать детей беззаконников до третьего и четвёртого рода, то во времена пророка Иезекииля Он сделал некоторую коррекцию данного утверждения, ограничив действие проклятия только одним поколением (Иез.18:20). Далее, если во времена Моисея Бог сказал, что закон, данный Им через Моисея, является вечным, нерушимым и обязательным для исполнения, то впоследствии, во времена Нового Завета, Он прокомментировал, ДЛЯ КОГО это было сказано и в какой части этот закон применим сегодня к нам.
Обратите внимание, фраза "нехорошо быть человеку одному" встречается в Библии только один раз. Иисус нигде не подтверждает и не комментирует данную фразу. Иисус подтверждает и комментирует другое похожее высказывание из Быт.2:24 - "Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть". Но данное высказывание говорит всего лишь о МЕХАНИЗМЕ брака, т.е. о том, каким способом этот брак нужно правильно заключать. Данная фраза ничего не говорит о ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ брака, о его желательности или необходимости. Она просто провозглашает принцип "отлепления" от родителей – и Иисус в Новом Завете (а также Павел в Еф.5:31) подтверждает этот принцип.
Итак, закон Моисея Иисус комментирует, принципы заключения брака Иисус комментирует, но сам подход Иисуса к браку очень интересен. В отличие от взгляда многих из нас, в Его подходе к данному вопросу нет ЭЙФОРИИ. Да, в глазах Иисуса брак священен, но Иисус нигде не носится и не провозглашает, насколько же всё-таки нехорошо быть человеку одному. Более того, Он позволяет Себе упоминать о людях, для которых безбрачие является даром Божьим или их собственным волевым решением, т.е. о тех людях, для которых быть одному как раз-таки ХОРОШО.
Получается, что фраза "нехорошо быть человеку одному", сказанная однажды о невинных, незатронутых грехопадением людях, нигде более не подтверждается и не комментируется. Конечно, это не означает, что теперь справедливо противоположное, а именно – что хорошо быть человеку одному. Оригинальный смысл Быт.2:18 не отменяется, просто вступают в силу некоторые очень серьёзные оговорки.
Во-первых, в отличие от Эдемского сада, брак сегодня – это попытка слепить в кучу двух грешников (даже если оба этих грешника являются рождёнными свыше верующими). А если помягче, то брак верующих сегодня – это вступление в союз людей, которые всё ещё обременены греховной природой. Насколько они умеют управляться с этой природой, насколько они умеют упразднять ветхого человека и духом умерщвлять дела плотские – вопрос другой. Ясно одно – пока мы на этой земле, мы ИМЕЕМ греховную природу.
Во-вторых, брак сегодня – это попытка создать союз в неблагоприятных внешних условиях, таких, как, например, экономическая и социальная нестабильность, военно-политическая напряжённость, разного рода физические недостатки (неизлечимая болезнь одного из партнёров или его психически-физиологическая неспособность к интимным отношениям и т.д.). Короче, современный мир – это не Эдемский сад.
Понимаю, что для многих юных кандидатов вышеприведенные доводы могут показаться недостаточно весомыми. Мол, с Божьей помощью всё это преодолимо. Так то оно так, но апостол Павел в 1Кор.7:26 пишет, что «по настоящей нужде» (т.е. в нынешних условиях) лучше бы им оставаться одинокими. Другими словами, Павел УЧИТЫВАЕТ все вышеперечисленные нами доводы относительно того, насколько хорошо быть человеку одному в настоящее время. Конечно, некоторым из нас может показаться, что наша вера или духовность выше, чем у апостола Павла, но лично мне его реализм по душе.
Этот Павлов реализм отрезвляет нас и опускает с «с небес» розовой предбрачной эйфории, когда мы уверены, что соединив свои судьбы, мы будем служить Господу в тысячу раз мощнее и эффективнее (апостол неумолимо показывает, кому НА САМОМ ДЕЛЕ мы будем служить, вступив в брак). Этот Павлов реализм вскрывает проблему нашего невоздержания, дабы мы не питали иллюзий относительно того, насколько мы сильны против сексуальных искушений (как в браке, так и вне его). И наконец, этот реализм помогает нам не идеализировать наших супругов и не предъявлять к ним завышенных требований.
Вообще, я считаю 1Кор.7 основным новозаветным ориентиром и для тех, кто только идёт к браку, и для тех, кто уже в него вступил. Именно через эту апостольскую призму (в сочетании с 1Пет.3 и Еф.5) будет правильным рассматривать то, что Библия говорит ранее по всему спектру вопросов, связанных с браком, таких, например, как: - самоидентификация в вопросе брака (т.е. ответ на вопрос, нужно ли мне это); - выбор партнёра; - добрачные отношения; - поддержание отношений (в т.ч. разрешение конфликтов); - планирование семьи (интимные вопросы); - развод и повторный брак.
Я сознательно не включил в этот перечень вопрос воспитания детей, поскольку это отдельная большая тема. Каждый из вышеперечисленных вопросов достоин своей проповеди/статьи и если Бог позволит, мы поговорим о них в дальнейшем. А пока, резюмируя своё видение относительно того, каким должен быть здравый библейский подход к браку, т.е. подводя итог новозаветному анализу фразы «нехорошо быть человеку одному», думаю, будет правильным провозгласить следующий тезис: «От эйфории – к сдержанному реализму».
Спасибо, без лицемерия. Там где "любовь", где на всё "да и аминь", но нет рассуждений, там больше всего лицемерия. Это хорошо видно в книге Иова. Иов смело высказывался по духу, а друзья его лицемерили по букве. Бог его упрекнул только в одном, так как он сказал, что нет пользы в праведной жизни, и что всем одна участь. И Пётр учит показать в вере нашей рассудительность. А там где в церкви всё тихо и спокойно, то это обманчиво, брось туда хоть маленький камушек, то может завонять. Мы должны все смело высказываться, можем ошибаться, падать и вставать, но только не быть тихим лицемером.
Мне кажется Вячеслав Батькович,нехорошо быть одному! И хронологический способ толкования библии в данном случае не совсем верным является. Если Бог сказал однажды то так всегда и будет. Если в браке возникают сложности то это не значит что хорошо быть одному. Это как со спасением спасенным быть хорошо, но бывают и трудности и эти трудности не анулируют блаженстов спасения. Положив на весы Божье хорошо и человческое стенание по этому поводу, что первесит? Согласен с темчто евреи извлекли из торы правильный смысл о том что брак нас совершенствует, а это хорошо. Надеюсь по нику вы меня признали брат.
Шалом, Слава. Ты написал, что тебе в 90-е годы было "слегка за 20", а в профиле ты в 90-м только родился. Где ошибка?
В любом случае, тебя интересует вопрос брака, и на мой взгляд главным тезисом по отношению к браку идеальным вариантом было бы взять следующие слова Павла. Они же и помогут ответить на вопрос "быть или не быть" .
«Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.» /1-е Коринфянам 7:7/ Или эти: «Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.» /1-е Коринфянам 7:17/
Обрати внимание, что этот важный вопрос не предполагает выбора человека..., и Павел уверен, что каждый уже имеет свое предназначение от Господа. Осталось одно, узнать оное.., а это предполагает личное, индивидуальное общение с Богом каждого верующего. «Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.» /1-е Коринфянам 1:9/
На мой вкус следующая твоя цитата достаточна горькая и вызывает привкус разочарования автора и не только в отношениях между супругами, но и всеми людьми, ибо с греховной природой приходиться иметь дело и на работе, и дома, и в любом сообществе, даже в церкви.
Цитата
Во-первых, в отличие от Эдемского сада, брак сегодня – это попытка слепить в кучу двух грешников (даже если оба этих грешника являются рождёнными свыше верующими). А если помягче, то брак верующих сегодня – это вступление в союз людей, которые всё ещё обременены греховной природой. Насколько они умеют управляться с этой природой, насколько они умеют упразднять ветхого человека и духом умерщвлять дела плотские – вопрос другой. Ясно одно – пока мы на этой земле, мы ИМЕЕМ греховную природу.
Конечно, идеальным можно назвать только Бога, а остальных подчас приходиться просто терпеть... и себя в том числе. Но терпеть себя видимо легче, чем терпеть другого Каким-то образом Адам и Ева сумели уживаться многие сотни лет после грехопадения, хотя если бы они, покинув Эдемский сад, просто разошлись и тихо умерли в одиночестве, сатана бы остался не у дел.. Но воля Бога была иной..., вот ее и искать надо - воли Бога на каждый частный случай брака или безбрачия.. Если Его воля исполнена будет, то вторая оговорка о неблагоприятных внешних условиях потеряет силу.
Что касается моего мнения о браке, то верю, что придет время, когда брак для многих будет лишен смысла, так как человек силой Бога преодолеет похоть (сексуальное влечение, либидо и т.д.) и люди будут как ангелы на небесах (слова Иисуса). Как ясно объяснил Павел, что брак нужен прежде всего для того, чтобы избежать блуда : «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.» /1-е Коринфянам 7:2/ «Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.» /1-е Коринфянам 7:9/ А коли блуда нет, то по что и брак? Короче, вопрос в том, сможешь ли ты это дело преодолеть, как Павел или нет.
svetjk, вы совершенно не производите впечатление глубоко "погруженной" в Бога. И злостью больше веет от вас. Тема о браке не является плотской. Об этом написано в Библии, значит, брат имеет право написать свою точку зрения. Давайте же не будем "духовнее" Самого Бога. В конце концов, вы же все таки заинтересовались, зашли и прочитали его статью.
сама вижу что понаписывала...но у меня и нет задачи производить впечатление... а что у меня нынче происходит в жизни - не думаю что стоит всем рассказывать... штормит не слабо и всем что-то именно в этот момент надо... ничего пройду..
я о другом написала... Павел писал, что Христос в нем уже живет... я написала, что это любовь Бога в нас обоих проявляется... что это не мы, а Он в нас...
нет разницы ирония или злость вы же не поучаете так не делать вы пишите что это есть как норма жизни церковной....вот и вам ответ - вы прошли мимо такого большого явления как сплетни в церкви - они для вас норма а акцент на браке... в вашей церкви о хождении в чистоте учить надо видимо и вас - какой брак устои при такой нечистоте отношений в церкви ... если вам дальше мои слова душевными кажутся что ж проходите мимо...душа моя от Бога питается и реагирует по-Божьему...
Павел говорил правду.... если это о вашей церкви то так и пишите как она называется и у вас такое водится... или есть случаи достойные осуждения но это не норма... если вы проповедуете о браке а это задели в скользь что оно есть- как жизнь церкви, ведь так оно у вас звучит?.. то это ложь... я вам пишу - сплетни и трендения у нас не водятся - и это я считают нормой для Тела... что этого быть не может где живой Бог в сердцах и не должно... меня уже дальше что вы там о браке - не интересует, может дальше и написали дельное...так как ЭТУ ложь проглотить я не способна...
Кто-то скажет: "Это в 90-х, а что же сегодня?" Возможно, проповедей, семинаров или книг на предмет брака стало меньше, "ну а сама тема? Стала ли она менее актуальной и интересной? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните случаи, когда в процессе вялого общения вдруг кого-то начинали "подкалывать" по поводу очередной "кандидатуры" на брак. Или же всплывала свеженькая тема о тех, кто недавно поругался/"разбежался"/развелся. Вы обратили внимание, насколько быстро при этом оживало общение? Каким естественным и непринуждённым оно становилось? " это вообще о ком? церковь ваша так развлекается? сплетничает... это не о моей церкви.... я их люблю и не позволила б так говорить о моих братьях и сёстрах...а если по слабости где-то такое было то Дух давал горчение и это уже раскаяно и не то что стоит вспоминать... для меня - это клевета на церковь и злословия...я думалап что вы просто огорчены и у вас дуное настроение.. а вы вот боретесь за свое правильнео мнение ? тогда мне очень жаль о той церкви в которой вы находитесь и то что для вас это норма...
Итак, неважно, какое у нас сегодня время - "лихие" девяностые или "циничные" двухтысячные. Тема брака и сегодня, как говорится, всё ещё "в тренде" (или "в трЫнде" - от слова "трындеть"). Поэтому здесь я и хотел бы немного "потрындеть" (или "побухтеть" - кому как больше нравится) о браке. Но поскольку тема очень обширна, то в данной статье давайте остановимся пока только на том, о чём я только что упомянул - на общем подходе или отношении к браку. [size=7] Никогда бы так не отозвалась я о своей церкви о братьях и сёстрах с которыми общаюсь... у нас нет трендения - пустого общения или может нет там где общаюсь я, в тех кругах... и так говорить - не думаю что это уважение и любовь в своей церкви...
интонацию голоса текст не передаёт))) можно и не понять что я там написала уходя от многословия... вы реагируете больше на слова - моё восприятие направленно на то какое впечатление остаётся от прочитанного... то что хотела донести - материал пропитан огорчением, и тоской и концентрацией на мелочи... это, наверно,состояние вашей души, простите за нетактичную прямоту - погрузитесь в Бога...
"вы реагируете больше на слова - моё восприятие направленно на то какое впечатление остаётся от прочитанного..."
Ну что ж, значит таково ВАШЕ субъективное впечатление. Если бы оно совпадало с впечатлением хотя бы 50% прочитавших и отозвавшихся, то наверное могло бы претендовать на некоторую объективность, а так... Я действительно реагирую на слова (а не цепляюсь к ним), потому, что хочу конструктивного рассуждения ПО ТЕМЕ, а не о моей личности и о ваших оценках её духовного состояния. По теме есть что возразить? Вы несогласны с какими-то конкретными выводами статьи? Главная мысль - молодежь надо предупреждать о том, чтобы она не идеализировала брак.
"это...состояние вашей души...погрузитесь в Бога"
:D Продолжаете умилять, прежде всего тем, что упорно ставите кому-то диагноз.
а вы себе какой диагноз ставите?... отношения с Богом - супер? большего и не надо? ...каждому своё:кому-то реагировать на прямоту... кому-то "умиляться" и проходить мимо... кто-то поймёт что это это дух реагирует... а кто-то будет насмехаться и называть душевным... не желая приблизиться к Богу и отвратиться от пустых злословящих церковь проповедей...
цепляетесь к словам? или просто не поняли смысла? лучше проходить мимо плоти человеческой и не смотреть на неё... размышлять можно о разном - о пустом не созидает... о плоти размышлять - только судить её что о ней скажешь или помыслишь .а мысли наши строят нас осуждение плоти других-кормит нашу плоть. Когда приходим к Богу - он наводит порядок в душе и то земное что нам мешало было большим отходит и упорядочивается само по себе - для нас без наших усилий - от работы Бога над нашей душой...у вас что нет опыта погружения в Бога что не понимаете о чём я ?))
смотреть на плотские выходки со-братьев, подколки и все такое... разговоры а уж тем более описывать и жаловаться на всё это... утверждать эту пустоту....просто проходить мимо ... тут во всём материале сквозит нехватка и тоска по жизни.... наполненность не тем чем то... я когда залезу в суету - такая же хандра нападает - и то плохо и то не хорошо... а всё просто - кончился бензин - к Богу за Духом надо придти и наполнится...))) и все эти рассуждения уходят... появляется более важное а это стаёт на свои места само по себе..Бог наводит порядок в душе...
... если бы я не была замужем за верующим, я бы не увидела воочию, сколько Бога в любви мужа ко мне и сколько Христос вкладывает в мое отношение к мужу... Во мне столько не было и быть не могло. Это Бог, а не я. Повторю слова апостола Павла... В семейном союзе Бог многого достигает при условии нашего послушания Ему... Это уникальный опыт и возрастание...
Шалом ))) Есть совершенная воля Божья, а есть допустимая... Думаю, что безбрачие в определенных сложившихся обстоятельствах может быть благословение для человека... Но мне ближе еврейский подход к этому вопросу... Евреи верят, что в браке формируется характер, улетучивается эгоизм (по крайней мере должен), исполняется заповедь "плодитесь и размножайтесь"... передается вера поколениям... Почему Бог избрал Авраама? Быт18:19 ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним... Вне брака нет продолжения рода (ну если правильно подходить к этому вопросу)... Хотя конечно есть и скобцы...Тут нужно подходить индивидуально к этому...потому что не у каждого есть благодать быть одному... Есть люди, которые очень сложно переносят одиночество...
Всё так, всё так. Брак это хорошо, спору нет, только если там всё впорядке!!!. Если человек не в браке и ему нормально, то в чём вопрос? Разве только в том, что много учений-повелений, которые по сути не дают выбора.....и внушают что ты "не целостный" потому как нет второй "половинки". Можно подумать, что Господь творил этакий "человек-полуфабрикат":)) Уверена, что всё надо решать самому с Господом по-честному. Тема очень обширная, так сказать....:)) а для кого-то может и болезненная:(.... всяко бывает. Спасибо за статью. Благословений.
Помню и даже скорбел по-поводу отсутствия без объяснений. Бог же мира да благословит тебя "в радости, если Богу угодно", "придти и успокоиться с нами".