Автор: Сергей Глушонков
Встают непростые вопросы: как должны вести себя мы, христиане? Как реагировать? Имеем ли мы право поступать определенным образом, выражая например, несогласие, как делают остальные, используя свое конституционное право? Имеем ли мы выражать свое мнение в интернете, в блогах? Кто в действительности прав? И есть ли вообще правая сторона? Могу ли я не согласиться с мнением большинства и как я могу выразить свое мнение? Могу ли я как то повлиять на власти? Совместима ли политика с верой? Должен ли христианин активно занимать гражданскую позицию? Есть ли у нас право быть в оппозиции?
Скажу прямо о себе. Если бы я не был бы христианином, то скорее всего, я давно был бы членом какой-нибудь радикальной группировки или организации. Я всегда, с ранних лет, был чуть более политически ориентирован, чем мои сверстники. Я был активистом. Я мечтал поехать и бороться за справедливость в Никарагуа, в Афганистан и другие страны. Помню, как я в возрасте 12 лет собирал подписи в поддержку политических заключенных в Чили и Ирландии. Спартак, Гарибальди,Че были моими героями. Я мечтал жить так и быть «бунтовщиком» так, как они. Во времена Перестройки я не пропускал ни одной газеты, ни одной публикации, ни одного митинга и был «в теме». Я был в «несогласных». За некоторые действия меня чуть не исключили из института (это были времена Перестройки, но еще СССР). Но Бог изменил меня радикально и помогает мне по-другому смотреть и оценивать события. Здесь я хочу поделиться своими убеждениями, которыми я научился, читая Писание и следуя за Христом не первый год.
Подчинение существующим властям. Писание очень ясно об этом учит и не дает другого варианта. Библия нигде не учит, о том, что нужно «переворачивать» власть, если ты с ней не согласен или не подчиняться ей, если она тебе не нравится:
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
(К Римлянам 13:1-7)
Павел писал эти слова, когда Римским Императором был Нерон. Он отличался не только ужаснейшим характером, но и низостью морали. Он казнил людей «всех подряд и за все подряд». Он убил собственную мать. Он был распущен. Так же он вступал в гомосексуальные связи (многие из римских императоров были гомосексуалистами, но он первый, кто официально «вышел замуж»). В конце-концов именно Нерон устроил массовые гонения и публичные казни на христиан. Во время его правления были казнены апостолы Петр и Павел.
Но даже в этом случае, Писание учит нас о подчинении и в этом проявляется наша вера и доверие Богу. Здесь ясно сказано, что тот, кто противится существующей власти, противится Божьему установлению и в конце-концов сами на себя навлекут осуждение. Писание нигде не содержит даже намека на то, что мы должны пытаться сменить власть путем переворота, революции или через беспорядки.
Интересно, что слово, которое здесь стоит «покоряться» ( греч. ипотассе) употреблено так же в Послании к Ефесянам 5:21-22, по отношению подчинения друг друга и так же подчинения жены мужу! (Маленькое замечание – жена должна, сказано здесь, должна подчиняться мужу во всем). Конечно, мы не должны подчиняться властям, если они заставляют или принуждают нас отречься от веры, грешить и т.п. Но наше отношение должно быть правильное – мы подчиняемся властям. Здесь поэтому и есть добавление – что не из-за страха наказания, а по совести.
Более того, христиане должны не только подчиняться властям, но и уважать существующие власти.
Об этом говорится в приведенном выше отрывке "… отдавайте всякому должное: … кому честь – честь".
Похожий отрывок есть в послании к Титу:
Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам. Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас…
(К Титу 3:1-5)
Похожая мысль. Те же слова. Но Павел здесь добавляет – НИКОГО не злословить, оказывать ВСЯКУЮ кротость ( по гречески – смирение, мягкость, даже нежность) ко ВСЕМ человекам! Здесь же Дух Святой через Павла так же буквально указывает на то отношение, какое у нас должно быть к властям, но и не только к властям, но и ко всем людям. Даже если у нас разные мнения. Даже если мы категорически не согласны. Даже если люди неправы. Мы должны уважать, не злословить, быть скромными ко всем. Почему? Потому что наше отношение было такое прежде, до того момента, как мы познали Бога, Его благодать и человеколюбие (Его Любовь). Мы позволяли себе злиться на людей, оскорблять, ненавидеть, вести себя непокорно… Но теперь все должно быть по-другому! Даже не из-за людей, а из-за Христа!
К большому сожалению, я встречал и встречаю много людей, которые называют себя христианами, но позволяют говорить зло о тех, кто по их мнению «недостоин уважения». Оскорбления, непристойные шутки, злые слова. И за всем этим стоит мнение, что «у нас есть право, конституционное право» вести себя так. Я уже не говорю о распространении различных »фактов», «из авторитетных источников» и «авторитетных людей», что «такой то – вор, а другой мошенник и прочее». Я не пытаюсь идеализировать власть. Всегда были и будут люди, которые будут пытаться и будут жить за счет обмана. Это было тысячелетия назад и это есть в наше время в любом государстве (Екклесиаст 5:7). Но разве мы можем обвинять человека, только потому, что мы это прочитали в интернете и нам об этом сказали наши «авторитетные источники»? Разве Иисус не учил противоположному, «не суди, да не судим будешь?» (Допуская, что в наше время существуют мощные пиар-технологии, по «отбеливанию», так и по «очернению» человека и этим занимаются профессионалы, тратятся миллионы, то достаточно сложно понять, где правда и где нет. Каждый из нас может легко быть введенным в заблуждение и поверить пустому слуху. Но практически в любой стране существует принцип, что если вина человека не доказана в суде, он считается невиновным. См. так же Книгу Исход 23:1-2).
Так же в Нагорной проповеди Иисус говорил о личной праведности, о том, что люди Царства Божьего должны превзойти «просто религиозных» людей в своем отношении к праведности, и это видно прежде всего в отношениях с людьми. Праведность она должна быть не внешней, показной, а внутренней, в сердце:
Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
(От Матфея 5:20-22)
Иисус приравнял неуважение к убийству. Это сильно! Когда я проявляю неуважение к человеку, то я убиваю его как Личность. Люди, фарисеи, считали себя праведными людьми. Они никого никогда не убивали. Они были выше этого, потому что они принадлежали к высшей, наиболее чистой религии. Но они позволяли себе «просто» не уважать людей. Если за слово «рака» («пустой человек», похоже, что оно было признано словом из «ненормативной» лексики), обидчик мог пойти реально под суд, то за слово «безумный» («глупец»), формально осудить нельзя было никого. Но не так смотрит Бог. Бог видит наше сердце. И видит – уважаем мы людей или нет. Тот, кто позволяет себе не уважать другого человека, ответит за это даже не перед человеческим судом, он ответит за это в Аду! Достаточно сильное и серьезное предупреждение дал Иисус нам!
Это хороший момент остановиться и задать себе вопрос – «насколько я уважаю людей? Или даже наоборот – «позволяю ли я себе не уважать других людей?» Что для меня является «позволением» поступать так? Другие убеждения человека? Его отличные политические взгляды? Религиозные взгляды? Может быть не считаем этого человека вообще достойным уважения?
Мы должны уважать людей по крайней мере по двум причинам. Первое, потому что каждый человек носит на себе образ Своего Создателя. Каждый человек – это Человек (не животное, не, простите, «быдло», а человек, созданный по Образу и Подобию). Второе, это Заповедь от Христа. Заповедь любить, даже своих врагов (Матфея 5:43-48).
Так же Апостол Петр писал христианам в своем послании об отношении, какое должно быть среди народа Божьего (еще раз, имейте ввиду, что он писал в те времена, когда у Власти были Ирод, Понтий Пилат, Калигула, Нерон и т.д.):
Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения. Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, - как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите.
(1-е Петра 2:11-17)
Петр до этого писал, что Бог сделал нас Своим Народом и вывел на Свет, чтобы мы могли провозглашать Совершенство Бога. Мы можем показывать людям Бога 1) Проповедью Евангелия, 2) Измененной Евангелием жизнью. И это должно быть очевидно, очевидно наше отношение должно быть иным, чем у язычников (людей не знающих Бога). И Петр сразу писал об отношении к властям. Я думаю, что люди вокруг могли «сразу» замечать, подобное, иное отношение, которое показывали христиане. Римляне не очень уважали собственную власть. Иудеи ненавидели ее. Если сравнить иудейское и христианское отношение к властям, к власти Рима (а большинство первых христиан были иудеями), то мы заметим существенную разницу. Иудеи сопротивлялись и боролись с властью. Христиане должны были принимать и подчиняться властям. Иудеи ненавидели власть. Христиане должны быть уважать власть. Иудеи считали власть от сатаны. Христиане должны были поверить, что власть от Бога! Несомненно, подобное христианское отношение должно было шокировать как граждан Рима, так и иудеев!
Неважно, из какого окружения мы пришли в Церковь, уважали мы в прошлом власти или нет, каждому из нас нужно учиться отношению, которому учит Писание.
Если посмотреть внимательно на эти слова из Писания, то мы видим так же что Петр говорит не только о принятии и подчинении всякому человеческому начальству. Петр здесь не отделяет кому мы должны подчиняться, а кому нет. В нашем, постмодернистском мире, это совершенно непопулярное учение! Может быть это мое мнение, но в нашей стране уважение очень слабо присутствует в культуре общения. Люди обычно презирают любую власть и им как в следствии сложно принимать власть непосредственно от Бога.
Продолжая, Петр указывает так же на уважение, а не на формальное подчинение. Здесь сказано: «всех почитайте… царя чтите». В данном отрывке 2 раза стоит слово почитать, т.е уважать (греч. слово «тимао«, буквально значит драгоценный) . Первый раз Петр пишет, что ВСЕХ нужно уважать. Второй раз, употребляя то же самое слово, по отношению к царю.
Здесь вопрос к христианам. Насколько люди вокруг видят мое отношение к властям и насколько это отношение отличается от «общепринятого»? Показываем ли мы такое отношение, уважение, про которое пишет Павел и Петр и что это отношение «заставляет замолкнуть невежественную болтовню людей вокруг»? Видят ли в нас пример Христа? Я убежден, чем больше наше общество, в котором мы живем далеко от совершенства, тем более разительным должен быть наш контраст, по сравнению с другими людьми. Люди могут злословить, ругать, унижать, сплетничать, распространять слухи («проверенные факты» из «компетентных источников»), но мы не должны так поступать!
Я принял серьезное решение уважать всех. Всех, в том числе кто у власти. Прежде всего из-за Иисуса Христа. Я стараюсь крайне уважительно разговаривать с чиновниками, милиционерами (простите, полицейскими), сотрудниками ДПС. Когда я обращаюсь к ним уважительно, я замечаю, что они сами шокированы, от того, с каким тоном, отношением я разговариваю с ними. Практически всегда у меня есть возможность проповедовать им о Христе, потому что они сами замечают разительное отличие и сами интересуются о причинах моего поведения и подобного отношения. (см. так же Исход 22:28, Иуды 1:8, Екклесиаст 10:20, Иоанна 19:10-12, 1-Петра 3:15-16).
Но кто-то может сказать, «а что если я не согласен с существующей властью, что если меня она не устраивает, имею же я право выражать свое несогласие»?
Да, у нас есть такое право, данное конституцией. Но прежде всего у нас есть право поступать по Библии. И даже если у нас есть такое право, наше отношение должно быть христианским.
Интересно, но в одном из своих интервью, наш президент Д.А. Медведев сказал:
«Не нужно, может быть, даже любить ближнего, хотя это библейская заповедь, но ты должен к этому ближнему относиться уважительно, а не требовать его немедленного расстрела».
Подробнее: http://news.mail.ru/politics/7627609/?frommail=1
Мое глубокое убеждение - христианин должен быть АПОЛИТИЧЕН, но не равнодушен.
АПОЛИТИЧЕН, это значит «прохладен», равнодушен к политической борьбе. Возможно, что кто-то со мной не согласится, но здесь я приведу несколько причин, которые я вижу из Писания:
1. Существующие власти, даже «самые лучшие», все равно это языческие власти и Иисус не был в иллюзиях об этом (Евангелие от Марка 10:42). Писание говорит, что язычники поступают по суетности ума, их разум во тьме и они действуют по причине невежества и ожесточения сердца (Ефесянам 4:17, 18). Ожидать, что земная власть будет когда-то совершенно «иной», объективной, по крайней мере наивно. (В книге Откровение 14 главе был показан образ зверя, носящего имя, 666. Многие комментаторы согласны с тем, что Писание указывает на Императора Нерона, который устраивал гонения на Церковь. Но даже в этом случае, сказать, кто «диавол», а кто нет - прерогатива одного Бога, не наша!).
2. Писание категорично настаивает на том, что мы должны держать дистанцию с людьми этого мира, не пытаться трудиться с неверующими, как с равными.
Не будьте заодно с неверующими. Что общего у праведности с грехом? Что общего у света с тьмой или у Христа с Велиаром? Что общего у верующего с неверующими, и у храма Божьего с идолами? Ведь мы храм живого Бога, так как Бог сказал о нас: «Я вселюсь в них и буду ходить среди них. Я буду их Богом, и они будут Моим народом». »Выйдите поэтому из их среды и отделитесь, – говорит Господь, – не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас». »Я буду вашим Отцом, и вы будете моими сыновьями и дочерями», – говорит Господь Вседержитель.
(Совр. пер. 2-е Коринфянам 6:14-18)
Активное участие в политических процессах вовлекает нас действовать «по их правилам» и на «чужой территории» и зачастую по-мирски.
3. Активное участие, дискуссии споры (в том числе в интернете) делают меня все более мирским. (2-Тимофея 2:14)
4. Мы прежде всего граждане Царства (Ефесянам 2:13-13), крещены в Одно Тело Христа (1-е Коринфянам 12:12-13). Русские, американцы, грузины, украинцы, арабы, евреи… Политика может существенно разделять нас и даже провоцировать нас. Мы не должны позволить вовлечь себя в политические игры.
5. Есть много братьев и сестер, которые имеют различные политические предпочтения. И нам нужно быть осторожными и терпимыми иной позиции. Мои явные предпочтения одной партии и активная позиция может просто искушать других братьев и сестер, которые думают по-другому (1-е Коринфянам 8:13). У меня есть право выразить свое отношение при голосовании. Я не считаю, что мой выбор умнее, правильнее или даже духовнее. Я просто использую свое конституционное право. Я уважаю выбор других людей и я хотел бы, чтобы уважали мой выбор.
6. Политическая борьба вызывает у меня множество неправедных реакций (гнев, злость, ненависть…). Это искушает меня, так же мое поведение может искушать других (см. что сказано в отрывке к Галатам 5:19-21. Здесь упоминаются наряду с такими грехами, как убийство, «серьезным» грехом, менее «серьезные», такие грехи как гнев, вражда, ссоры, распри, разногласия. Писание ясно говорит, что поступающие так, Царство Божьего не наследуют!
7. Бог дал нам лучший, духовный инструмент влияния на ситуацию и власти – молитва!
(1-е послание к Тимофею 2:1-2, Откровение 8:3-5). В книге Откровения, во времена гонения Церкви Римом, Иоанну было открыто, что молитвы имеют существенную силу и оказывают влияние на земную жизнь. Они возвращаются обратно на землю (здесь даже использованы образы – гром, молнии, землетрясения!).
8. Если бы Иисус знал, что мир можно изменить политическим путем, то Он бы обязательно бы воспользовался этим и стал бы самым лучшим президентом за всю историю человечества.(Иоанна 6:15). Но Он избрал другой путь и единственный возможный путь – через Свою смерть на Кресте (Иоанна 3:15) и через это послание, которое мы должны рассказать этому миру (Марка 16:15-16, 2-Коринфянам 5:18-21). Страсти в политике еще раз показывают мне, насколько важное Послание у нас есть и что нам нужно продолжать Миссию, порученную нам Христом – спасать людей, проповедовать Евангелие, крестить и учить быть учениками Христа.
И последнее. Помнить, что все власть прежде всего в руках Бога (Матфея 28:18, Откровение 19:16).
Автор: Сергей Глушонков
Источник: Московская Церковь Христа
|