Вид Божьей славы смиряет. Звезды исчезают, когда появляется солнце. (Томас Ватсон) Смиренный человек имеет преимущество перед гордецом в том, что он не может упасть. (Эдвард Марбури) Смиренный грешник находится в лучшем положении, чем горделивый ангел. (Томас Ватсон) Бог избирает знать тех, кто смирен. (Роберт Лейтон)
Смирение. Воистину в Теле Христовом сегодня нет большей нужды, чем
по-настоящему смиренные мужи и жены Божьи. Пуритане говорили: «Гордость –
это последнее, что покидает человеческое сердце, и первое, что туда
возвращается». Позвольте мне повторить это еще раз: «Гордость последней
оставляет человеческое сердце и первой в него входит».
Рассматривая
Иисуса как «образцового Сына», обратим наше внимание на Его призыв к
тем, кто следует за Ним: «Придите ко Мне все труждающиеся и
обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от
Меня, ибо Я кроток и смирен … и найдете покой душам вашим» (Матф. 11:28-29).
Было нечто, что отличало Иисуса особым образом: Он был смиренным
Человеком. Смирение было Его природой. Слово «смирение» происходит от
латинского слова «гумус», и если вы хоть немного знаете латынь (я изучал
ее три года, и хотите верьте, хотите нет, я ее почти не помню), гумус
означает «земной, земля, почва, грунт, приземленный». Есть нечто в тех
людях, которые в хорошем смысле слова являются «приземленными». Они
свободны от мании величия и элитарности. Люди обычно тянутся к ним, а не
избегают их. Почему смирение так важно? Прежде всего потому, что
это особенность Божьей небесной сущности. Еще одно, почему оно так
важно: без смирения мы окажемся теми, кому противостоит Бог. Потому что
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).
«БОГ ГОРДЫМ ПРОТИВИТСЯ»
Некоторым из вас наверняка знакомо имя Френсис Френджипейн. Может быть,
вы читали его книги. Он замечательный учитель и муж Божий. Френсис
делает своим акцентом ходатайство, духовную брань, но он не поедет в тот
город, где церкви отказываются сотрудничать между собой, – он верит в
единство. Поскольку он акцентирует на духовной брани, его часто
спрашивают о том, что он ощущает относительно того города, в который
приехал. Ходатаи, конечно же, всегда «выставляют свои духовные антенны»,
прислушиваясь к тому, что Бог может открыть им. Они обычно спрашивают
Френсиса: «Что вы ощущаете? Мы знаем, что противостоим некоему духовному
начальству, которое, судя по всему, мешает тому, что Бог хочет здесь
сделать». И Френсис обычно отвечает, чуть ли не с огоньком в глазах:
«Да, я знаю, чему вы противостоите». После этого их внимание становится
полностью прикованным к тому, что он скажет. – Действительно? Вы знаете, что это за начальство? «Да, я знаю», – отвечает Френсис. – Вот это да! Так что же это? Вы знаете его имя? – Да, я знаю имя этого начальства. К этому времени их интерес возрастает до предела, и они с нетерпением спрашивают: «Ну, так скажите нам, как его зовут?» Он смотрит на них и говорит: «То начальство, с которым вы сражаетесь, зовут Яхве». Они смотрят на него и переспрашивают: «Яхве? Вы сказали Яхве?» – Да, я сказал Яхве. – Но это имя Бога. – Да. Я знаю. Бог – это Тот, Кто противостоит вам. – Но этого не может быть!
«Ну что вы, это вполне может быть, – объясняет Френсис. – С тех пор,
как я нахожусь с вами, вы говорите только о том, какие вы классные. Вы
говорите о том, какая классная у вас деноминация, как классно у вас то и
это. Ваша проблема в том, что вы смотрите на других и на их труд
свысока. Вы позволили гордости войти в жизнь вашей группы, вашей
деноминации, вашего движения. Вы считаете себя выше других. Вы думаете,
что у вас больше понимания и откровения, чем у остальных. Вы считаете
себя лучше других». Затем он напоминает им о том, что «Бог гордым
противится» (Иак. 4:6).
ГОРДОСТЬ – КОРЕНЬ ВСЯКОГО ГРЕХА
Все мы склонны, как индивидуально, так и коллективно, к тому, что со
временем позволяем себе чувство некого превосходства: мы немного лучше,
чем все остальные; мы более образованные, более духовные или жертвенные и
тому подобное. Но если мы хотим пережить на себе благодать и наделяющую
способностью силу Божью в нашей жизни, нам необходимо обратить внимание
на то, что говорит Библия: «О, человек, сказано тебе, что – добро и
чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела
милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6:8).
Гордость – это ужасная вещь. Это корень всякого греха. И все же это
один из тех грехов, который нередко становится для нас привычным. Часто
мы не осознаем этого или мы попросту не обращаем на это внимания. Мы
включаем телевизор, скажем, вечерние новости, в которых сообщается о
маньяке или насильнике, и мы думаем: «Как ужасно!» Мы шокированы, и нас
возмущает сама мысль о содеянном. Но когда вы в последний раз смотрели
вечерние новости и слышали, что некая известная личность была уличена в
гордости? Мы привыкли к тому, что определенные грехи считаются
отвратительными, тогда как другие – нормальными и даже приемлемыми.
Много лет назад, когда я жил и служил миссионером в Новой Зеландии, я
зашел в наш церковный книжный магазин. В тот же момент менеджер магазина
по имени Брюс сунул мне какую-то книгу. «Давид, – сказал он, – ты
должен это прочитать. Тебе наверняка понравится». Книга была открыта на
главе, в которой говорилось о самом большом грехе Давида. Когда мы
говорим о самом большом грехе Давида, большинство из нас тут же думает о
его грехе с Вирсавией. Голливуд снял фильмы об этом; мир знает об этом.
Все знают о грехе Давида с Вирсавией. В результате этого греха Вирсавия
потеряла своего ребенка, который прожил лишь немного времени, перед тем
как Бог забрал его. И все же это не был самый большой грех в жизни
Давида. Однажды, когда Давид сидел в своем доме, пришел враг и начал
внушать ему мысли о его великой силе и могуществе. Вскоре Давид
настолько опьянел от гордости, что захотел получить собственное
представление о количестве людей, находящихся под его властью. Долго не
думая, он повелел Иоаву сделать перепись по всей земле Израиля.
Иоав сразу же понимает замысел Давида, и умоляет его не делать этого.
Давид отказывается слушать его, и Иоав вынужден исполнять данное ему
повеление. Девять месяцев спустя Иоав возвращается с информацией,
которую ждал Давид. Иоав сообщает Давиду, что в его подчинении находится
более полутора миллиона человек, способных взять меч. Давида не
интересовала та перепись, какую Бог велел провести Моисею, но он
потребовал особую перепись, которая показала бы, насколько силен он в
военном плане. Давид повелся на хитрость врага, так как отвел свои глаза
от Господа и Его силы, и вместо этого стал смотреть на себя. Не успели
еще слететь слова с уст Иоава, как Давид ощутил всю тяжесть своего
греха. «Тяжко согрешил я», – говорит он. Бог разгневался из-за того, что
сделал Давид, и послал к нему пророка Гада, чтобы тот сказал ему, что
должно произойти. Гад дает Давиду на выбор три варианта развития
событий. Давид избирает впасть в руки милостивого Бога, – и в результате
он теряет семьдесят тысяч человек. Никогда не забуду тот момент,
когда я осознал, что Давидов грех страсти стоил ему одной жизни, а его
грех гордости стоил ему семидесяти тысяч жизней! Гордость – это страшный
и омерзительный грех. Нам необходимо оставаться смиренными в глазах
Господа. Кто-то сказал: «Ты не можешь смирить сам себя», но я с этим не
согласен. Библия говорит, что мы можем смирить себя: «Смиритесь (смирите
себя) пред Господом» (Иак. 4:10). Видите ли, гордость процветает тогда, когда мы отводим свои глаза от Господа.
Предположим, что я умею играть на пианино и считаю, что у меня это
неплохо получается, так как я обучался этому более пяти лет и чувствую
себя довольно уверенно в своем музыкальном мастерстве. И вот во время
моей игры на пианино в комнату входит пианист с мировым именем. Как
только я заканчиваю играть, он садится за инструмент и виртуозно
исполняет сложный музыкальный отрывок. Не нужно много времени, чтобы я
понял, насколько мне еще далеко до его уровня. Именно так мы
смиряем себя: переводя свой взгляд на Того, Кто создал небо и землю, Кто
называет звезды по имени, Кто восседает на краю земли и превращает
правителей мира в ничто. Довольно трудно считать себя важной персоной на
фоне Божьего величия, не так ли? Мадам Гийон, без сомнения,
является одной из наиболее известных женщин в истории Церкви. В своей
книге «Духовные письма» она делится своим пониманием различных отрывков
из Бытия. «В то время были на земле великаны. Ибо сыны Божьи брали в
жены дочерей человеческих, и их дети становились сильнейшими и
знаменитейшими в своем времени» (Быт. 6:4, KJV). Гийон так комментирует это место Писания:
«Великаны и чудовища гордости происходят только от смешения
человеческого и неземного. Все великие люди мира, ставшие знаменитыми,
были теми, кто достиг триумфа плотской мудрости, скрытой под легкой
духовностью. О, эти страшные чудовища! Это люди, напыщенные и
вознесенные как великаны в собственных глазах благодаря своим природным
талантам и дарованиям в совокупности с некоторыми духовными сентенциями;
однако, утопающие в плотском и тайном восхищении своим собственным
примером. Впрочем, это незаурядные личности, снискавшие себе славу. Но
что касается тех, кто, неся на себе отпечаток самоотречения, были
совершенно попраны, о них я скажу: они неизвестны, они ничем не
отличаются от других людей. И как они будут отличаться среди этих
великанов, если они так ничтожны, что рядом с ними они выглядят как
муравьи, на которых те наступают с презрением и которых считают
никчемными существами на земле? Но, Боже, Ты, Кто «гордым противится, а
смиренным дает благодать», Ты изобильно орошаешь эти малые долы, могущие
вместить ее, тогда как возвышающиеся и величавые горы не могут впитать и
капли, не позволяя Твоей благодати изливаться на этих малых, которые
чем больше ощущают себя ее недостойными, тем больше наполняются ею».
В Евангелии от Луки мы видим учеников, возвращающихся с радостью в
конце дня со своего служения. Они радуются по одной причине: они видели
большое количество людей освобожденными от бесовской зависимости:
«Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи, и бесы
повинуются нам о имени Твоем!» (Луки 10:17).
Можно предположить, что это был великий день в жизни учеников: до этого
они постоянно наблюдали за тем, как Иисус изгоняет бесов, а теперь им
самим была дана власть изгонять их. Они возвратились в конце дня и не
могли дождаться того момента, когда расскажут Господу хорошие новости:
«Господь, даже бесы повинуются нам во имя Твое» (см. Луки 10:17). Иными словами, они говорили: «Господь, сегодня было здорово! Это было нечто! Ты не поверишь, сколько бесов мы изгнали!»
Иисус смотрит на Своих учеников и говорит: «Я видел сатану, спадшего с
неба, как молнию; вот, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и
на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однако же тому не
радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши
написаны на небесах» (Луки 10:18-20).
Иисус сказал: «Тому не радуйтесь». Почему? Потому что Он «видел сатану,
спадшего с неба». Я могу ошибаться, но я понимаю это так, что Иисус
говорит: «Послушайте, не позволяйте гордости войти в ваше сердце: все
то, что начинает действовать в вашей жизни прямо сейчас – ощущение силы,
власти и превосходства – именно это явилось причиной того, что сатана
был сброшен с небес. Я был там. Я видел, как это произошло. Поэтому не
радуйтесь этому, а радуйтесь тому, что ваши имена записаны в книге
Агнца». Мы не можем притязать на славу. Мы не можем ставить себе в
заслугу то, что мы совершаем, потому что только по благодати Божьей мы
хоть что-либо можем делать. Дело не в нас, а в том, что Бог делает через
нас. В себе самих и сами по себе мы не имеем абсолютно ничего, чем
можно было бы хвалиться. ПОМНИ: ДЕЛО НЕ В ТЕБЕ Один мой друг
рассказал мне поучительную историю об обитателях скотного двора, которые
в конце дня рассказывают друг другу о том, что они сделали за день. Все
животные собрались в хлеву, и петух начинает: «Я проснулся раньше всех и
известил о начале нового дня». Затем корова рассказывает о том, как она
«верно давала фермеру надои молока». Один за другим каждое животное
делится тем, чем оно занималось в течение дня. Тем временем осел
терпеливо ждет, шагая взад и вперед. Наконец наступает его черед, и он
восклицает: «Вы не поверите, каким сегодня был мой день! Это был самый
незабываемый день в моей жизни! Если бы вы только видели меня! Я до сих
пор не могу прийти в себя от произошедшего со мной». Все слушали с
изумлением, как он рассказывал: «Сегодня я шел по главной улице
Иерусалима. Тысячи и тысячи людей выстроились вдоль дороги. В руках у
них были пальмовые ветви, они размахивали ими в мою сторону и
выкрикивали: «Осанна, осанна!» О, это было просто грандиозно! Я
чувствовал себя таким любимым, таким обожаемым и таким важным. Я никогда
не забуду этот день, сколько буду жить». Мой друг завершил эту
историю словами: «Вся проблема в том, что осел забыл о том, Кто ехал на
его спине!» Иногда мы ведем себя подобным образом в нашем служении, не
правда ли? Мы начинаем думать, что все дело в нас и в том, что мы
делаем. Мы забываем, что это помазание Духа Божьего, почивающее на нас, –
а без него мы не можем сделать ровным счетом ничего. Мы приписываем
себе славу так быстро! Мы начинаем допускать мысль о том, что мы чуточку
лучше, чем все остальные. Бог ненавидит подобное. Это ничто иное, как
гнилая ветхая гордыня. Однажды Навуходоносор расхаживал по свои
царским чертогам, восхищаясь всем тем, что он построил и достиг: «Это ли
не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего
могущества и в славу моего величия!» (Дан. 4:27).
Бог сразу же проговорил к Навуходоносору, сказав ему, что его царство
отнято у него и что ему придется найти себе место среди полевых зверей и
пробыть там до тех пор, пока тот не признает, что только Бог дал ему
способность сделать все то, чего он достиг. Подобным образом, если
мы хотим устоять в помазании, нам необходимо постоянно осознавать, что
мы не можем претендовать на славу за свои достижения и заслуги. Вместо
этого мы должны отдавать всю славу Тому, Кто заслуживает ее по праву.
Так легко, особенно в служении, спустя некоторое время, поддаться
чувству превосходства: что я чуточку выше, лучше или важнее, чем все
остальные. Сегодня, без сомнения, мы находимся в процессе полного
восстановления пятигранного служения: апостолов, пророков, евангелистов,
пасторов и учителей. И хотя я верю, что Бог восстанавливает понимание
важности и жизненной необходимости роли каждого из этих служений в
Церкви, мне почти что противно смотреть на то, как многие сегодня хотят
признания с полагаемым при этом «знаком отличия». Последние годы мы
наблюдаем все больший акцент на пятигранном служении. Это началось с
признания пророческого служения, и чуть ли не в один день мы породили
несметное количество новых «пророков». Мы также видим, как апостольское
служение набирает силу и популярность. У меня имеются два письма,
пришедших ко мне по электронной почте с интервалом в несколько дней одно
от другого. Первое содержит серьезный призыв к тому, чтобы молиться за
Америку перед ее вторжением в Ирак. Это сообщение призывало Церковь
поститься и молиться в течение сорока дней. Оно было подписано женщиной,
которая называла себя «национальным апостолом». Моя проблема в том, что
я в курсе всего ее восхождения от смиренного ходатая до генерала
ходатаев, затем до пророческого служения, а теперь, наконец, она стала
«национальным апостолом». А что дальше? «Папа Римский»? Лично мне бы
очень хотелось видеть хоть небольшой признак смирения в некоторых из
этих суперсвятых. Разве Иисус не сказал, что «кто хочет быть первым
между вами, да будет всем рабом» (Марка 10:44)?
Хотя первое сообщение огорчило мой дух, второе вселило в меня надежду
на то, что еще не все потеряно. Позвольте мне поделиться с вами отрывком
из этого письма: «Я всего лишь маленький проповедник, служащий в
пыли и грязи. Я всего лишь слуга в пыльном и грязном месте. Я просто
нахожусь с пыльными и грязными людьми, с нищими и бедняками, и не более.
Я верю, что у пробуждения есть лицо. Господь дал мне слово на мою
жизнь. Он сказал: «Хайди, у пробуждения есть лицо». И Он показал мне
историю о добром самарянине. Он говорит: «У пробуждения есть лицо. Ты
должна увидеть это лицо. Ты должна увидеть это лицо», и Он повел меня к
такому народу, о котором я ничего не знала. Я не знала языка, я не знала
ничего. Он посадил меня с бедными. Кстати, я нахожусь с нищенствующими
уже 20 лет». Какой разительный контраст между этими двумя письмами!
Обе женщины очень хорошо известны. Одна из них находится в Мозамбике. И
я могу назвать ее имя, потому что она смиренная, и поэтому заслуживает
моего признания. «Смиритесь, и вознесетесь» (см. Иак. 4:10).
Поэтому позвольте мне засвидетельствовать ей свое уважение. Хайди
Бейкер – необычайная жена Божья. Как только вы ее услышите, вы не
сможете сдержать своих слез. Мне было особенно приятно служить вместе с
ней в штате Айдахо. Собрания проводились в амбаре, в настоящем амбаре,
среди полей. В этом сельскохозяйственном помещении не было кондиционера,
а жара стояла около +35°. На земле валялась солома, и люди приходили со
своими стульями. В обоих концах амбара находились две огромные двери,
которые оставлялись открытыми, чтобы впустить свежий воздух. Во время
собраний голуби залетали внутрь и кружились над нашими головами. Это
было самое захолустное место, в котором мне когда-либо приходилось
служить на территории Америки, и все же это была одна из величайших
конференций, которые я когда-либо посещал. Хайди прилетела из
Мозамбика всего лишь на два дня, чтобы проповедовать, а затем полетела
обратно. Меня сразу же впечатлило ее смирение, когда она обращала свое
лицо к небесам и взывала о Божьей помощи прямо посреди фермы. Бог
использовал ее и ее мужа Роланда в том, чтобы поднять несколько тысяч
церквей по всему Мозамбику. Они видели удивительнейшие чудеса, а
некоторые случаи, о которых она свидетельствовала, просто не
укладываются в голове. Но обратите внимание на первые строки ее
письма: «Я всего лишь маленький проповедник, служащий в пыли и грязи».
Неудивительно, что Бог может доверить ей столь огромную власть. Я
вижу серьезную проблему во всех тех мужах и женах, которые любят
красоваться своими «служениями». Подобно фарисеям они любят, когда их
называют или величают «апостол», «пророк» и т.д. А что же случилось со
служением «СЛУГА»? Давайте всегда помнить слова Величайшего из них всех,
когда Он сказал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен» (Матф. 11:29).
Вашему вниманию представляю сообщение, составленное Джорджем Уитфилдом,
которого многие считают величайшим проповедником XVIII века. До
сегодняшнего дня его послания высоко чтимы десятками тысяч служителей по
всему миру: Церковные здания слишком малы В среду вечером
помещение церкви «Поклонение» на улице Чипсайд было переполнено. Я
проповедовал на тему «Раннее благочестие» и по многочисленным просьбам
распечатал эту проповедь. В последующие три месяца не было видно конца и
края тем людям, которые толпились, чтобы услышать Слово Божье … Тысячи
людей не вмещались в самые большие церковные здания, – всем не хватало
места. Они слушали с огромным вниманием, ибо их заботила вечность.
Теперь я проповедовал по девять раз в неделю. Утренние богослужения были
просто необычайными. В воскресенье утром, задолго до рассвета, можно
было увидеть улицы, заполненными людьми, идущими в церковь. С фонарями в
руках они шли и разговаривали о делах Божьих … Я всегда проповедовал
бесплатно. Рост популярности стремительно увеличивался. Я больше не мог
ходить пешком как обычно, мне приходилось брать экипаж и добираться на
нем с одного места в другое, чтобы избежать громкой хвалы множества
людей. Они слишком усердствовали в своих аплодисментах. Если бы я не
делал этого ради моего милосердного Иисуса, популярность погубила бы
меня. Я молил Бога взять меня за руку и провести целым и невредимым
через это горнило. Он услышал мою мольбу и позволил мне увидеть пустоту
всех аплодисментов, кроме Его собственных. Кто сегодня назовет успех
«горнилом»? Большинству из нас были бы приятны аплодисменты, и мы бы не
замечали их едва различимый и коварный яд гордости. Псалмопевец очень
хорошо выразил эту мысль, когда записал следующие слова: «Не нам,
Господи, не нам, но имени Твоему дай славу». В заключение этой главы позвольте мне процитировать вам письмо мадам Гийон, адресованное неизвестному лицу:
СМИРЕНИЕ – СЛЕДСТВИЕ ЛЮБВИ
Говорю тебе, ты очень дорог мне. Я очень радуюсь прогрессу твоей души.
Когда я говорю о прогрессе, то имею в виду прогрессию нисходящую, а не
восходящую. Как, например, в случае с наполняемым сосудом: чем больший
груз мы в него положим, тем глубже он погрузится – опустится. Точно так
же происходит и с любовью: чем больше ее в нашей душе, тем ниже мы
становимся. Поднимается лишь та чаша весов, которая пуста, – так и душа
превозносится только тогда, когда она лишена любви. «Любовь – это наш
вес», – говорит святой Августин. Давайте набирать в весе любви, чтобы
опуститься до справедливого уровня. Пусть ее глубины проявятся в нашей
готовности нести крест, в уничижении, в страданиях, которые необходимы
для очищения души. Наше уничижение – это наше возвышение. «Ибо кто из
вас меньше всех, тот будет велик», – говорит наш Господь. Я люблю тебя,
мое дорогое дитя, любовью нашего Небесного Учителя, Который уничижил
Себя любовью! О, какой вес имеет любовь, если она привела к невиданному
схождению с небес на землю – от Бога к человеку! Есть прекрасные слова в
книге «Подражание Христу» Фомы Кемпийского: «Люби быть неизвестным».
Давайте умрем для всех, кроме Бога. Чтобы устоять в помазании, мы должны иметь смирение.