Что такое мудрость? Какова её важность и значение? Как это понимание помогает в повседневной жизни? Да и в жизни вообще?
Давайте начнём с начала начал:
19 Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; 20 Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою. (Прит.3:19,20)
Из данного места из Писания мы видим мудрость как всеобъемлющее понятие, так как здесь показано, что всё с неё началось, и ею было создано и утверждено. Вся систематизация и логическая обоснованность циклических кругооборотов на нашей планете является плодом мудрости Божией. Все природные процессы, алгоритмы жизнедеятельности, систематическая жизнеобеспеченность всех живых существ – это лишь следствие. Всё это было помещено в одно Слово.
1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале у Бога. 3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. (Иоан.1:1-3)
Вот интерпретация Нового Завета предыдущего места Писания, но Евангелие от Иоанна позволяет нам более, глубже углубится в этот вопрос – что же такое мудрость (в данном контексте Слово) и как такое возможно, чтобы поместить всю мудрость в одно Слово?
Мы знаем, что Бог не имеет ни начала, ни конца, что он погружен в вечность. Но в человеческом понимании слово вечность очень примитивно. В основном все путают понятие вечности, с понятием бесконечности. Бесконечность в отличие от вечности имеет начальную точку и в принципе фигурально изображается в виде прямой неимеющей конца, что уже тяжело для понимания. Вечность же не имеет ни начала, ни конца и при этом объект, погруженный в данное временное измерение, не имеет определённых временных координат, так как находится во всех временах одновременно. Данное понятие употребляется, только ассоциируясь с Богом. Поэтому ответом на данный вопрос является то, что Бог в нашем понимании сказал все слова и это уже завершенный процесс, но в понимании вечности этот процесс не имеет конца, а Бог находится во всех временах одновременно и логический вывод – Он сказал все слова одновременно, но и говорит их до сих пор и наше измерение – плод Его премудрости. Причём же тогда здесь человек?
Человек является созданием, созданным по образу и подобию Божьему, но имеющий незавершенную духовную часть (дух, душа). Человек появляется на свет существом, стремящимся в течении жизни, уподобится Богу и этим самым стать Человеком. Т. е. основная задача человека на этой земле стать Человеком. Мудрость сопровождает его в этом. Она есть начало и конец жизни человека, так как она есть сущность самого Творца в человеке. Главное для человека научиться формировать своё мышление в соответствии с мудростью Божьей, так как жизнь человека – полное отражение его мыслей. Когда ты начнёшь преобразовывать свой разум – Бог, будучи верен своему слову будет преобразовывать твою жизнь.
Божье Слово подобно семени доброму, человек подобен земле, так как взят из земли. Задача человека поддерживать эту землю, ухаживать за ней и использовать семя данное Творцом, Он же выполнит остальную часть, одаряя человека благами и изобилием. Теперь перейдём подробнее к понятию «мудрость».
Слово "мудрость" [евр. даат; греч. софиа] означает способность постижения смысла явлений в их взаимосвязи. Человек обретает мудрость частично благодаря врожденной способности, частично из опыта, но всегда как дар Божий.
Лучше же всего о мудрости может рассказать самый мудрый человек из всех существовавших – Соломон, который впрочем, так и сделал в одной из книг Библии. Пойдём по порядку:
7 Начало мудрости - страх Господень… (Прит.1:7)
Это фундаментальное понятие мудрости. Здесь человек видит Начало начал, Того кто и есть сама Мудрость. В данном контексте мудрость означает «познание, разумение». Т. е. начало познания должен быть страх Господень.
1 Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, 2 так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; 3 если будешь призывать знание и взывать к разуму; 4 если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, 5 то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. 6 Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум; (Прит.2:1-6)
Данное место из данной книги является одним из самых ценнейших. Здесь разложены все составляющие мудрости и путь к ней. Пойдём в разброс, но подетально:
6 Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум;
Двумя главными составляющими мудрости являются – знание и разум. Буквально знание – информация. Разум – система восприятия данной информации. Если перевести на понятный язык, знание – это как семя, а разум – удобрение. У каждого сразу возникает вопрос, а что же тогда почва? Почва – сердце, т. к. в сердце – средоточение разума, из него проистекает жизнь. Всё это объединенное в систему называется мудростью. Мудрость – это совокупность знаний, опыта, разума, понимания, причём самые фундаментальные здесь – знания и разум. Мудрость – духовная часть человека. И как мы видим из данного места Писания, только Бог её даёт. И сейчас рассмотрим, откуда человек черпает знания и разум, главные составляющие мудрости.
3 если будешь призывать знание и взывать к разуму;
Призывать в данном контексте означает – чтение, постоянное повторение и самое главное провозглашение. Потому что когда человек провозглашает, это становится частью него. Взывать – быть преданным до последнего. Всё о чём здесь говорится, должно быть употреблено только по отношению к Писанию, так называемой прямой речи Бога – уста которого и есть источник мудрости.
5 то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.
Т. е. соблюдая всё вышеперечисленное, мы приближаемся к самому сокровенному в нашей жизни началу мудрости – страху Господню или точнее будет описать это состояние, как благоговение перед Ним – что означает почтение. И следствие всего этого достижение вышеупомянутой, главной цели нашей жизни – познания (приближения) Творца. Слово познание означает – глубочайшее проникновение в суть познаваемого. Чем больше познаёшь Творца, тем более виднее образ к которому нужно стремится (уподобляться), что и является смыслом жизни – стремление к полному духовному уподоблению Творцу.